Горбовский у Ахматовой. Штришок

Читал 2-ой том собрания сочинений Глеба Горбовского, наткнулся там, посреди воспоминаний поэта, на одну интересную психологическую подробность.

Дело было в середине 60-ых, молодого поэта Глеба Горбовского (было ему тогда примерно 34) пригласили к Анне Ахматовой. И вот, сидит он перед Ахматовой (в окружении Рейна, Бобышева, Наймана, Бродского) и читает ей свои стихи. Ахматова глуховата, попросила читать погромче, а Горбовский сбивается на более тихую речь, и Анна Андреевна повторяет свою просьбу. Дальше – цитирую:

«И всё-таки, время от времени, просила читать громче, отчётливей. Помнится, обстоятельство сие немало меня раздражало. Приходилось напрягаться, словно бы навязывая себя, а не… даря. Что ж, самолюбие, как и здравый смысл, всегда при нас. Тем паче – в годы молодые» (Г.Я. Горбовский. Собр. соч. в семи томах. Т. 2. СПб.: Историческая иллюстрация, 2007. С. 58-59).

Интересная подробность: его просят читать погромче, и он этим раздражён, это уязвляет его самолюбие, потому что громкое чтение выглядит так, будто он нескромно навязывает себя, тогда как ему хочется выглядеть красивее – словно бы он себя дарит, без шума и напора, тихо, вкрадчиво и скромно. И, чтобы создать такое красивое впечатление перед Ахматовой и прочими, он понижает голос, но его просят говорить громче, а у него от этого закипает раздражение.

Вообще, замечательно, что он всё это подметил и запомнил. Не всякому дано замечать подобные тонкие изощрения самолюбия, которое как тот «праздник, что всегда с тобой». Что бы ни делал человек – его самолюбие найдёт щель между мыслями, словами и действиями и просунет туда свой язык. Даже если ты стараешься быть скромнее – и туда, в самую скромность, оно залезет.


Рецензии