Здравствуй, эпоха поэтомасс!

Я чувствую, как ждёт народ стихов!
Руслан Элинин
Поэты выносят Россию вперёд стихами!
Из дневника
Разговор о современной поэзии зашёл в тупик. Горячий спор о путях литературы завяз в мелких разговорах о классиках и новаторах, сбрасывает с корабля современности то одних, то других. В результате спорщики запутались в частностях и погрязли в мелочах, изолгались в личностях, но при этом так и не выяснили главного и обобщающего в поэзии грядущего, не определили того, что наполняет и насыщает новую литературу, создавая плотный устойчивый базис на будущее.
А ответ нужно искать в том, что если до сих пор в поэзии действовали преимущественно личности выдающихся одиночек и как вешки на столбовой дороге поэзии указывали направление развития, то сегодня мы стоим на пороге и по сути открываем эпоху поэтических масс, которая создаёт из суммы талантливых индивидуальностей коллективного автора. Это значит только одно: в современной литературе наблюдается столпотворение классиков-новаторов, которые ушли далеко вперёд своих предшественников в мастерстве поэтического творчества. Но они собирают и объединяют вокруг себя не столько толпы читателей, как было прежде, сколько толпы больших и малых поэтов, которые являются главными потребителями и производителями литературного материала. Поэтому всеобщие стоны об ухудшении поэтического слова — симулякр текущего литературоведения. Поэзия все так же тотально заполняет мир. Интернет тиражирует без редакторов всё, что пишется стихами и прозой. А запугивание мало читающих критиков, которые способны осилить от силы два десятка поэтов, — проявление воли разочарования. ХIХ и ХХ века дали по десять великих поэтов, и одновременно существовала рядовая поэзия, которая отвечала насущной потребности дня или группы читателей. И ни один великий не затерялся среди множества малых и вписан в историю литературы. Поэтому меня никогда не пугало, что число поэтов так стремительно увеличивается, что они самостоятельно находят выход к читателю при помощи издания малотиражных книжек, журналов, создавая литературные сайты в Интернете. Активно действующие поэты ведут между собой стремительный обмен этими изданиями, не боясь жить замкнутой кастой литературы. Всё, что производят, то и потребляют внутри своего сообщества, не претендуя на выход к массовой публике. Почти каждый поэт имеет толику своих читателей, которым регулярно передаёт свои тексты и с тем же успехом получает тексты других авторов, поддерживая с ними регулярную связь, являясь активным потребителем рифм соперников.
Стерильный читатель уже редкость среди толпы производителей стихов. И все увеличивающаяся толпа поэтов формирует в информационном глобальном обществе огромную литературную стихомассу эпохи всеобщей начитанности. Только наличие большого числа сочиняющих и воспроизводящих все новые и новые стихотексты обеспечивает поэзии стабильное число читателей, тот самый золотой традиционный один процент потребителей стиха, коим всегда удовлетворялась и будет удовлетворяться поэзия.
Но такая огромная толпа поэтов, естественно, пугает многих непрозорливых и недальновидных наблюдателей, а потому они её по привычке записывают в разряд графоманов, как это было принято ещё совсем недавно. На самом деле поэтомасса не только создаёт литературу, но формирует и переваривает идеи будущего, перекачивая и структурируя их в иной язык грядущего. Если в XIX веке малограмотная Россия смогла переварить своим малокультурным умом только одного великого Пушкина, то сегодня лишь толпа поэтов способна переработать надвигающийся поток информации в понятную и запоминающуюся нам форму нового слова. Поэтому любой поэт вам скажет, что нынешнее время требует массового стихосложения и стихокомментирования, а не стихопрочтения.
Недаром Юрий Арабов при вручении ему премии имени Бориса Пастернака сказал: “Стихи в России писать невозможно, потому что в России все пишут стихи. Я думал, удушье потребительского общества искоренит эту блажь, но нет, каждый день появляется гениальный поэт”. Лауреат, конечно, пошутил, комментирует автор газеты “Коммерсант”. Но посвящённые знают, что в этой шутке больше правды, чем в оперативной статистике сайта стихи.ру. Зарождение и тотальное размножение поэтомассы в России на фоне построения потребительского общества означает страстное желание грамотных людей защититься от этого самого потреблянчества, в которое, как в отстойник, окунули страну реформаторы.
Конечно, поэты не против того, чтобы на прилавках была в достатке колбаса, сами кушают, как минимум, три раза в день. Но их пугает, что колбаса стала точкой отсчёта, главным мерилом благополучия, психологического комфорта не только в повседневной жизни, но даже в литературе и в душе. А литература и душа для образованных русских остаются священной коровой на протяжении двух веков, как минимум. И в ответ — стихи-йный творческий протест, грандиозный поток самовыражения методами стихосложения. Это законная реакция знающего грамоту русского человека, которого принудили каждый день лицезреть в изобилии колбасу. И от этого изобилия народец наш ударился в стихи-ю.
Производить материальные ценности грамотному человеку не с руки, а вот завалить страну стихами — это запросто. Это даже настоящий духовный подвиг, который, может быть, останется в веках. Ведь колбасу съедят на следующий день, а стихами, глядишь, ещё можно прославить Отечество, если даже самому не удастся стать, как наше все, памятником себе. Поэтому не устаю повторять свою излюбленную мысль о том, что поэты выносят Россию вперёд стихами. Куда они её донесут — неведомо! Может, свет в конце поэтического тоннеля — это все же огни ада? Только поэты не знают или не хотят замечать, что в современной словесности происходит замена божественного глагола на чёрный глагол. Если Бог всегда познавался в молчании, что исследовала настоящая поэзия, то дьявол действует в сладких речах искушения. И теперь новая литературная среда не учит обустраивать жизнь, а сама обустраивает иной мир. А все потому, что, приняв формулу мёртвого Бога хотя бы в душе, человечество приучается жить своим умом познания виртуального базиса.
Я остался пунктиром...
Евгений Степанов
кто-то в поэзии — полное собрание сочинений,
а кто-то — поэма,
кто-то — крохотное стихотворение,
а кто-то — всего лишь оборвавшаяся строка,
кто-то — запятая или даже точка...
А я в поэзии — тишина!
Кто-то слышит меня, читатели мои?
Вот так бросил я в пустыню пустоты слово и даже не подозревал,что слышали нас задолго до того,как в нашем веке возникло и осуществилось течение массовости в поэзии. Жорж Батай в своей работе «Внутренний опыт» уже задавался подобными вопросами, которые перед ним ставили предшественники. В частности Батай удивлялся этим словам: «Все люди,- сказал Блейк,- похожи друг на друга своей поэтической гениальностью». А Лотреамон добавил: «Поэзия – это дело рук всех людей, а не одиночек». Мне очень хотелось бы посмотреть насколько далеко можно зайти, пытаясь на самом деле осуществить такие помыслы: разве поэзия не дело рук одиночек, который посещает гений»?
Как говорится,ничего нового под луной, гении это предвидели! А нам остаётся это только подтвердить практикой!


