Хапательная материя

  Мой друг, воронежский книголюб, Володя Духанин в славные, пропитанные эпистолярией времена, любил в письме за письмом, раз за разом выстраивать всякие колоночки, таблички, списочки любимого – музыки, книг, стихотворений… Любил он все по полочкам… Да и сейчас не чужд такой расфасовке от гурмана. Я чаще игнорировал его «статистику», иногда меня она и раздражала даже, я ей противился: не знаю, всё так изменчиво, сегодня одно, завтра другое, любимое выбрать трудно… Но каждый из нас ранжирит внутри себя-то. Незаметно, да увлекается этими простынями любимого, растянутыми на звездах (перефразируя Блока). Нет-нет, и класс попадется «провокационный», заковыристый, беспокойный. Одолевает уколами в личное, сокровенное. Иногда  в тягомотный, беспросветный осенний день и поддашься хитроватым и простодушным одновременно «уговорам» уйти от темы…
  Когда ребята спрашивают о любимом, невольно убегаешь памятью к книгам, авторам, глубоко взволновавшим тебя за долгие годы, даже потрясшим, что тоже, конечно, случалось.
  Вот и захотелось мне собрать сегодня в кулак дорогое мне. Может, этот поиск окажется близким кому-то, может, кому-то захочется прочесть что-нибудь из моей «антологии». Знаю, что и ученики мои уже заглядываю ко мне на страницу. Авось, и из них кто сходит в библиотеку…
  Порядка никакого в списке не будет. Так, что все-таки припомнится прежде всего.
Буду рад вашим предложениям, советам. Наверняка прочитаю что-то и из вашего любимого. А вы – из моего.

  Лион Фейхтвангер «Безобразная герцогиня», «Гадюка» и «Детство Никиты» Алексея Толстого, поэма «Аниара» Мартинсона, «Лето Господне» и «Солнце мертвых» Шмелева, «Сивцев вражек» Осоргина, «Планета людей» и «Маленький принц» Экзюпери, «Мцыри» Лермонтова, «Жажда жизни» И. Стоуна, поэма «Цыгановы» Самойлова, «Чевенгур» Платонова, его рассказ «Возвращение», «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого, стихи Рубцова, Прасолова, Тютчева, Заболоцкого, Ю. Кузнецова, Пастернака, Анненского и Блока, «Мы» Замятина, «Соборяне» Лескова, «Дар» Набокова, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Над пропастью во ржи» Сэллинджера, «Красное и черное» Стендаля», «Кола Брюньон» Р. Роллана, «Альтист Данилов» В. Орлова, «Капитанская дочка» Пушкина, «Мещерская сторона» и «Золотая роза» Паустовского, «Детство» Горького, почти всё у Уэллса, Брэдбери, Саймака, Лемма, «Норвежский лес» и «Кафка на пляже» Мураками, «Превращение» Кафки, японские хокку и танка, китайская классическая поэзия, «Сестра Керри» Драйзера, «Красное и черное» Стендаля», «Туманность Андромеды» Ефремова, «Люди как боги» Снегова, «Рай без памяти и всадники ниоткуда» Абрамовых, «Реквием» Ахматовой», «Доктор Живаго» Пастернака, «Жизнь Арсеньева» и ряд рассказов Бунина (особенно «Чистый понедельник»), «Голубка» и «Парфюмер» Зюскинда, «Шпиль» и «Повелитель мух» Голдинга, «Вор», «Русский лес» и «Дорога на океан» Леонова, «Подросток», «Идиот» и «Братья Карамазовы» Достоевского, рассказы Юрия Казакова, «Последний срок» Распутина, «Последний поклон» и «Царь-рыба»  Астафьева, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Осень патриарха» Маркеса, «Созерцание чуда» Солоухина», «Привычное дело» Белова, «Это мы, Господи» Воробьева, «Ночевала тучка золотая» Приставкина, дневники Шмемана, Пришвина, «Несвоевременные мысли» Горького, поэзия Тудора Аргези, Хименеса, Верлена, Бодлера Бернса, Шелли и Рембо, «Луна и грош» С. Моэма, несколько рассказов Акутагавы, «Алхимия слова» Парандовского, литературные труды Кожинова и Сарнова, «Страшный мальчик» и «Дюжина ножей в спину революции» Аверченко, «На берегах Невы» Одоевцевой, «Ключ» и «Бегство» Алданова, «Певцы» и «Бежин луг» Тургенева, "Ни дня без строчки" Олеши, "Исповедь Зоила" Золотусского, сказки Андерсена, сказки Волкова ("Волшебник изумрудного города" и "Урфин Джус и его деревянная армия"),«Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Берег» и «Мгновения» Юрия Бондарева, сатиры Саши Черного, «Мартин Иден» Д. Лондона, поэзию П. Неруды и Лорки, позднюю лирику Есенина, его «маленькие поэмы», сказки Пушкина, «Золотой узор» Бориса Зайцева, «Слово о полку Игореве» (с него начать надо было – вне конкурса!), «Факультет ненужных вещей» Домбровского, «Алые паруса» Грина, «Старик и море» Хемингуэя», «Степь» и поздние рассказы Чехова, поэзия Марии Аввакумовой, почти всё у Довлатова, «Технология рассказа» Веллера, «Семь дней творения» В. Максимова, «Лунная радуга» Павлова, «Пряслины» Абрамова, его маленькие повести, особо – «Альку», рассказы Евгения Носова (все практически) и его повесть «Усвятские шлемоносцы», «Улитка на склоне» и «Град обреченный Стругацких», «Эпилог» Каверина, рассказ Замятина «Пещера» почему-то поразил, «Андеграунд, или Герой нашего времени» Маканина, Хармс, миниатюры Арсения Седугина, «Семья» Н. Федоровой, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Сашка» Кондратьева, исторические романы Балашова, повести Д. Стейнбека, «Колымские рассказы» Шаламова и «Черные камни» Жигулина, «Софья Петровна» Чуковской, «Когда риск – это жизнь» Карло Маури, «Ледовая книга» Смуула…
  Наверное, что-то вспомню еще, что забрало.
  «Ах! Якая это до сердца хапательная материя!» – как сказал герой «Заячьего Ремиза» Лескова.


Рецензии
Николай, а как тебе Передреев и Решетов?

Серж Пименов   09.05.2015 22:46     Заявить о нарушении
Извини, зевнул рецензию.
В двух словах: хорошие поэты, настоящие.
В 80-х у меня их был сонм: Балашов, Шкляревский, Седугин, Соколов... и много, много еще...

Учитель Николай   18.05.2015 14:26   Заявить о нарушении
Этих ребят не знаю. Спасибо, посмотрю.

Серж Пименов   18.05.2015 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.