Тревожный знак

    « Мы входим  в  полосу  потерь,  как входят  в  море...»
               
                Григорий  Поженян

    «....не  есть  ли  это  знак, что  мы  вступаем  в  совершенно  новый,  но 
       грустный  мир? ...  теперь  не  говорят  «я  верю»,  но  «согласен» ...»
               
                Иосиф  Бродский




ЖИЗНЬ
как  жизнь.
Полоса потерь
на которой ты,
верь - не верь,
кладом вымученных ночей   
заклинаешь: Бери! Ничей.
Припоздал
твой осенний ток.
Нет  полёта.
Просчитан итог:
Я  спешу
к полосе потерь!
Свежей стружкой
пугает  ель?
Дерзко дразнит,
зовя на постой
в мир веселья?
Но сущий  разбой -
страх,  ломающий 
вер сухостой,
при отсутствии правды.
Иной, лучший  способ 
расстаться с мечтой,
соглашаться   владеть...
ПУСТОТОЙ.
Жизнь 
как  жизнь...


"Тревожный знак" Сальвадор Дали (1934г.)


Рецензии
Вика!

В последнее время особенно остро чувствую диссонанс, единого казалось бы, славянского, христианского духа, однажды разделенного в слове,в языке. И от чего русским православие, а полякам католичество? В языке всего лишь предпосылки религиозного развода, но какая энергия разделяет саму словесную породу, само родство. В пору вспомнить в свете последних событий на Украине пассионарность Гумилева.

Это отклик на вашу поэтическую заставку в начале странице (Мицкевич)
Она (заставка)великолепна. И сложилась из самого особенно почитаемого славянами культа предков. В России так же ценится космизм русского Философа Федорова где этот культ поставлен в красном углу. Почему же враждуют родственные, с глубочайшей общей историей народы? Почему же только русские народы сохранили непосредственную издревле, корневую, сердечную свободу слова?
Ваше стихотворение созвучно с творчеством Сальвадора Дали.

Однако готов предложить иное решение:
О, если б тайною обмана
Грехи друзей изобличить
И волей сознанного плана
Не погубить, а излечить

О, будет ли тогда порукой
Душой несознанная весть?
Сердца спасает только мука
Вся правда и вся кривда здесь.

С улыбкой, с теплом

Половинкин Виктор   07.04.2014 00:09     Заявить о нарушении
Острую, тревожную тему затронули, Виктор!
Я имею в виду диссонанс, если не сказать -
расхождение, размежевание внутрихристианского
мира, особенно проявлённого событиями в Украине.
Но... Не склонна считать, что "словесную породу,
само родство" разделяет какая-то непонятная энегрия.
Скорее напомню, что "слово" служит своеобразному
энергетическому обмену - сообщению другим своих
мыслей сообразно своему же разумению или пониманию.
Не буду вступать в синкретические споры, но напомню
про Тараса Шевченко, равнозначно писавшего на украинском
и русском языках (прозу в основном, но и стихи!):

" Все йде, все минаэ - i краю немаэ,
Куди ж воно дiлось? Вiдкiля взялось?
I дурень, i мудрий нiчого не знаэ.
Живе... Умираэ... Одно зацвiло,
А друге зав,яло, навiки зав,яло..."

И какой же христианин этого не поймёт?
Руссий? Поляк?.... Вот уж нет!
У Шевченко, кстати, был кумир -
да-да, тот же Адам Мицкевич! Даже
не кумир, а источник постоянного
вдохновения, приведший Тараса к
сюжетному "братанию", в том числе
и по языковой напевности... Правды ради,
следует заметить, что песни и баллады
Шевченко (из Кобзаря) звучат намного
трогательнее и беззащитнее в простоте
своей, нежели у Мицкевича, но даже сейчас,
а в середине 19 века тем паче, - никакого
внутрихристианского разлада не видится,
наоборот,

"Что ни ветру, ни волны от родимой стороны,
От Украйны милой?
Что-то наши не летят: видно биться не хотят
с НЕКРЕЩЁНОЙ силой..." .

