Учитель с большой буквы

Почти26 лет трудилась Мария Александровна Сизоненко в нашей школе с небольшимиперерывами (весь педагогический стаж свыше 50 лет). За эти годы она завоевалапризнание своих коллег, учеников, родителей и не только своим профессиональныммастерством, но и широкой русской душой, постоянной готовностью прийти напомощь, щедростью и дружелюбием, скромностью и неиссякаемым оптимизмом.
Вличном деле Марии Александровны имеется следующая запись:
1945-1950студентка механико-математического факультетаМГУ им. М.Ломоносова.
1950-1960учитель математики средней школы №41 городаУнечи.
1960-1977старший преподаватель кафедры «Математика»БИТМа.
1977учительница математики средней школы №10города Брянска.

МарияАлександровна родилась в 1927 году. Сейчас ей 84 года. Наш класс часто ходит кней в гости, она, будучи уже бабушкой, а то и прабабушкой, рассказывает намочень интересные, порой пугающие истории из своей жизни. На этот раз, передпраздником 9 мая (Марина Александровна была подростком во время ВОВ), мы решилиподелиться ее рассказами и с вами.

Ученица(Уч.): Сколько Вам было лет,когда началась Великая Отечественная война?
Мария Александровна (М.А.): На тотмомент мне было всего 14 лет, я училась в 7 классе.
Уч.: А как вы узнали о начале войны?
М.А.: У меня ярким пятном в памятиостались только воспоминания о том, как закончилась война, а как началась, непомню.
Уч.: ВОВ коснулась каждого.Коснулась ли она Вас, вашу семью?..
М.А.: У меня было три брата. Один былмладше меня, не воевал он и отец. Два двоюродных брата лейтенанты,погибли…Помню слезы отца, слезы матери…Было больно конечно…
Уч.: Были тяжелые моменты?
М.А.: Питание было плохое. Хотя былогород. Сажали картошку, просо. Ко мне часто прибегали подружки из военногогородка, кормила их картошкой! А однажды они пришли, а у меня ничего кромередьки не было. Вот они и ели ее. Я до сих пор со слезами вспоминаю тот момент.
Было и такое, что есть было совсемнечего. Отец дал нам соль, она была в дефиците, поменяли ее на хлеб, молоко.Чтобы нас накормили, шли 60км. Двое суток шли…Да-а, тяжелые были времена.
Уч.: Но ведь и что-то положительноебыло в те времена?
М.А.: Мы ходили к раненым, устраивалиим концерты, какую-то помощь предоставляли. Ягоды им носили. Вообще мы любилитрудиться.
Проснулась как-то, по радио передача,читают стихотворение, начало я не слышала, но концовка была такая: «Гвозди быделать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей!». Эти слова многоезначили во время войны.
Как не покажется странным, во времявойны, школа жила своей жизнью. Мы и учились, и в соревнованиях разныхучаствовали. Любили мы читать. Библиотек почти не было, и если нашли однукнижку, читали ее всем классом.
Уч.: Долгожданная победа! Расскажите,как это было? Вас наверняка переполняли эмоции!
М.А.: Было ярко. Вдруг стук в дверь.Забежал отец, я еще посмотрела на часы, было 6 утра, удивилась. Открыл ставнина окнах и закричал: «Вставайте, девки! Война кончилась!». Я надела платье,побежала к подруге поделиться новостью. Мы встретились на повороте и радостныепобежали к школе! Там было много людей. Мальчик из толпы закричал нам: «Войнакончилась! Занятий не будет!». А какие тут занятия? Мы в платьицах нарядных, даи без портфелей даже!
Директор,учителя, школьники – все ликовали! Пели, радовались, танцевали и плакали те, укого погибли родственники…

Поблагодарив Марию Александровну заинтересный рассказ, уже собравшись уходить, она остановила нас, и добавила сулыбкой на лице: «А вообще, несмотря на войну, жизнь шла своим чередом.Молодежь работала, веселилась, ходила на танцы, и, конечно же, влюблялась!»

Вотна такой позитивной ноте и хотелось бы закончить повествование об учителе,который повидал в своей жизни не мало, об учителе, который до сих пор любим, инаходится в сердце каждого ученика, каждого учителя, знающего этого прекрасногочеловека!


Рецензии