Жизнеописание Рембрандта Харменса ван Рейна

Пятнадцатого июля одна тысяча шестьсот шестого года
в городе Лейдене в семье мельника родился тот,
кто на века в изобразительном искусстве определил погоду,
познав все радости жизни, нужду, лишения, кровь и пот.
Сын Харменса Рембрандт до 1620 года в латинской учился школе,
когда Нидерланды пребывали на волне революции буржуазной,
свершившейся с обретением независимости от Испании по воле
борющихся народов, не терпящих тирании многообразной.
Эпоха, отмеченная философским значением Рене Декарта,
на молодого Рембрандта оказала свое влияние тоже.
Однако разыгранная юношей университетская карта
не обеспечила научных плодов должную всхожесть.
Фрэнсиса Бэкона систематике наук и открытиям Галилея
Рембрандт предпочел Рубенса и Веласкеса искусство.
Оставив Лейденский университет, и о том не жалея,
он впоследствии на мифологии воспитывал свои чувства.
В течение трех лет у живописца Сваненбурха постигал азы
изображения разными материалами всего, что есть в мире этом.
Полгода в Амстердаме совершенствовал художественный язык
у мастера исторического жанра Ластмана, внемля его советам.
И уже в год смерти статхаудера Морица из рода Нассау
Рембрандт основывает в Лейдене собственную мастерскую,
полагая, что лишь тому удается выковать свою славу,
кто действует смело и поэтому неизбежно рискует.
Исторических событий захватывающая панорама
вдохновляла Рембрандта так, что в двадцать неполных лет
он написал картину «Изгнание торгующих из храма»,
и о молодом художнике пошел слух по родной земле.
В тысяча шестьсот тридцатом году умирает Харменс Герритс,
оставив в наследство сыновьям мельничные жернова.
Год спустя Рембрандт пишет «Портрет ученого» и в удачу верит,
понимая, что лишь настойчивым дается над мастерством власть.
В возрасте двадцати пяти лет поселяется в шумном Амстердаме
у торговца картинами Хендрика ван Эйленбурха в 1631 году.
Здесь часто бывают важные кавалеры и красивые дамы –
капризные властительницы художников творческих дум.
В 1632 году Рембрандт пишет для гильдии хирургов
«Анатомию доктора Тюльпа» и получает вскоре
от правителя Нидерландов
заказ
на серию «Страсти Христа», в которой он проявил свою мощь
демиурга –
глубину чувства, крепкую руку и наблюдательный зоркий глаз.
Успех упорного художника был очевиден и ван Эйленбурха дочь
становится по взаимному влечению его женой, причем в ту пору,
когда Рембрандт, проведя с ней полную таинств брачную ночь,
задумал писать Саскию как щедро цветущую богиню Флору.
С разницей в один год в свет появляются «Снятие со креста»
и удивившая публику картина «Жертвоприношение Авраама».
Так Рембрандт Харменс ван Рейн амстердамской знатью стал
считаться оригинальным художником как достойный
потомок Адама.
В тридцать лет переселяется с женой на Ниве Дуленстраат,
где вдохновляемый мифом создает первый вариант «Данаи».
Несмотря на немалое количество хозяйственных и прочих затрат,
трудолюбивый художник верит в триумф, творит и не унывает.
Написавшая «Притчу о работниках на винограднике»
Рембрандта
кисть,
среди всех живописцев заметно приумножила славу его.
С большей охотой теперь богатеи распахивали свои кошельки,
в домах которых Рембрандт все чаще появлялся как званый гость.
В просторном доме на Брестраат, купленном Рембрандтом в 33 года,
он собирает большую коллекцию художественных произведений.
И дело не в том, что такова была прихотливая мода,
но так диктовал художнику его собственный творческий гений.
Едва обставив богатый дом и раритеты успев собрать,
наладив творчество и быт на широкую ногу,
в 1640 году Рембрандт хоронит в Лейдене свою мать
и начинает к утратам с болью в сердце привыкать понемногу.
В этом же году великий Рубенс умирает в Антверпене,
во Франции близится к закату эпоха кардинала Ришелье.
И хотя Рембрандт внутренне готов к любым переменам,
удары судьбы будут терзать его душу в течение многих лет.
Рембрандт и Саския троих детей хоронят в младенчестве прежде,
чем сын Титус у них появляется как дар Бога на свет.
Но на семейное счастье не суждено было сбыться надежде, –
внезапная смерть Саскии в 1642 году дала почву досужей молве.
Собрав боль в кулак, завершает Рембрандт «Ночной дозор»  –
картину, посвященную амстердамским вольным стрелкам.