Ну что тут скажешь... Кобзарь! ( А первая
цитата из Гайдамаков ) Он косвенно и ответил
на Ваш вопрос о "вражде народов" общих корней
исторических. Закавычила два слова, поскольку
твёрдо уверена, что нет между НАРОДАМИ нашими
никакой вражды! А политиков шизоидного толка
и разного отребья (признаюсь, деятельного в
самом низком понятии, но деятельного) в каком
народе не доставало? Да и конфликта идеологий
никто не отменял.... Я как-то не припоминаю.
А вот насчёт сохранности русскими носителями,
именно русскими, всё максимально возможное
словотворческое богатство гениально пояснил
ещё один самородок... В 1755 году. Ломоносов.
Позволю себе процитировать на современном языке,
уж больно нравится!

Повелитель многих языков, язык российский, не
только обширностью мест, где он господствует,
но вместе и собственным своим пространством и
довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно
это покажется иностранцам и некоторым природным
россиянам, которые больше к чужим язЫкам, нежели
к своему, трудов прилагали. Но кто, не предупреждённый
великими о других мнениях, обратит в него разум и
с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл Пятый,
римский император, говаривал, что испанским языком -
с богом, французским - с друзьями, немецким - с недругами,
итальянсим - с женским полом говорить прилично.
Но если бы он российскому языку был искусен, то,
конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми
оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём
великолепие испанского, живость французского,
крепость немецкого, нежность итальянского, сверх
того - богатство и сильную в изображениях
краткость греческого и латинского языка.
........................................
Кто отчасу далее в него углубляется, предводимый
общим философским понятием о человеческом слове,
тот увидит безмерно широкое поле или, лучше
сказать, едва пределы имеющее море.

Совершенные слова, на которых не сказывается
долгота времени, в которую разделились польский,
украинский, русский...

Ну, и если не устали, то буквально пара строк
об " ином решении " тревожнознаковости Дали?
" Сердца спасает только МУКА "? Ой ли? Я-то
спорить не стану - не знаю, а вот Карамзин
очень бы подискутировал... сказал бы примерно
так: Язык наш - для нежной простоты, для сердца
спасения, для чувствительности; богатство языка
это богатство мыслей. Знаю свободу, а "план" -
это закон? А в старину говорили, что свобода
с законом живут как кошка с собакой и всякий
закон есть неволя, а не "воля" и неволей-то
не излечишь... Впрочем, это глубоко и заведёт
далеко..... :)!
А поэтому, уже я, Радуюсь всему хорошему, что
только может быть на и во всех языках!

Присоединяйтесь, всегда рада.
:)!

Вика Кир   08.04.2014 03:52   Заявить о нарушении
Вика!
Я безмерно рад продолжить разговор.

Во - первых о историке-этнологе Льве Гумилеве, о совместном живом даре Ахматовой и Гумилева. "Очевидно, сама живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение,обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силовых линий, которые не в покое а ритмическом колебании с разной частотой" И далее " Так как особи нового настроя взаимодествуют друг с другом, то немедленно возникает целостность - однонастройная эмоционально, психологически и поведенчески, что, очевидно имеет физический смысл. Скорее всего здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, иными словами- единый ритм(частоту колебаний)" И далее " ...как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в социальный институт, организующий коллектив пассионариев" И еще " Такая группа может стать разбойничьей бандой викингов, религиозной сектой мормонов, орденом тамплиеров, буддийской общиной монахов, школой импрессионистов и т.п." Причем по Гумелеву пассионарные всплески происходят на границах различных географических ландшафтов или различных культур. Например в данном случае Польши и России.
Об остальном продолжу завтра.
С улыбкой и теплом

Половинкин Виктор   09.04.2014 00:06   Заявить о нарушении
Почему Польши и России? Я думаю здесь Вы найдете если и неисчерпавающую то во всяком случае и не отвергаемую с порога информацию.

http://www.politike.ru/dictionary/839/word/ukrainskii-jazyk

От себя желаю ещё заметить следующее:- чем ярче разгорался украинский кризис тем больше польских слов (полонизмов) и интонаций появлялось в речи украинских дикторов телевидения.
Я согласен с Вами по поводу особой роли поэзии Мицкевича в поэтических работах Тарасаса Шевченко. Однако и сам Шевченко не раз упрекал в стихах украинцев в нелюбви к своему родному, украинскому мироустройству. Судьба самого поэта Мицкевича тесно переплетается с русской классической школой золотого века (А.С.Пушкин). Но и он в конечном итоге Мицкевич как и его великий соотечественик Шопен стал патологически ненавидеть Россию. Эта ненависть передалась и бывшему другу Шопена Листу. Я согласен с Вами по поводу певучести польского и украинского языка. Например в украинском языке встречаешь древнерусскую мелодику утраченную в русском языке благодаря исторической реконструкции. (Великие опыты все того же А.С. Пушкина) Однако даже внутри самой России происходили религиозные разногласия. Нынешнее православие и староверы. Это историческая драма. Религиозная основа не терпит даже малейших несоответствий.

