Поговорим о кино. С крестом, но без Христа

С 24 по 29 октября в Оренбурге проходил уже в четвертый раз международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и Авангард». Интересно было познакомиться с современными российскими и зарубежными фильмами именно через призму православия, через взаимоотношения  человека и Бога.
Несмотря на то, что «кино – это мир иллюзий, чудес и захватывающих историй», оно очень ярко отражает духовное состояние современного мира. И вот с этой точки зрения кинофестиваль –  история о том, как Европа и Азия, Восток и Запад встречаются и начинают рассказывать друг другу все те же повторяющиеся в бытии человечества сюжеты, несмотря на причудливо переплетающиеся классику и авангард: отцы и дети, влюбленные и предательство, природа и человек.
География фестиваля действительно обширна: за несколько лет истории фестиваля в нем приняли участие кинодеятели из России, Хорватии, Китая, Сербии, Казахстана, Польши, Австрии, Израиля, Норвегии, Словении, Нидерландов, Киргизии и других стран.
Я смогла побывать лишь на нескольких просмотрах, но от этого общая картина, думаю, не меняется.
Кино – дебют, на мой взгляд довольно удачный, германо-финского режиссера Зайды Бергрот «Последний ковбой» рассказывает о том, насколько важно в семье понятие родственной  множественности, сплетенной в узел родной крови,  собственной ответственности за будущее. Хорошо, что фильм сняла женщина молодая, но видимо уже зрелая, имеющая семью и детей, и не понаслышке знающая о семейных проблемах.
Я бы это кино показывала всем родителям, подавшим заявление на развод, чтобы они, отринув собственную гордыню и самохотение в семейной жизни, обратились бы взглядом в свое сердце, в его глубины. Увидели бы страдания детей, чьи души и будущая жизнь будут непременно искажены, как в кривом зеркале.
В картине старший сын Руперт возвращается после службы в армии. Пустой родительский дом без тепла и радости встречает молодого человека и заставляет с болью в сердце вспоминать, как счастливые, так и очень горестные моменты жизни в его семье, где отец постоянно изменял и пил, а мать, дошедшая до отчаяния, попала в психиатрическую лечебницу. Отец, воспользовавшись ее немощью, спешит знакомить детей с «новой мамой», хлопочет о том, чтобы настоящую мать изолировали от детей – дескать, она опасна для них, хотя заботы его преувеличенны, а мать детей очень  любит. Жестокие шаги мужа еще более усугубляют ее состояние. В один из моментов она даже встает на железнодорожные пути, желая покончить жизнь самоубийством. Женщина зациклена на измене мужа и своей боли. Ее спасают дети.  Один из сыновей просто встает рядом на рельсы…
Невозможно без слез умиления смотреть, как малыши изо всех сил стараются развеселить мать после этого инцидента, чтобы она пришла в себя, отвлеклась. Сколько в их лицах любви-настоящей Божией, не ищущей своего, все покрывающей, все прощающей. В отличие от сосредоточенных на своем «я» взрослых!
В картине только один раз тонкой, но яркой канвой возникает образ веры и глубокой связи ее с семьей. Рождество… И,  как положено вся семья, родственники и друзья - вместе. Мать Руперта и Эверта подходит к иконе Богородицы и зажигает лампадку. Ее лицо возле иконы символизирует мир и покой, крепость и святость семейных уз. Но вот вначале все благостное и радостно-тихое нарушается тем, что взрослые пьянствуют, а потом по просьбе расшалившихся детей пугают их «монстрами». Мать делает замечание: сейчас Рождество, нужно вести себя подобающе…Да никто не слышит! Потому, что святые традиции праздника превратились в балаган.  Я думаю, тут режиссер заострила внимание зрителей на такой мысли: если мы к Богу относимся неуважительно, то разве можно ожидать хорошее и уважительное отношение к семье? Она тоже вырождается в балаган, в ненастоящее, что можно попирать ногами.