Рецензии
"...любой поэт вам скажет, что нынешнее время требует массового стихосложения и стихокомментирования..." - на что можно сказать разве, как то, что "есть деревья, переросшие лес; а есть растения (омела), растущие на деревьях...(дуб)"...Совсем ли понятно, или только интуитивно? - Но я даже не буду расшифровывать...

Да, я не возьмусь спорить с тем, что род коллективной поэзии - одна из фундаментальнейших первооснов всей поэтической истории Земли. Об этом сколько-то упоминалось ещё и в первых поэтических трактатах и манифестах Зап.Европы, да и что спорить, когда, и вправду, крупнейшие памятники поэтического гения есть всецело достояние народно-векового фольклора; появление же их всегда было продуктом той или иной смены эпох. (Вы, конечно же, наслышаны о том, что и Гомера уже всё более позволительно стало олицетворять с целой группой древнегреческих поэтов разных возрастов и вех?) - Со своей стороны, я всё же думаю, что поэзия в России ещё не настолько зрелая, чтобы нам, как в тайную вечерю, думать нарочито сотворить нечто столь велико-масштабное ВРАЗ (я имею в виду, далеко не только темы, вы понимаете меня), а потом мне кажется также, что, в действительности, этак, и при особенном росте массового поэтического настроения в стране, сама Поэзия находится всё-таки под некоторой угрозой своего неоднозначного социально-этического положения.(И я не говорю только о зарекомендовавших себя местах и заслуженных званиях, вы понимаете...) К сему, вполне справедливо, что именно поэтический индивидуализм мы и должны поощрять, коль скоро т.н. коллективный "мега-культ-проэкт", - несомненно, так и на высшем поэтическом уровне, так и в лучшем замысле своём, - означал бы именно пантеонизированный симбиоз тех самых эгоистичнейших, ("этот эгоист - только и делал, что думал о других", Гонкуры о ком-то, забыл )), эгоистических и странных одиночек. Самородков, неслухов и пр. пр. Я думаю, что всё, что мы можем создать в продолжении Поэзии - это создать почву для поэзии будущего. Вот, я вновь уж погружаюсь в свой арт-фатализм...)) Но, ведь, при том сколь часто мы говорим о создании новых форм, новых свойств, - и сколь мало, в том, мы говорим о восприятии поэзии и о пути восприятия. А, ведь, это - самое главное для будущего; внутри поэзии - не "что", но "как"...Нас всех, ведь, станут чуть позже оценивать совсем по другой мерке, совсем другим взглядом, и совсем не под теми социальными и художественными клише...Я думаю, что будущее поэзии - новая поэзия, и мы тогда: - Что мы тогда производим своими произведениями для того, чтобы родилась новая поэзия, сколь открыт этот путь для них, новоприходящих, в нас? Сколь мы их не ограничиваем своим беспределом или нормой, своим звучанием или утишностью? Реактивная машина неумолимо и фатально освобождается от всякого прежнего баланса, и этот баланс, рано или поздно, не кто иной, как мы с вами, сгорающие в атмосфере Фаэтоны, Икары...

