Про-за-жизнь

      Хотите поговорить за жисть?

      В прозе. Прям всё, как есть: про нечёсанную старую жену, с которой страшно проснуться утром; про лысого беззубого мужа, который уже пятый месяц не может прикрутить розетку к стене, чтобы она не висела на проводах; про последний стольник в кошельке и неделю до получки...

      Вы же пришли на поэтический сайт...за чем? За правдой! Чтобы читать, кивать согласно и говорить, почёсываясь удовлетворённо: "Верю! Так и есть!" - и чтоб золотое пенсне на вашей переносице...(не золотое? не пенсне? враньё?)...

...и чтоб залапанные очки на вашем носу съехали к его кончику, горестно сверкнув... вы реалист. Вам не нужны сказки: сказки для дураков. Вы не ходите в театр. А что там делать, когда в буфете всё вчерашнее и дорого... Или всё-таки ходите? На что? Соцопросы утверждают, (вы верите соцопросам?), что самыми посещаемыми представлениями в Москве являются балеты "Щелкунчик" и "Спящая красавица" в Большом, за ними в небольшом отдалении фоменковские "Одна абсолютно счастливая деревня" и "Рыжий", потом мюзиклы "Юнона и Авось" в Ленкоме, "Монте-Кристо" в Оперетте и дальше в том же духе... Вот так.

      Что же получается? Заставить вас оторваться от компьютера и нести в театр честным и непосильным трудом заработанные денежки способно это враньё, эти сказочки? Там же всё притянуто за уши, так ведь вообще не бывает в жизни, уж мы-то с вами точно это знаем, не так ли? Так почему же с нами это получается?

      Почему? Рискну пнуть столпы основ и больно удариться, но скажу, что тот, кто придумал реализм был большая сволочь. Я имею в виду реализм в искусстве, а вы что подумали?

      Времена пошлой "станиславщины" сделали перекрут в наших мозгах и стали поистине сальто мортале - смертельным номером для многих театров, поставивших на реализм, реалистичность и аскетичность выразительных средств, и плясавших вокруг этой печки. И неважно, какой реализм застрял в мозгах режиссёров - соц-не-соц... Да простят меня адепты "высоких культуры и духовности", но я скажу крамольное: искусство в мире, где существует экономика и товарно-денежные отношения, - всегда товар. Да, это особый товар, да, это, возможно, лучшее, что человек может продать, но в обществе, где даже наша жизнь иногда является предметом купли-продажи, необходимо учитывать, что те, кто творят высокое и вечное, я не говорю о добром, потому что это понятие очень для меня относительное, особенно в свете уважаемого многими постулата "добро должно быть с кулаками"; так вот те, кто  творят высокое и вечное, люди, сиречь - биологические сущности в белковых телах, они хочуть кушать, спать, купаться в морях, рожать и "пить коктейли пряные", а ещё они хотят, чтобы их любили. И даже больше, чем понимали.  Много народу. Отвлеклась.

      Так я о чём? Тот, кто придумал реализм в искусстве, сделал его изначально-уценённым товаром, ибо сразу в разы снизил его привлекательность для потребителя. Зачем идти в театр за прозой жизни и платить за неё, если она вокруг, и махровая, и ещё прозаичнее, и совсем бесплатно. Зачем мне, к примеру, платить за книгу о врачах, когда я сама о них три написать могу и всё будет чистая правда и сермяжная муть.

      А тут Станиславский со своей завистью. Вам никогда не приходило в голову, что библейский Фома говорил Христу "Не верю" из обычной бытовой зависти, потому что к Христу было приковано внимание знАчимых для Фомы окружающих. Копнув эту тему глубже, можно уйти в пространные дебри рассуждалок о том, что советские времена априори были порождением кучки завистников и насаждали в людях зависть и комплекс неполноценности, физически и иными способами расправлялись с теми, кому хоть чуть-чуть, но можно было позавидовать, именно поэтому у нас в стране наряду с богатыми тогда не стало врачей, поэтов, художников; учёные, как самые молчаливые и умные, просто утекли мозгами отсель, и только в Сибири, куда ссылали остающихся в живых... Отвлеклась.