Половинкин Виктор   09.04.2014 23:20   Заявить о нарушении
Не владея темой Вашей ссылки по диалектам украинского
языка, я с большим скепсисом отношусь к не вполне
академическим изданиям, пусть даже и Больших политичесих
энциклопедий... Обжигалась, и не раз! Всё, что касается
исторических событий, требует не одноминутной проверки.
А вот некоторые "музыкальные моменты" режут слух здесь
и сейчас, так как не вполне соответствют истинному
положению вещей. Начну с Фридерика Шопена. Он мне
знаком, о нём моя Записка "Летом в Ноане порхают
стрекозы". Интересно, Виктор, вы никогда не спрашивали
себя, почему тот же Бродский характеризовал гениального
романтика "Шопен, никому не показывающий кулака"?
( Это с его-то "Революционным" этюдом №12)
Явно не с бухты-барахты, как всё у поэта.
Биография композитора, а более - музыка! - подскажут
ответ: Шопен не мог ненавидеть (Россию, Нероссию),
он мог только любить (Родину. Польшу).
Так сложилось, что когда его край раздроблен был
Австрией, Пруссией и Россией, Шопен находился в
пубертатном возрасте и сам факт иновладычества
не слишком беспокоил его. Музыке был предан с
младенчества, подобно Моцарту. И первая поездка,
куда бы вы думали, - в Берлин!, принесла море позитива,
впечатлений, далёких от неприятия, скажем, Пруссии.
И даже через год, когда Николай I короновался на
польское царствие в родном городе музыканта, Шопена
более заботило звучание скрипки Паганини, слушая,
он рыдал, и предстоящие гастроли в Вене. Концерты
прошли блестяще и, разумеется, никакой ненависти к
Австрии... И Париж уже не за горами! Этот город и
вообще страна, с которой у семьи Шопена "канатные"
связи. Дед композитора большую часть жизни провёл
там; там же родился его отец - Николя, который уехав
в Польшу, не раз порывался вернуться на свою Родину,
но не сложилось. Эти длинноты привожу с единственной
целью - показать, что Россия странным образом выпала
из череды положительных эмоций гениального романтика,
но я не встречала ни одного документа, где бы Шопен
говорил о ненависти к нашей стране. А тот факт, что умирая,
Фридерик просил сердце своё похоронить в Польше,
опять декларирует высочайшую романтическую любовь к...,
но никак не ненависть.
Касаемо Франца Листа - венгра, не знавшего венгерского,
a propos, мною любимейшего романтика, то он не только
несколько раз бывал в России с концертами, но и
оставил вневременной след в истории Русской музыки.
Ему мы обязаны непревзойдённым переложением для
фортепиано Алябьевского "Соловья". Фортепианные
транскрипции оперных тем Глинки тоже дорогого
стоят! И не только переложения, но и публикация
для представления русского музыкального "я".
Его (Ф.Листа) последняя романтическая любовь -
родня древнеродных немцев, принявших присягу
и кровно служивших русскому государству, ещё в
царствование Елизаветы Петровны, где-то в середине
18 века. После поездок Лист до конца жизни дружил с
Бородиным, а его переписка с Балакиревским кружком
известна не только узкой кучке музыкантов.
Нет здесь даже намёка на ненависть к России, ни малейшего.

И с "религиозной почвой" не всё так устойчиво,
скорее зыбко! "Разногласия", конечно, были, есть,
и будут, как разногласия между одобрением и порицанием,
высоким и низким..., но во след за Леонидом Сабанеевым,
талантливым критиком конца 19 века, я - за БЕЗЗЛОБНОЕ
отношение к произошедшим историческим поворотам.
Старообрядец Заволоко Иван Никифорович и
православный священник Флоренский Павел Александрович.
Оба - уникальнейшее явление духовной жизни России!
Каким же прибором измерить степень их пассионарности...
О Льве Гумилёве сейчас дискутировать не стану.
Разговор долгий, в двух словах не получится.
Видела и слушала его чуть ли не в последний
год его жизни. Называю эту фамилию, а вспоминаю
рассуждения энциклопедиста Дени Дидро, и не только
о разногласиях. Припоминаете его, создавшего
"Толковый словарь наук, искусств и ремёсел",
дружившего с Екатериной II, грезившего о бесплатном (!)
образовании? В одной из работ он предложил нам с
вами, Виктор, да любому vis-a-vis, хотя бы на минутку
забыть о месте, которое мы занимаем во времени и
пространстве. Проникнуть взглядом в будущие века,
в далёкие страны и грядущие поколения...
Подумать о благе всего рода людского.
А если нет в нас достаточной меры великодушия,
то, по крайней мере, простить природу,
оказавшуюся более мудрой, чем мы.
Искать надо то, что объединяет, коль все
согласны, что мы - люди.


