Фильм Джармуша Сломанные цветы

Посмотрел еще один фильм  Джима Джармуша. Для знакомства с этим режиссером видимо нужно идти от начала, но так сложилось, что яду от конца. Первым я посмотрел его последний фильм Предел контроля 2009 года. Теперь вот и “Сломанные цветы”, 2005 года, в главной роли Мюррей (так главного героя и будем называть). Сделаю всего лишь несколько набросков или штрихов.
Кинематограф, похоже достаточно мощное средство для выражения своей личной философии и в этом инструмекнте, Джим Джармуш, похоже, нашел свой язык.
В фильме “Сломанные цветы”, Джармуш, по всей видимости, готовится к такому серьезному выступлению, как “Предел контроля” (см. http://www.stihi.ru/2011/10/24/4932). Это заявление следует из того, что они сделаны примерно по одинаковой схеме, которую можно назвать, например, “мы все странники и пришельцы в этом мире”.
Герой (Мюррей) – похоже компьютерный гений, сидит дома и тупо смотрит телевизор. В это время от него уходит женщина и, похоже, ему уже все равно, он выглядит очень усталым. У него под ногами лежит письмо в розовом конверте. Он его читает и идет к соседу, что бы помочь ему запустить детективный сайт, ну, и заодно, показывает письмо. Письмо от женщины, которая сообщает, что у нее от него есть сын, ему 19 лет и кажется он, отправился путешествовать и возможно даже на поиски отца. Но подписи нет. Так как Мюррей еще тот Лавелас, то он ума не может приложить, кто бы это мог быть? Сосед – веселый многодетный негр, увлекается детективными расследованиями и предлагает  Мюррею найти адресата, для чего просит составить возможный список кандидатур и сам разрабатывает план его поездок по бывшим, с целью все выяснить. Далее все прикольно и нужно смотреть. В конце Мюррей, похоже, все же встречает сына, по крайней мере, он так думает. Но сын ли это не понятно, так как после беседы парень с криком ты чокнутый, от него убегает.
Фильм философский. Что доказывает концовка, в которой  и раскрывается вся “соль”, но чтобы ее ухватить фильм нужно смотреть внимательно:
Мюррей - пилигрим или странник, бредущий по жизни. Он заработал кучу “бабла” и может позволить себе много чего и, как следствие, позволяет много женщин. Сосед называет его Дон Жуаном, что подтверждает и кино, которое в этот момент идет по телевизору.
Джармуш мастер декораций, форм и цветов.
Его герой – Мюррей в дороге, и эта дорога конечно же длинною в жизнь. Джармуш, снова, по крайней мере, после фильма “Мертвец”, задает нам задачку, попробуем с ней разобраться.
В фильме доминируют два цвета Розовый и Голубой.
Розовый цвет – это зов прошлого. Пришло письмо розового цвета. Мюррей отправляется в каком-то смысле в прошлое. По просьбе друга (детектива) он приезжая  к своим бывшим подружкам, преподносит букет розовых цветов. Он ищет розовую печатную машинку, на которой отпечатано письмо. Печатная машинка это раритет. Итак, розовый цвет – это прошлое. Кроме того, розовый (красный), огненная стихия, бушующие страсти, все в прошлом. В прошлом много розового. Женщина, которая в начале фильма уходит от Мюррея, одета в розовый костюм. Женщина, которая видимо еще не до конца рассталась с прошлым, но стремится к этому, также одета в розовые брюки.
Такая сцена: Мюррей, у второй женщины, которая похоже его когда-то любила. Возвращается ее муж, хотя он все понимает, все-таки просит остаться с ними поужинать. Картинка: Стол, слева муж, справа жена (одета в белом и нам это еще пригодится), посередине на заднем плане Мюррей (в синей рубашке), сидит как болван и истукан, а на переднем плане как шило в одно место - Розовые розы, кричащие о прошлом.
Голубой цвет - это будущее. Будущее сокрыто. Голубой (синий, темно синий) это цвет одежды, в которую одет наш герой - Мюррей.  Голубой это Вода - антипод огня, она остужает и уносит страсти молодости. Голубого в фильме предостаточно. Последняя подружка (кажется Пэгги) которая его встречает, одета в голубую рубашку. Она, похоже, очень ненавидит прошлое, так как  посылает Мюррея, но похоже именно она написала письмо, так как Мюррей замечает таки розовую пишущую машинку.
В финале: Мюррей встречает парня, ему кажется, это и есть его сын, они беседуют. Мюррей говорит: - Я занимаюсь компьютерами и девушками. Парень отвечает: - а я философией и девушками. Далее парень просит Мюррея дать ему как философу какое-нибудь напутствие, Мюррей произносит:
Прошлое прошло, а будущее еще не наступило. Остается только настоящее!
Цвет настоящего – белый. В начале фильма на столе у Мюррея букет белых роз.
В конце тот же букет, но уже завядших (коричневых , традиционно цвет увядания), подломившихся цветов. Перед Мюрреем проезжает (как вся наша жизнь) голубая машина, с немым вопросом, и действительно, вылезающая из машины морда как буд-то действительно хотела задать вопрос?
– А что там в будущем?

29/10/11


Рецензии
Да... что-то в этом есть: символика розового и голубого. Интересно, что об этом думает сам Джармуш? :) Почему у настоящего белый цвет? Нейтральный, отсутствующий. Такое белое "ничто"?

Елена Свечникова   31.10.2011 14:01     Заявить о нарушении
Ой! какая красива девушка! здравствуйте Леночка!
Спасибо большое. Давненько мне никто не писал. Не думал что по эссешкам кто-то откликнется.
Почитал Ваш послужной список, обширная у Вас деятельность и как можно заметить философия Вам не чужда.
Вы по сути правильно ответили. На мой взгляд, полностью тему белого Джармуш раскрывается в фильме Предел контроля 2009 г, но его нужно интерпретировать немного иначе. Если Вы его не смотрели то вначале посмотрите, а потом если интересно можно и почитать:
У меня это тут http://stihi.ru/2011/10/24/4932
Я таки просто открыл для себя этого режиссера и просто не смог удержаться от рецензий.

Олег Кочнов   01.11.2011 16:07   Заявить о нарушении