Как же мы - отцы и матери, отрекшись от своего вот этого «я», должны любить детей, воспитывать их в духе Божием, чтобы их маленькие души всегда были в тепле,  не искорежились в холоде человеческого безразличия, а умели ему противостоять с помощью  накопленного детского запаса любви. Ведь если его нет, (сколько мы знаем таких примеров!) люди, выросшие без настоящей заботы, сами никого не любят, не способны к этому. Наказание родителям наступает еще при жизни - в виде мучающихся от безлюбья собственных детей, не умеющих строить отношения с ближними, калечащих чужие души.
А эпилогом, увы не киношным, вот такие огненные слова Господа: 16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. (Евангелие от Матфея)
Собственно говоря, об этом же и второй фильм, но уже российского режиссера Андрея Богатырева «Баги».  Андрей до этого был режиссером документальных фильмов, а полнометражный художественный фильм «Баги» его дебют на большом экране. И вполне удивительный и замечательный! Зрители с удовольствием обсуждали кино после его окончания. Сам фильм смотреть нелегко потому, что правда настолько режет глаз, так сконцентрированно поданы здесь недостатки и язвы нашего времени, так отчетливо звучит тема «иссякла любовь в роде человеческом», что порой мороз пробегает по коже.
Режиссер, которому за двадцать, снял фильм о своем поколении. Как же жестко он бичует его - лишенного духовности, жажды к жизни и знаниям, лишенного настоящей любви, и заменившей ее просто спариванием. Молодые люди не знают, зачем они живут? Главному герою задают вопрос: какая твоя мечта? Оказывается всего лишь съездить с девушкой на Бали, в экзотическую страну. И это все?! Все…Пустой взгляд милого мальчика, не жестокого, но полностью беспринципного, лишенного каких-либо нравственных ориентиров, собственной воли. Может ли такой молодой человек совершить героический поступок? Защитить свою любовь, семью, Родину? Вряд ли…отвечает режиссер. И становится по-настоящему страшно. Потому, что именно такие милые мальчики окружают нас вокруг, куда ни кинь взгляд.
Сюжет вкратце таков: пожилой женщине становится плохо, ей нужна срочная операция, которая стоит тысячи долларов. И вот вопрос, где их взять и каким способом решают два человека - муж этой женщины, бывший афганец, ему за 60, и чужой молодой парень, которому чуть за 20. Они не знают друг друга и задачу по добыванию средств проводят автономно, пересекаясь только в  самом конце фильма. Естественно, что способы нахождения денег у них разнятся  с точностью до ста восьмидесяти градусов! Если бывший афганец решается с отчаяния продать свой орден Героя на толкучке, то юноша пытается заработать деньги для больной женщины…распространяя наркотики. Собственно, последнее для него настоящий ПОСТУПОК. Ведь он рискует своим положением перед законом из-за в общем-то абсолютно незнакомой ему женщины, и в какой-то степени его можно оправдать. Но, как известно, цель средства не оправдывает…
Меня поразило и ужаснуло, что все герои этого фильма имели на груди крестильные крестики, выглядывающие из ворота рубашек. Но видимо опять же по замыслу режиссера, эти крестики остаются всего лишь номинальной единицей, относящей этих людей к православию. Крестики словно знаки, напоминающие, что это люди, а не звери. Но эти люди живут абсолютно без Христа. А жизнь без Бога быстро превращает наше существование на земле в ад.
Недаром фильм называется «Баги», что в переводе с интернетного - системная ошибка. Сбой в системе нашего человеческого бытия, внутридушевный сбой-это уже серьезно. Вся система,  подразумевается государственная, «летит» и нормально работать уже не может. Нужны срочные меры. Какие? Подсказывать, думаю, не стоит. Кстати, финал фильма отнюдь не хеппи-энд, что наводит на печальные размышления.
