Гений, не имевший себе равных

ВНЕ ВРЕМЕНИ...

  19 ноября – 300-й день рождения великого учёного-помора Михаила Ломоносова. Супруги Лисниченко - Валерий Васильевич, историк, доцент, кандидат наук, и Наталья Борисовна, педагог, считают, что по широте и разносторонности научных интересов его можно сравнить только с гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. О том - их труд «Михаил Васильевич Ломоносов и мировая наука». Вопрос о полновесном признании земляка в науке остается спорным, считают авторы.

- Валерий Васильевич, кажется, о Ломоносове трудно сказать что-то новое, так как его вклад в разные сферы деятельности изучен вдоль и поперёк…
- Это только так кажется. В целом судьба Михаила Васильевича как ученого трагична. В 1981 году нобелевский лауреат Петр Капица пишет в своей книге «Эксперимент. Теория и практика» о том, что научное наследие Ломоносова до конца еще по достоинству не оценено ни в России, ни в Европе. Мы решили проанализировать основную ломоносоведческую литературу, чтобы наиболее полно раскрыть выбранную тему.
- И с чего начали?
- Помните, родилась и укрепилась знаменитая норманнская теория происхождения российской государственности? Согласно ей, славянские народы получили госструктуру, пригласив на княжение норманнских наемников, так как, по мнению создателей этой теории, уровень развития славян был недостаточно высок  для создания собственного государства. Екатерина II-я поддержала немецких историков. Ломоносов стал первым ученым, который понял не только унизительный смысл норманнской теории для славянских народов, но и то, чем вообще чреваты исторические фальсификации в угоду правителям.
- Хорошо ли знают о достижениях гениального земляка северяне?
- Все, кто любит и знает свой край, испытали культурологический шок, когда проведенные опросы показали, что лишь минимальное число респондентов связало его имя с историей и культурой русского Севера. В СМИ в последнее время встречаются статьи, которые отнюдь не способствуют росту его авторитета в глазах читателей. Чего стоят заголовки: «Ломоносову утерли нос», «Отрок Шнобельман на Северном берегу»… Авторы в первой статье писали о том, как мыли памятник Ломоносову, а вторая была подготовлена к 1 апреля – Дню смеха… Но смысл их забывается, а общий фамильярный тон остается. Другой пример – пресловутый телепроект «Лицо России». Голосование проводилось с целью получить ответ на вопрос: «кто из великих исторических деятелей наиболее значимая фигура для россиян?». Большинство получил Александр Невский. А Ломоносов набрал относительно мало голосов. Это ли не доказательство того, что ореол заслуженной славы вокруг имени учёного стал тускнеть?
- Остались личные записи учёного?
- После его смерти в 1765 году по распоряжению графа Орлова все его научные труды, архив и личную переписку конфисковали.
- Каково отношение к Ломоносову как учёному россиян того периода?
- Среди русских современников он славится как литератор, организатор торжеств и занимательных опытов.
- А с точки зрения немецких учёных, его коллег?
- Профессоров Вольфа и Генкеля? Их отношения не складываются. В 1743 году Ломоносов на семь месяцев помещается «под караул» и на год оставляется без жалования. Профессор Миллер призывал предать Ломоносова смертной казни «за неуважение к немецкой земле»! После этого трудно было ожидать, что немецкие ученые признают заслуги Ломоносова перед наукой. В Германии Ломоносова не воспринимали как учёного-энциклопедиста. В Европе в нем видели только последователя вторичной немецкой научной школы.
- А поподробнее…
- Французский историк химии Хофер упоминал: «Среди русских химиков, которые стали известны, мы упомянем Михаила Ломоносова, которого не надо путать с поэтом того же имени». В подробной истории физики Хеллера  и Розенбарга он вовсе не упоминается.  Во французской энциклопедии Ларусса, а также в британской ничего не говорится о достижениях Ломоносова как химика и физика. На Западе много говорили о том, что он не оставил после себя своей научной школы. А среди его учеников называли только Румовского, астронома. Этот факт объяснялся просто: нерасположение к Ломоносову как к ученому со стороны двора создало вокруг него определенный вакуум. Вот почему научное наследие не было по достоинству оценено в тот период европейскими учеными. Правда, оставалась надежда, что свое веское слово в защиту Ломоносова скажет остальная просвещенная Европа.
- Насколько известно, в начале Х1Х века его имя стали часто упоминать во французских изданиях…
- Да, но не как ученого, а как поэта, литератора, составителя российской грамматики.
Левек в книге «История России» назвал Ломоносова «гением, который один мог бы составить славу целого столетия», но это касалось лишь его стихов. В «Истории современной России» Леклер называет  его «человеком, наделенным необычным поэтическим даром». Рассуждая о «русском красноречии», Дезессар считал Ломоносова  «первым русским поэтом». Высокую оценку литературному творчеству Ломоносова даёт Пажес. В словаре Феллера Михаил Васильевич рассматривается как историк – автор «Древней российской истории».
