Добрался.. вот и дом давно забытый...

Добрался.. вот и дом давно забытый.
Всё тот же сад... и, всё-таки не тот:
Я не был здесь уже который год.
Деревья, словно временем побиты.

И вспомнилось проказливое детство:
Соседский огород... и сеновал,
Где я тогда с девчонкой ночевал,
Живущей там же... в доме по соседству.

Я помню по весне с отцом однажды
Мы жизнь берёзового черенка
Определили возле ручейка,
Бегущего по саду летом каждым...

Я по утрам поил водой посадку,
Да замерял прибавившийся рост.
Но, забывал по мере той, как рос.
Ах, как воспоминанье нынче сладко.

Она курчавилась - другим завидно.
Меня встречала трепетом листвы...
А я не замечал её...увы,
Теперь за самого себя обидно.

Ушёл, не обернувшись... так хотелось
Изведать странствий на своём веку.
(Я очень многое теперь могу...
И по другому понимаю "смелость").

Весна и лето, осень кружевница
Плели ей косы, ласково шурша
Листве о том, что время, ворожа,
Дарить ей будет яркие зарницы.

Когда земля, очнувшись от наркоза
Снегов, ручью дарила буйство вод,
В саду моём кудрявая берёза
К разлуке нашей прибавляла год.

Я пережил и потерял так много,
Что дорожу сегодня каждым днём.
Дождись меня, берёза под окном,
В саду, где ручейковая дорога.

09.11.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема: возвращение в родные места и ностальгия по прошлому. Лирический герой посещает дом детства, погружается в воспоминания о юности, детстве, утраченной любви и неоценённой красоте окружающего мира.
Основная мысль: ценность прожитого опыта и осознание утраты — через возвращение к истокам герой переосмысливает жизнь, понимает мимолетность времени и важность бережного отношения к тому, что было когда;то рядом.
Композиция:
зачин — возвращение в забытый дом, ощущение перемен;
середина — поток воспоминаний (детство, первая любовь, посадка берёзы);
кульминация — осознание упущенного, чувство вины и горечи;
финал — надежда на встречу с прошлым («Дождись меня, берёза под окном…»).
Тип речи: лирическое повествование с элементами рассуждения (рефлексия о прожитом).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной окраской.
Средства связи предложений:
лексические повторы («берёза», «сад», «ручей»);
местоимения и анафоры («Я…», «Она…»);
синтаксический параллелизм и перечисления;
временные маркеры («по весне», «по утрам», «теперь»).
Средства выразительности:
метафоры («деревья, словно временем побиты»; «весна и лето, осень кружевница / Плели ей косы»);
олицетворения («берёза встречала трепетом листвы»; «время, ворожа, дарить ей будет яркие зарницы»);
эпитеты («проказливое детство»; «курчавилась — другим завидно»; «буйство вод»);
сравнения («деревья, словно временем побиты»);
инверсия («Я пережил и потерял так много…»);
риторические восклицания и умолчания («Ах, как воспоминанье нынче сладко»; «Ушёл, не обернувшись…»);
символы (берёза — память, рост, утраченная любовь; ручей — течение времени).
Вывод: стихотворение строится на контрасте прошлого и настоящего, на чувстве ностальгии и позднем прозрении. Образы природы (сад, берёза, ручей) становятся проводниками памяти и символами необратимости времени. Лирический герой приходит к осознанию ценности каждого мгновения и к желанию восстановить связь с тем, что когда;то оставил. Эмоциональная глубина достигается за счёт сочетания простых, бытовых деталей и высокой поэтической образности.


Рецензии