Ана Бландиана. Белль-эпохальное мечтание

Я наткнулась недавно, на нынешней окраине Синаи, -- на полосе земли, сотрясаемой с одной стороны гулом международного шоссе, с другой – несмолкающим громыханьем железной дороги Париж-Стамбул, – на заброшенный дом, который оставили умирать естественной смертью, дом, еще не обрушившийся, но уже близящийся к той минуте, когда он мудро откажется от усилия держаться прямо; дом, чьи окна, как пустые орбиты, стали для цыганят, играющих возле, на ледяной горке, мишенью для символических камней — снежков. Это было одно из тех строений, не столько высоких, сколько длинных, у которых первый этаж занимает, как правило, большая столовая, а два верхних этажа дверями и окнами выходят на деревянные галереи, резные и украшенные с тщанием и искусством. Словом, пансион! Пансион начала нашего века, а, может, даже и конца прошлого! Стоило мне прийти к такому заключению, и вместо мишени местных цыганят передо мной расцвело то, чем предположительно было в своей чарующей юности обреченное здание.
По дороге, которая ухабилась на месте теперешнего шоссе, тряслись экипажи, коляски, влекомые упитанными лошадьми с упряжью в цветных кистях, и только редко-редко автомобиль, похожий на неуклюжее насекомое неизвестного вида, собирал народ у восхищенно-распахнутых окон и дверей. Публика приезжала в горы, публика, как видно, не слишком богатая, поскольку они нанимали всего лишь комнатушку в этом грациозном здании, публика из разночинной интеллигенции, скорее всего, из мелких служащих: дамы в длинных юбках с затейливыми воланами, в шелковых блузах с щедрой вышивкой и с пышными кружевными жабо, в шляпах, украшенных ягодами и цветами; господа в сюртуках поверх жилетов со сложной застежкой и рубашек с манжетами и воротничками, в гетрах и башмаках со шнуровкой, в шляпах, при перчатках и тростях; дети в бархатных костюмчиках с белой ажурной манишкой, в вязаных чулочках и в высоких лакированных ботиночках…
Удивительно! В пансионе наверняка не было ванны (в комнатах стояли умывальники с тазом и тяжелым фарфоровым кувшином, филигранно расписанным идиллической картинкой), клозеты помещались где-то во дворе, моющие средства еще не были изобретены, и все же – что поразительно в моем образе-ретро, кальке с фотографий того времени, -- это впечатление безупречной чистоты и ухоженности каждого персонажа. Пытаюсь отодвинуть сравнение, но оно накатывает и укрепляется во мне, вопреки моей воле, которая противится и пытается защититься, подозревая, что сравнение это не очень-то нам льстит. Не знаю, существовали ли тогда швейные, вязальные и вышивальные машины, склоняюсь к тому, что еще нет – или, в любом случае, они не были еще широко распространены; синтетическим материалам предстояло появиться через добрые полвека, все давалось тяжелым трудом, делалось кропотливо, иголкой и крючком, из шерсти овец, из шелка червей, из льняной нити, и все было дорого. А у нас вместо недель такого труда – минуты машинного шитья, вышивки, вязания, вместо овечьих стад – несколько баррелей нефти, все кропается на скорую руку и все – дешевка. Их фотографии (одна или две за всю жизнь) получались в результате сложной церемонии и были настоящими произведениями искусства по глубине и экспрессии; наши, снятые на автомате, обесценены своим количеством и тем, что представляют только миг, а не его смысл. Их платье было красиво красотой раритета и значительно тем трудом, который в него вкладывали; наше платье дешево и безлико – в согласии с мерой вложенных в него незначительных материальных и духовных затрат. Все естественно донельзя. Цена каждой вещи – уникальность и страдание, которым за нее заплачено. Этот закон так далеко заходит в своем абсолютизме, что американцы, в знак признания его буквы, чуть ли не уничижительного и в любом случае философского, практически заменили одежду универсальной и нейтральной униформой, джинсами.
Одному снежку подфартило разбить остатки стекла в окне, и звон осколков вмиг пресек мое белль-эпохальное мечтание, а с ним – и мою мысль, уставшую от отвлеченных построений.

Перевод с румынского Анастасии Старостиной


Рецензии
Не очень под настроение, но Вы так тонко высказали благодарность Ирине за ПРИВЫЧКУ ОТКЛИКАТЬСЯ НА ТО, ЧТО ЧИТАЕТСЯ, что как можно промолчать!)) Ну-ну, не вздумайте обижаться! Я же шучу!... может быть...))) А эссе - замечательное - эдакая машина времени, отправившая читателя совсем в другие времена, удивительно подробно описав детали быта, - обычно этого так не хватает в иных вещах о ДРУГИХ временах! - Не хватает именно деталей, которые дали бы возможность представить, КАК же они жили! - А это так интересно! И у Бландианы этого вдосталь - для любознательного потомка. Об энергетике вещей - отдельная тема. Теперь об этом говорят разве что экстрасенсы, ощущая по ВЕЩИ качества (или недуги) того человека, который её носил - в случае если кто-то надел что-то не своё. - А это было и раньше - да и теперь - через секондхэнды.- Впрочем, про ЭТИ вещи ничего не знаю! А еще об энергетике вещей говорят и в связи с детьми - что для них, безусловно, полезнее вещь, сшитая-связанная любящими руками - матери или бабушки... Вот куда завело это белль-эпохальное мечтание прекрасной Аны! Спасибо, Асенька! Доброго Вам вечера! Обнимаю. Ваша Н.

Наталья Коноплёва -Юматова   17.11.2011 20:20     Заявить о нарушении
Привет Вам после долгого отсутствия, дорогая Наташа! Привычка откликаться на чужое творчество действительно драгоценная. Тут Вы с Ириной солидарны. А привычки обижаться на невинные замечания у меня нет.
Энергетику же вещей я чувствую хорошо, даже не будучи экстрасенсом. Я думаю, что и многие чувствуют, но не придают этому значение. Недавно поняла, что практикую "интуитивный фэн шуй". Вещи сами говорят мне, мои ли они,хотят ли они жить со мной или полезнее расстаться. Любящие руки могут создать шедевр уродства, а от блошиных рынков исходят эманации несчастных призраков. Смотрим, прислушиваемся,берем только безусловно свое.
Примерно так.
Доброго дня!
Ваша --

Анастасия Старостина   18.11.2011 13:57   Заявить о нарушении
Асенька! Какое же удовольствие Вы доставили мне своим "интуитивным фэншуем"! И насчёт "шедевров уродства", исполненных любящими руками, затронули какую-то особую струну, личную. Даже не ожидала и не помнила - так мне казалось! А тут сразу ...нарисовалось... Спасибо Вам, дорогая, и за то, что ТАК чувствуете, и за то, что ГОВОРИТЕ об этом! - Обычно НЕ говорят... Впрочем, эта Ваша способность к интуитивному восприятию мира уже проявлялась - в наших прежних разговорах и при встречах - и всегда поражала как талант. - Да так оно и есть! Просто наделённые даром (почти любым) долгое время - или навсегда - не могут осознать, что ДРУГИЕ ЭТОГО НЕ МОГУТ (не умеют)! И поэтому всегда интересно, как это бывает - у каждого в своё время - открытие этого факта... И я Вас давно не слышу - все в своих делах-замотах, но надеюсь, что настанет утро, когда ...круассан будет ожидать кофе))) Обнимаю. Всегда Ваша.

Наталья Коноплёва -Юматова   18.11.2011 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.