Вика Кир   11.04.2014 05:03   Заявить о нарушении
Вика!

Я держусь таких же взглядов, но если из глубины столетий вновь и вновь встает зловещий призрак побуждающий к вражде, готовый перевернуть всё с ног на голову, готовый столкнуть к самому обрыву за которым кончается мир, что делать мне если я безумно люблю Шопена!

Из штутгарсткого дневника Шопена. Записи сделанные Шопеном после подавления польского восстания.

"Отец, мать, дети, всё, что мне всего дороже, где вы?— Может быть, уже трупы? …
Писал предыдущие страницы, ни о чём не зная,— что враг в доме— предместья разрушены— Ясь!— Вилюсь, наверное, погиб на баррикадах— Марцелия вижу в плену— благородный Совиньский в руках этих негодяев! О Боже, Ты есть! Есть и не мстишь! Или ещё недостаточно Тебе московских злодеяний— или — или же Ты сам москаль! …
А я здесь беспомощный— я здесь с пустыми руками — иногда лишь стону, страдаю на фортепиано — отчаяние — и что дальше? — Боже, Боже! Разверзи землю, пусть поглотит она людей этого века. Пусть терзают жесточайшие муки французов, которые не пришли нам на помощь."

Конечно же слушая Шопена я забываю обо всем и даже о том о чем размышлял Бродский,когда говорил что мир так устроен и его не изменишь. Не могу с ним согласиться и никогда не соглашусь. На то она и любовь что бы быть людьми, а ни мухами и пауками, что бы быть свободными людьми . И если мир болеет, страдает то конечно же не для того что бы обрести эту любовь. Напротив он уходит от любви и именно поэтому болеет и страдает.

Почему же Вы не прочли главное на моей странице, что написано в тему.
http://stihi.ru/2013/08/04/8754

P.S. Об отношениях Польши и России. Глазами известного поляка:

http://www.novpol.ru/index.php?id=1087

С уважением, улыбкой и теплом

Половинкин Виктор   12.04.2014 00:18   Заявить о нарушении
Я поняла, что Вы безумно любите музыку Шопена,
что не удивительно, ведь даже уникальный Роберт Шуман
призывал снимать шляпы перед его гением... А сам
Фридерик чуть ли не с двадцати лет определял своё
собственное мироощущение как страдание. Отсюда и
появились строки в глубоко личном, не предлагаемом
к прочтению, Альбоме - так называемом "штутгартском
дневнике" (как вы помните, не дошедшем до нас в
подлиннике). В означенное время Шопен ведёт активную
переписку с друзьями - там более о сердечных муках,
"самой большой на свете радости и глубочайшей печали"...
Шопен - не воитель, как например, тот же Мауриций
Мохнацкий - абсолютный русофоб, отчаянный романтик
и храбрец, способный организатор и литератор, не
без влияния которого молодой композитор искал, как
принято говорить, свой путь. Душевная организация
Шопена была такова, что бесконечное пестование
"щемящей тревоги и тоски" и должно было, и вылилось
в страшное признание самому себе: Мне хочется смерти!".
Это из того же Дневника. А если не выхватывать фразы,
но прочесть весь Альбом целиком, то есть проследить
за динамикой, за снежным комом эмоциональности, за накалом
страстей и предположений одно страшнее другого
(наверное, один друг погиб, другой в неволе,"благородный"
в руках мерзавцев, на костях сестры на варшавском
кладбище - пиршество, бедную возлюбленную тащат,
терзают, душат, убивают, мать может убил москаль,
отец в отчаянии...), то, пожалуй, следует удивиться,
что такой накал страстей вылился исключительно в
претензию к богу... Да в Революционный этюд.
И прекрасно, что так! Поэтому повторюсь, что
Фридерик Шопен не призывал ненавидеть Россию,
да и Польшу защищать "хоть барабанщиком" вослед
за другом Тытусом В. не отправился, хотя никто
не мешал. Но бог с ним, с Шопеном. ЕГо лучше
слушать или играть, тут и спорить нечего...