Но это произведение не ублажило капитана Баннинга Коха взор,
как и от чаяний прочих стрелков оказалась весьма далека.
Картины «Давид и Ионафан», «Святое семейство», «Данаи»
второй вариант
Рембрандт создает в последующие пять лет, полных горя.
Постоянным спутником  раздумий становится Библии фолиант,
да еще притупляют тоску одинокие вечерние прогулки у моря.
В 1649 году молодая Хендрикье Стоффельс сменяет старую
служанку Гертье Диркс,
леченье которой Рембрандт оплачивает до последних ее дней.
Энергичная и заботливая Хендрикье в художнике смогла разбудить
новое чувство, и он все чаще за мольбертом думал теперь о ней.
Антонио Руффо, знатный меценат из солнечной Сицилии
в 1652 году заказывает Рембрандту «Аристотеля с бюстом Гомера».
Вдохновленный любовью художник, светлых чувств изобилию
находит в этом произведении живописную наилучшую меру.
В свои пятьдесят лет с двухлетней дочерью Корнелией на руках
Рембрандт объявляется банкротом, описывается все его имущество.
Иначе говоря, великий мастер гравюры и живописи терпит крах,
несмотря на своего расцветшего таланта бесспорное могущество.
Но никакие происки завистников и даже самого демона
не могут сломить волю кудесника нерукотворного света.
В это же самое время Рембрандт создает
«Анатомию доктора Деймона»
и в утверждении своего в искусстве пути не останавливается
на этом.
В год продажи с молотка коллекций пишет «Молодую женщину,
примеряющую серьги»,
а после продажи дома и вынужденного переселения на Розенграхт
Хендрикье и Титус, спасая Рембрандта от алчности кредиторов
энергии,
учреждают фирму по продаже художественных произведений –
такова становится их игра.
В 1659 году из-под кисти появляется «С самарянкой беседа Христа»,
с приходом последнего ученика Арта де Гельдера пишется
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
Антонио Руффо покупает у Рембрандта «Александра Великого»,
заказывает «Гомера», ибо неспроста
угадал, что слава этого художника приведет в возмущение
мировой эфир.
Картины «Заговор Клавдия Цивилиса. Клятва»,
групповой портрет суконщиков
«Возвращение блудного сына» Рембрандт пишет в течение
следующих трех лет.
На этом творческая история художника еще не окончилась,
он по-прежнему остается в художественных дум боевом седле.
В 57 лет Рембрандт хоронит Хендрикье Стоффельс,
угасшую быстро,
оставшись с Титусом и дочерью Корнелией девятилетней.
Еще более благородными в его рисунках становятся сепия и бистр,
бессильны против него нищета и обывателей праздные сплетни.
«Давид и Урия», «Портрет поэта Иеремиаса де Деккера» полотна
появляются спустя три года после Хендрикье смерти,
когда беды идут по пятам за Рембрандтом столь плотно,
что уже кажется – нет ничего такого, чем их можно было б
измерить.
Женитьба Титуса на Магдалене ван Лоо приводит вскоре
к неожиданной смерти единственного сына и помощника.
Рождение внучки, названной Титией, хотя и не усмирило
безутешное горе,
но все же стало старому художнику последним стимулом
мощным.
И Рембрандт начинает «Симеона во храме» писать –
свое последнее, оставшееся незавершенным произведение.
Тому, что художник успел, а также и не успел сказать,
сотни лет еще будут внимать многие поколения.
4 октября 1669 года вписываются в историю траурной повестью:
неукротимый дух Рембрандта оставляет изможденное тело.
Художник завершил свой земной путь в согласии с совестью
и в уверенности, что когда-нибудь люди по достоинству оценят
всей его жизни дело.
В разные годы учениками Рембрандта были Доу,
Экхоут, Баккер, Флинк и Боль,
а также Фабрициус, Доомер, Хохстратен, Овенс, Маас и Дроост.
В их становлении легендарный Рембрандт сыграл немалую роль,
создав, таким образом, искусства преемственности живой форпост.
Эту гекатомбу памяти великому голландцу приносят в своих сердцах
Церетели, Дробицкий, Дмитренко, Раскин, Чаркин и Талащук.
Главное не терять пред Вечностью своего лица
и собственным творчеством приумножать славу искусств и наук.
Летучим Голландцем стал ныне Рембрандт, бессмертным мифом,
все еще неразгаданным в отблесках чудесного света.
Для того воспет он в этой саге неутомимым Сизифом,
чтобы затем навсегда умчаться в запредельное как комета.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.