Составляющие поэтического творчества

   Всякий опыт описания или объяснения чего-либо предполагает, в первую очередь, построение некой структурной модели изучаемого явления. Всякая структурная модель, разумеется, не полностью охватывает явление, но, как первое приближение, позволяет говорить о явлении хоть что-то. Так поступим и мы, заявив, что в поэтическом творчестве имеются три составляющие.
   Это - содержание, поэтическое мастерство и вдохновение.
   Содержание является посылом к поэтическому творчеству. Заметим, что этот посыл во многих случаях может быть совершенно ничтожной величиной, например, как показывает опыт, стихи успешно пишутся от заданной первой строки, а содержание возникает как бы в процессе.
   Поэтическое мастерство радует, но вовсе не факт, что оно вырабатывается поэтическими упражнениями, а не является врождённым даром, или побочным результатом другой деятельности человека. Так, чтение классиков и занятия математикой также могут быть благодатным источником мастерства - у вас появится хороший вкус, а математика сделает ваш ум изобретательным.
   Вдохновение может быть двух типов ( по Аристотелю) - оно или основывается на личном глубоком переживании происходящего, или оно основывается на умении перевоплощаться. Соответственно, произведение искусства рождается в творчестве душевно-больных, или артистов. Если с душевно-больными всё понятно, то про артистов скажу: плохой актёр - не актёр, а лицедей.
   Хотя стихотворение и называется произведением поэтического искусства, и его значимость, как произведения, должна бы быть отлична от нуля, если только не равны нулю все три сомножителя одновременно, в действительности это не так.
   Будем отмечать знаками "+" или "-" наличие или отсутствие в творчестве автора той или иной составляющей. Оставим в покое гениев с тремя плюсами и рассмотрим других.

1. начинающие       содержание (-)  мастерство (-)  вдохновение (+)
2. дилетанты        содержание (+)  мастерство (-)  вдохновение (+)
3. графоманы        содержание (-)  мастерство (+)  вдохновение (-)
4. ленивые лицедеи  содержание (+)  мастерство (+)  вдохновение (-)

   Заметьте, что с развитием мастерства куда-то девается вдохновение. Может быть, оно и не нужно совсем? Я ничего не хочу утверждать, я просто предложил такую классификацию и думаю, что авторы нашего с вами сайта могут быть распределены по этим большим четырём категориям, не считая гениев, конечно.
   Признайтесь, кто Вы? Затрудняетесь с ответом? Отправьте Ваш стих на конкурс по отбору ленивых лицедеев, пообщайтесь там в "курилке", и Вам всё станет ясно.
______________
Любопытно - писал это 8 лет назад. Сейчас перечитал. Мало что изменилось.
Только что был тут - http://www.stihi.ru/2019/05/06/2254
Увы, нынче они даже не ленивые лицедеи, а чистые графоманы (если придерживаться приведённой выше классификации).

"выбирая между куклоделанием и стихосложением
принимаешь такую форму существования
когда оба канала путём сплетения
функционируют бесперебойно" - http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171

- вот это точно сказано. Некоторые авторы попросту выпендриваются на ровном месте. Как ни странно, такой метод стихосложения оказывается продуктивным и воспринимается на ура. Как я понимаю, этим авторам попросту нечего сказать. Или они следуют общей моде. Но, простите меня, эти стихи, написанные в стиле общей моды, похожи друг на друга как близнецы. Как уж тут выбирать из них лучшие?
Вы, друзья, взгляните в окно. Там жизнь. И она проходит как-то мимо поэзии.
Любопытно и то, что у большинства авторов есть и другие стихи. "Нормальные" и интересные. Но, видимо, здесь проходит конкурс ненормальных стихов. Или философских. Вы можете заметить - стихи не пойми о чём. Никакой конкретики, и тем более сюжета.
  Я совсем не против философии, Однако, если Вас на философию потянуло, то пожалуйста, не делайте этого в стихотворной форме. Оттого, что у человека язык хорошо подвешен, он мыслителем не становится.