Любовь... что бы быть свободными людьми?

Срочно отправлюсь читать ваше "главное", хорошо,
что дали ссылку...

:)!


Вика Кир   12.04.2014 02:57   Заявить о нарушении
Януш Тазбир, известный слишком узкому кругу
читателей "Новой Польши", часто путает божий
дар с яичницей, но способен всё-таки на честное
признание: "Мы не любим русских, потому что они
победили нас и в политическом, и в военном смысле."

Касаемо эссе "Об изобразительном искусстве и
исполнительском мастерстве", Виктор, то - это главное! - у меня не
сложилось картина цельного, законченного, продуманного текста.
Кроме того, с некоторыми утверждениями согласиться
не могу в принципе, а некоторые просто не поняла. Например:
"Для многих, думаю не ошибусь, и для Рахманинова, Рихтера, Нейгауза и Станислава Нейгауза в том числе, Шопен остался не прочитанным в первозданной, авторской редакции мастером."
"Если б к нотному письму, как и к полотнам, без надобности не касались руки человека, а если и касались, то в образованном танце правды. … Увы, проштампованный исполнитель далеко не гений, но (кажется) необходим, да и само нотное письмо (к сожалению) не трактат по математике. Одно утешение - память безупречно хранит возмущение Клары Шуман не пощадившей однажды Листа."
Или отчего-то "возникший" Рахманинов:
"И ещё удивляет, если не обескураживает,что в руках не российского а английского исполнителя по настоящему страдает и просветляется вечно русская душа Рахманинова."
Несколько наивные рассуждения о соловье и певце...
А Коровинское начало было бы неплохим, если исключить
загадочные - "первотолчок", "предмет на воде"...
Словом, решила не портить восторженные отклики на это эссе
своими ремарками по теме, поэтому и не перешла на Ваше поле.
Надеюсь, не обижаетесь?
А в заключении напомню, ну хотя бы Данте?

"Увидеть Сущность, где непостижимо
Природа наша слита с божеством,
Там то,во что мы верим, станет зримо,
самопонятно без иных мерил,
Так - первоистина неоспорима."

Тут Вам исусство, здесь же исполнительский талант...

:)!

Вика Кир   17.04.2014 23:20   Заявить о нарушении
Вика!
Вы так много пишите что мне придется потихоньку разбирать завалы.

Начну с первого замечания.

"Для многих, думаю не ошибусь, и для Рахманинова, Рихтера, Нейгауза и Станислава Нейгауза в том числе, Шопен остался не прочитанным в первозданной, авторской редакции мастером."
Что я имел ввиду и что хотел выразить?
Наверно, особенности национальные, которые чуткое ухо и душа всегда улавливают. Для меня самого процесс письма совсем не интересен и если я взялся за перо то только лишь по одной причине и я написал об этом. Сценическая деятельность (художественное чтение) намного интереснее.
Одно дело написать, совсем другое услышать. Это момент принципиальный о котором только великие говорят. Марина Цветаева написала: «Я не пишу стихов, я вслушиваюсь» Вы пропускаете главное, самое главное. Шопен в последние годы не выступал на публике, но артистическую деятельность охотно продолжал его вчерашний друг Лист. Больному Шопену осталась преданной небольшая группа слушателей (единомышлеников). Встречаясь с ними он предлагал не только сочинения как таковые но и оригинальные моменты самого исполнительского мастерства.
Известно что Шопен прекрасно знал вокал.Помните его "рубатто" Его правая и левая рука не согласовывались в темпах и ритмах в привычном смысле и это был особый почерк (шарм) Шопена. Кто это особо чтит и соблюдает? Здесь все за пределами листа. Об этом не напишешь. Это нужно услышать, уловить, почувствовать. Поверте, я слышал многих исполнителей но поляк Януш Олейничак оставил всех вне конкуренции. Здесь происходит драма и былые боги становятся смертными.Помните как говаривал раздраженно Бетховен когда к нему обращались как к композитору - " Я не композитор я артист"

Половинкин Виктор   21.04.2014 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.