Я бы с радостью, - и это на самом деле, моя давняя мечта, - оказался вовлечённым в действо особенной созидательной мистерии, так как это мог бы быть Пир Поэтов, как то было в Элладе, в Зале Муз, но у меня всегда на пути встаёт одно неумолимое соображение: сочинить коллективное нечто за некое (не одного часа и даже не одного дня) время, требует от участников абсолютной раскованности. Ибо рискнуть совершить такой эксперимент могут позволить себе те только, кто имеет меньше в себе стереотипов и комплексов (это не только к вопросу об оргии, хотя оргиастичность, непременно, должна иметь место), поскольку если мы ещё принадлежим некоторой укоризне о самих себе, нам всегда будет сложно преодолеть "барьер надоедливых тем"...(На эти темы, впрочем, найдётся изрядное число "технарей и соц.общинников", но это уже - отдельная тема...)Быть может, когда-то это удастся.., если, к тому же, ещё и чуть-чуть денег хватит))

...Так всё же тогда о прееемственности? - Я представляю себе преемственность в поэзии в 21в в России ,(хотя сам, честно признаться, поэтически состоялся как-то в самом себе одном, не имея именно поэтических на себе влияний, не имея т.н. "школы"), и я вижу занимательную ситуацию. - Умер Вознесенский, и линия Вознесенского безусловно сильна, смерть его и более теперь выводит средь нас Константина (правда, я не член ДООС), и вокруг Константина - действительно, очень насыщенная творческая среда, но Константин не вечен, но... - конечно же, вы, несомненно, также видите другие наступающие времена. - Смерть Вознесенского не стала (это моё только лишь мнение настолько, насколько я вообще могу судить) для нас символом смены Времён, но смерть К.Кедрова будет именно таким символом, неизбежно - это будет началом какого-то нового периода в истории русской поэзии здесь, в России. Мы должны быть готовы, ибо многое и очень многое может измениться. Я даже думаю, что противостояние "виртуальному слогу" не есть самая большая в том трудность...

Уухх, вот так рецензия, вышла быть сколь велика! Но актуальная статья ваша заслуживает сего, безусловно. И, вот, ещё то, что неожиданно для меня здесь упомянут и Батай, кого я весьма ценю, как мыслителя и "ненавистника в поэзии")) - это очень даже неплохо.

Ну, спасибо, - так и за приглашение прочесть вас на этой стр.

С уважением



Максимилиан Гюбрис   26.11.2011 04:02     Заявить о нарушении
Максимилиан, спасибо за столь обширное мнение по поводу эпохи поэтомасс. Я вчера -позавчера читал ваши заметки про арт-фатализм,которые мне еще предстоит переварить мыслью.Но сейчас отправил кусочек вашего ответа Константину Кедрову- надеюсь,что ему будет интересно прочитать эти размышления,а, может, и откликнуться, что не гарантирую...