Но больше всего меня поразил фильм «Портрет в сумерках» режиссера Ангелины Новиковой, снятый по сценарию Ольги Дыховичной, сыгравшей, кстати, в кино очень талантливо главную роль!  Я вышла из зала, буквально задохнувшись от избытка эмоций. И увидела возле дверей…исполнителя главной роли – того самого «гаишника». Оказывается, все исполнители ролей приезжали в Оренбург на кинофестиваль и участвовали в просмотре фильмов, их обсуждении и оценке. Вот я и приступила с расспросами к главному герою, он отвечал односложно, выяснилось, что актером он стал совсем недавно, а до этого действительно работал в ГИБДД! Так, что вживаться в образ ему не пришлось.  Коллегу выручил актер и продюсер Александр Рапопорт.
Мы долго и горячо обсуждали тему фильма - искореженной любви-ненависти. Возможно ли  такое сочетание вообще? И что тогда это такое? Любовь-боль? Все же мне показалось, главная героиня излечила героя терпеливой нежностью, заботой и любовью, которую сама еще до конца в себе не осознала.
По сюжету главная героиня Марина - женщина из обеспеченной семьи оказывается в одно мгновение в унизительном положении, что доказывает: деньги не решают ничего. У нее крадут сумку, она подвергается насилию со стороны защитников закона - милиционеров! Ее постоянно влечет на место преступления, будто она желает разобраться в чем-то. И случай ей подкидывает шанс - в одном окраинном кафе она видит своих ненавистных обидчиков, и желает им отомстить, решаясь даже на убийство одного из них. Но, неожиданно для себя не может сделать этого. Зло злом не искоренить. Ведь какая бы ни была внутренняя обида и боль, поднять руку на человека и лишить его жизни  страшно. Это нарушение заповеди Божией!
Марина продолжает совершать на первый взгляд парадоксальные поступки: она неузнанной  входит в семью своего бывшего насильника и видит, из какого ужаса, какой сорной травы он вырос, как ему тяжко и больно жить с сумасшедшим отцом и братом-наркоманом. В его душе настоящая рана - он никак не может простить измену жены, поэтому невзлюбил весь женский род.
Марина, работая психологом с неблагополучными семьями и подростками, однажды приходит к печальному выводу, что отсутствие любви настолько калечит и искажает человеческую душу, что скоро от окружающего уродства некуда будет бежать! Общество человеческих душевных уродов - порождает все новых уродов в отсутствии любви. То есть Бога. Поистине ужасны сцены, когда на слова «Я тебя люблю» человек реагирует ударом в лицо! И это мы люди? Не устаешь задавать себе этот вопрос в течение всего фильма, как бы напоминая себе, что мы должны, обязаны быть ЛЮДЬМИ!
Только любовь, человеческое тепло, забота и уважение, понимание проблем друг друга смогут разрешить сложные взаимоотношения. И опять мысль: без Бога и Его главной заповеди «да любите друг друга» мы превращаемся в скотов, которым не жалко никого - ни взрослых, ни детей, даже себя самих. Потому, что с исчезновением смысла жизни исчезает и ее ценность. В недавние времена был лозунг «красота спасет мир». Нет. Только любовь! И об этом, пожалуй, каждый фильм международного кинофестиваля, режиссеров российских и зарубежных. Ведь мир един и люди в нем, несмотря на этнические и национальные различия, едины. Жаль только, что такие умные и глубокие фильмы не попадают на широкий экран, их возможно увидеть вот только в таком своеобразном рекламном кинопрокате.
Смотрела фильмы и обсуждала их с вами Вера Арнгольд



.


Рецензии
балаган, вся церковная служба и есть балаган.
люди давно подменили веру в Бога,на посещение церкви,считая это и есть их бог. такие фильмы пробуждают у тех,кто может пробудиться, единство всего сущего,так как оно сущее и возникло из одного источника-Бога.

да Вера,по вашему описанию фильм хороший,спасибо. посмотреть надо.

Миха Иванов 4   05.12.2011 02:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.