      Так я о зависти и Фоме. Неправда ли, Саниславский с Немировичем во время своей знаменитой трапезы в "Славянском базаре" были ещё не так завистливы, как в Советские времена, причины не было. Она возникла потом, а Станиславский, как человек дела, приближённый к искусству, был прежде всего бизнесменом и очень чутко чувствовал конъюнктуру театрального рынка - идеологическую конъюнктуру, методологическую конъюнктуру... Ещё бы: промышленник потомственный, с золотом дело имел. И докажите мне, что это не так. В обществе завистников тогда в особой цене была такая зависть в искусстве, которая стала вытеснять из него искусственное - его само. А теперь вернёмся в наши благословенные времена третьего тысячелетия от Рождества Христова и Фомы. Что сейчас, как показывает практика, способно сделать деньги театру? Гротеск. Музыка. Перфоманс. Абсурд, наконец. Но не реализм. И никто не выйдет из дому, чтобы в театре посмотреть очередную серию телесериала, заплатив за это деньги, а на что-то свеженькое нереальное пойдёт. Издалека ножками, и денежки  в клювике понесёт. Станиславский  в прошлом веке был гениальным продюсером и у него было отменное чутьё рынка. Но конъюнктура сменилась. И теперь, как в шестнадцатом-семнадцатом веках, когда на сценах Европы царила комедия дель арте, а в России скоморошьи балаганы, школа представления уверенно побеждает школу переживания, флуоресцентным маркером выделяя нужные места для наивного, (а мы в качестве зрителей всегда наивны, особенно, когда считаем себя искушёнными) современного, не избалованного театром, зрителя. Думаю, что есть уже и бизнесмены, и политики, которые используют новые конъюнктурные театральные тенденции для продвижения своих, далёких от искусства и малопривлекательных в сущности, товаров.

      Выходит, восклицание Станислваского "Не верю!" стало нынче чем-то вроде знака качества, а начало двадцать первого века поставило с ног на голову искусство двадцатого, точно так же, как в свою очередь, искусство начала двадцатого поставило... поставило в неудобное положение, скажем так, весь классицизм, а каким бульдозером во времена своего расцвета прошлось Возрождение по наивной феодальной теософии, лучше вообще не вспоминать.

      Возвращаясь к началу своих сегодняшних рассуждений, я думаю о том, что Бог есть на свете, ведь мы пережили эпоху сволочей - мы выжили в ней и она выжала из нас всё, что смогла, но не всё, что в нас было, если было.

       А искусство прежде всего - это то, чего нет, чего нет ни вокруг, ни в природе, оно - то, что мы привносим в неё, и наплевать, что кто-то в него не верит(врёт, верит, конечно, боится только), ведь то, во что не верил Станиславский и его современники, сейчас стало реальностью, и хорошо, что тогда кто-то в мире всё-таки платил за ирреальное искусство.

       Вот теперь, положив руку на сердце,  и ответьте себе на вопрос, к чему привёл Россию реализм - описание того, что есть, в подробностях и точностях? Был ли реализм искусством? Я не знаю, не дам однозначного ответа, но что-то подсказывает мне, что на более высокой ступени стоит умение эмоционально вовлечь человека  в то, чего нет, чтобы сделать людей выше, а их будущее светлее...
И, похоже, за это кто-то готов платить уже сейчас. Неужели вы?
Верю!
Вот и поговорили за жисть. А жену-то можно причесать. А лысину так просто не уберёшь, а если вместе пойти на балет, то жена может стать похожа на "Спящую красавицу", а потом стать красавицей. И непременно ею станет для кого-то, кто поверит в неё, чтобы его лысина заросла.               


Рецензии
Статья требует более глубокого погружения и отклика... Обещаю подумать над вопросами, которые Ты поставила. Скажу только одно, к Станиславскому Ты несправедлива. Спасибо большое, обнимаю!!!

Кариатиды Сны   28.08.2015 19:56     Заявить о нарушении
Конечно, несправедлива, Танюшечка, там я имела в виду реализм, в смысле описания окружающей действительности, а не изображения истинных чувств и эмоций в результате "проживания" роли, я сильно утрировала, акцентировала, короче). Спасибо тебе, дорогая, что не обругала мой поверхностный подход к проблеме. А ведь представляешь, "Театр Колумба", нарисованный Ильфом и Петровым, теперь востребован, как тогда и НА ПОЛНОМ СЕРЬЁЗЕ таков. Что это было? Предвидение или?

Ирина Окс   29.08.2015 00:51   Заявить о нарушении
Конечно, у Ильфа и Петрова - отличная пародия на уже существовавшие в то время театры Мейерхольда и Таирова.(Вместо Яичницы вынесли яичницу!))) Ты правильно заметила, что и сейчас есть такая тенденция и "кто во что горазд" для привлечения зрителя. Авторов таких же много появилось. То кто-то испражняется на глазах у зрителя, то тексты - сплошь "матом"... Но это несерьёзно. Это уйдёт. А театр Станиславского останется! Театр психологический...

Кариатиды Сны   29.08.2015 08:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.