- А русские?
- Поэт Батюшков писал, что в словесности Ломоносов равняется Петру Великому. Пушкин, наоборот, считал Ломоносова ученым, полагая, что грамматика его устарела, стихи очень высокопарны и оторваны от корней народной речи. Но и отдавал должное его научной работе: «он создал первый русский университет,…он сам был первым нашим университетом!» Выходит, в ХIХ веке литераторы считают его ученым, ученые – литератором. А  разносторонность, широта и глубина его научных интересов и наличие открытий в самых различных областях научного знания опять в тени!
- А как же памятники?..
- Действительно, в империи начинается сбор средств на памятник Ломоносову в Архангельске, судя по подписному листу: «чтобы блеск славы его особенно отразился на тот край, где любовь к наукам вызвала его из среды сословия простых поселян». Но в Ломоносове видели в основном поэта – вспомните: скульптор Мартос изваял его в хитоне и с лирою. А так обычно изображали античных поэтов. Согласны?
- Но по школьной программе Ломоносов помнится учёным: «и может собственных платонов»…
- Нет, Россия и Европа на рубеже ХVIII-ХIХ веков воспринимали Ломоносова в основном как  гениального писателя, поэта, словесника.
- Отношение к великому помору менялось?
- Ещё как! В начале ХХ века в России уже никто толком не мог объяснить, кто такой Ломоносов. В западных книгах по истории науки встречались курьезные пояснения, что Ломоносов-поэт и Ломоносов-химик  - разные люди, или же его имя в истории науки не употреблялось вообще.
А он на 17 лет раньше Лавуазье открыл закон сохранения вещества, первым высказал мысль о наличии атмосферы у Венеры, сформулировал гипотезу о кинетической природе тепла, ввел понятие «стиль» в русском языке, создал антинорманнскую теорию происхождения российской государственности. И это далеко не весь перечень его открытий! А вот с середины ХХ века имя Ломоносова превращается в один из национальных брендов.
- В 30-60 годы издано много трудов о деятельности Ломоносова в отраслях науки: химии физики, истории…
 - С одной стороны, это был позитивный подход, так как он позволял глубже изучить наследие Ломоносова применительно к отдельным научным дисциплинам и областям знания. Но, с другой стороны, «растаскивание» целостного научного наследия на отдельные направления приводило к умалению его научных заслуг. А биография учёного?
В школах до сих пор говорят о том, что великовозрастный Михайло отправился в Москву «грамоте учиться», хотя он был образованным человеком и составлял купчие и договоры уже в 14 лет. Подчеркивается крестьянское происхождение, хотя Михаил Васильевич был из зажиточной семьи, его отец первым построил «новомодное судно» по европейскому образцу, самое крупное частное судно на Белом море. Утрируется противостояние Ломоносова немецким учёным, якобы его научные споры с «немцами» нередко заканчивались потасовкой. А о полноценном вкладе его в развитие именно мировой науки - ни слова!
- Какова картина нашего времени?
- Недооценка заслуг Ломоносова перед мировой наукой кроется в определенном направлении геополитики России. Учёный стоял за самостоятельный и независимый путь развития страны, призывал не слепо и подражательно использовать европейский и вообще любой иностранный опыт. Мы и сейчас по инерции зачастую стремимся оказаться в сфере вторичного научного знания, вторичной системы образования, пытаемся не столько нарабатывать собственное, сколько потреблять готовое, иногда бездумно перенося совсем неподходящий чужой опыт на российскую землю.
- Можно сделать выводы, что Михаил Васильевич плодотворно и успешно работал в области естественных, гуманитарных и технических наук, что, кстати, не характерно для западноевропейских ученых-современников…
- Верно. В среде ученых наиболее талантливым считается тот, на чьи работы больше всего ссылок. Так вот, какой области науки ни коснуться: химии, физики, математики, астрономии, истории, литературы, экологии – количество ссылок на ломоносовские работы одерживает верх. К тому же, именно Ломоносов закладывал основы новых наук, был просветителем. Московский Университет создан по его инициативе, он же обучил первых русских профессоров.
И имя Ломоносова - гения, которому не было равных в европейской науке при его жизни, во всех мировых академических изданиях должно стоять в одном ряду с просветителями европейского масштаба - Вольтером, Руссо, Дидро, Даламбером, Гельвецием, Франклином.
______

Михаил Васильевич Ломоносов  — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.


Рецензии
Негативное отношение к Ломоносову возникло после того,как он коснулся вопросов действительности Русской истории.
С уважением и почтением Алексей.

Алексей Колотиев   21.02.2013 16:18     Заявить о нарушении
История и оставила нам это имя. С ув.

Ольга Ботолина   22.02.2013 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.