Владимир Монахов   26.11.2011 07:24   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Вы знаете, это как в "Двенадцати стульях": - "Я думаю, что торг здесь неуместен!" :)) Кедров, ведь, - сам себе гарант-завр, как же за него гарантировать?
На самом деле, кое во что он давно уже посвящён, - как минимум, в начинание Фатализма...Что, правда, получилось у меня тогда, как некое подобие конституции; - время от времени я, как раз, задумываюсь о том, чтоб, по-возможности, выразить эти идеи более поэтическим языком, но каждый раз ума не хватает...Я, однако, не в курсе, если К. интересовался более поздними моими соображеньицами по арт-фатализму, каковые, конечно же, более занятны и предметны. Вообще, я часами могу начать говорить об этом + всё ещё огромное множество тем и подтемочек, какие пока что лишь в черновиках, но ждут своего часа. На самом деле, та особенно-провокационная мысль из 1го Манифеста о том, что "нет ничего столь велико-радикального, что было бы неприемлимо" (это, естественно, внутри произведений) - для меня это особенно соединяется с идеей транс-гуманизма, что означает окончательную победу Человека над смертью. Только то, что мы входим в новую эру (искусственные лёгкие и сердце - это уже достояние пост-гуманизма, а следом тому, не за горами и...), и то, что побуждает нас думать о новом, совершенно новом приходящем сознании - только это оправдывает существование арт-Фатализма. (во 2й ч. 1й Лекции - нечто подобно малому поэтическому Манифесту) Знаете, с какого-то момента, я задумался над тем, что всё неизбежно, неизбежны все смыслы и значения сегодняшнего времени и мира; когда мы победим однажды Смерть(не в обиду Батаю да будет сказано) - разве мы победим Вора, разве победим Наркомана, победим ли когда Проститутку, разве победим Шарикова? Конечно же, нет. - А сумасшедшего Учёного, а лукавого Политика, а бесстыдного Доктора, а злого Священика? - И тогда: какими им остаться быть, и как им всем, и плохим и хорошим, нас суметь воспринять. - Ибо если мы восприняты, то и они уже другие - не те, чудовищные существа, пугающие детское и старческое воображение, не правда ли? Это и есть моя подспудная транс-нравственность во всём этом. У П.Б.Шелли, в его "Освобождённом Прометее", (Акт 3, Сц.4) есть речи Духа Земли, - там, как раз, об этом, о такого рода гуманистических восприятиях. - Очень рекомендую прочесть, если вдруг ещё не касались.

Собственно, я вряд ли изобрёл нечто особенно невообразимое, но всё же рад, что вам это сколько-то интересно. )



Максимилиан Гюбрис   26.11.2011 17:52   Заявить о нарушении
По крайней мере письмо Константин К. получил и на страницу это записи заходил-это знаю точно...

Владимир Монахов   27.11.2011 08:50   Заявить о нарушении
А чем мы недовольны. Что много пишущих или читающих?
Возьмём начало 20 века количество пишущих, читающих, слушающих,
и для сравнения конец 20 века в тех же категориях и что мы видим.
Прогресс пишущих это закономерно, так как слушающие стали грамотными,
а читающие постигли ремесло пишущих. Кто этим не доволен, да те кто
писал об .....измах, их вождях, а, став ЧСП себя обожествлял.
Затем потеряв многое, удивился откуда таланты то повылазили, и кто им печататься разрешил. В региональных отделениях ЧСП РФ практически нет молодых - принцип "меньше да гуще", по очереди печатаются за счёт небольших дотаций бюджета.
Не довольны также те, у кого отсутствует талант, но в ВУЗах досконально изучили ремесло и могут по форме "навалять" все, что душе угодно. Но только читать их
не хочется, нет души, и не слышно биение сердца.
С уважением ко всем пишущим, читающим и слушающим.

Валерий Кораблин   05.04.2012 13:51   Заявить о нарушении
пост индастр...то есть сетевое общество...то есть на первое место выходит способность прежде всего ОТЛИЧАТЬСЯ(для отражения - соответственно - способность различать сетевых поэтов:)

а вообще - слава Богу что социальная значимость поэзии приблизилась к нулю...

улыбчивый ребёнок:)

Русский Ребёнок   05.04.2012 15:53   Заявить о нарушении
Нет. - Она только переросла значение того уровня, на котором она только социальная или только асоциальная поэзия; ныне уж другое время.........

Максимилиан Гюбрис   05.04.2012 20:19   Заявить о нарушении
когда-то важнейшим из искус ств стало кино и цирк... потом и они уступили своё место...

Вы можете сами всё проверить с цифрами... как в абсолютных величинах так и в процентном отношении:)

ребёнок - скромный специалист по успешным моделям вечного двигателя:)

Русский Ребёнок   06.04.2012 17:14   Заявить о нарушении
Я в этом вопросе больше полагаюсь на мнение Аристотеля, чем на мнение статиста. Ну, уж такой сей извечный спор, умный ребёнок.......

Максимилиан Гюбрис   06.04.2012 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.