  Вот так и существуют изготовители кукол, ходят на конкурсы, и весьма довольны своей жизнью. Что в общем-то и неплохо. И, казалось бы, не будем им мешать?
  Но начинающих они развращают. Всем хочется пробиться в поэтическую элиту. А кто они, эта поэтическая элита?
____________
12.05.2019


Рецензии
Геннадий, давно знаю о Вас, здравствуйте!
Правда, в моём списке избранных авторов вы фигурируете под основной фамилией, но это не важно для данного случая.
Ваша «структурная модель изучаемого явления», к сожалению, статична. Для гуманитариев добавляю пример: Вы вместо динамичной киноленты предлагаете прямоугольничек одного кадра из неё. Но каждый начинающий поэт на пути к «великому» и «гениальному» (если ему повезёт) проходит стадии развития, накапливая сюжетный багаж, мастерство («Сначала научитесь работать как старинные мастера, а потом пишите, как хотите!» - писал Сальвадор Дали) и умение отличать гормональное кипение созревшего субъекта от напора чувств долга, любви к женщине и любви к Родине зрелого гражданина, способного «властвовать собою».
Расставить шахматные фигуры на доске – нужно, но надо их наделить ещё и возможностями (т.н. «азами» шахматной игры). Как двигаться начинающему поэту в рамках Вашей «классификации»?
Почему за девять лет между основным текстом эссе и припиской к нему Вам не пришла мысль о динамике процесса развития поэта?
Сергей

Сергей Таллако   12.05.2019 17:04     Заявить о нарушении
Спасибо. Но Вы, наверное уловили, что моя "классификация" несколько шуточная. Хотя некая часть истины в ней есть.
И это верно, Вы правильно говорите, не отражена динамика. Многое не отражено. Если подходить к проблеме становления автора, как поэта, серьёзно, то этот процесс нужно серьёзно и изучать. А уж давать рекомендации можно только с позиций достоверных знаний. В том числе и знаний о творческом пути русских поэтов классиков. Но я не эрудит в этом плане. Могу только поделиться собственными наблюдениями за собой и предположить некую общую модель, наблюдая за творчеством других автором. Хороша ли будет эта модель, поможет ли она разобраться в таком сложном переплетении понятий, стремлений, мотиваций, амбиций и проч., каким является поэзия, - на это я надеюсь.
У меня есть две большие статьи более серьёзно классифицирующие поэтический процесс - http://www.stihi.ru/2012/09/25/9542 и http://www.stihi.ru/2013/12/17/6074 написанные в 2010-м и в 2013-м году, то есть как раз в тот промежуток, о котором Вы говорите. Из них можно почерпнуть больше. Во второй как раз и динамике кое-что есть.
Но в 2014-м году я увлёкся музыкальным проектом и на время потерял интерес к поэтике.
Проблема, о которой Вы говорите, есть. И пути совершенствования своего мастерства тоже есть. Есть и конкурсы, подходящие для этого. Мне лично Кубок Стихиры с его мини конкурсами очень помог, я с удовольствием в них участвовал. Полезные конкурсы проводит Алкора. Что касается Фестиваля Рунета, то вначале он был неплохой, но сейчас выродился в копию БЛК.
Вырождение или невырождение какого либо поэтического начинания - тоже отдельная интересная тема. Наибольший вред наносят амбиции авторов, которые совершенно естественным образом возглавляют любое продуктивное начинание, после чего тоже совершенно естественно и незаметно начинают навязывать свои поэтические взгляды другим. А ведь люди пишут стихи очень по-разному. Поэтому самым правильным было бы не отсеивать тех, кто по мнению жюри пишет недостаточно мастеровито, а помогать самим авторам развивать те особенности и ту индивидуальность поэтического письма, которые можно найти практически у каждого начинающего автора.
Спасибо Вам за тему для размышлений. Она будет называться "Что можно посоветовать начинающему автору?" А Вы как думаете, что можно посоветовать? Исходя из Вашего опыта. Кстати, а что делают будущие поэты, обучаясь, например, в Литературном институте? Я этим интересовался. Прежде всего, там они нарабатывают эрудицию. Затем, там проводятся творческие семинары. Этим я тоже интересовался, и даже собственные силы попробовал - http://www.stihi.ru/2011/12/12/2755
Короче, я написал немало разных статей. Правда эти статьи мало кто читает.

Геннадий Маков   12.05.2019 19:22   Заявить о нарушении
Дмитрий, доброе время суток!
«Что бы я пожелал начинающему автору»? Немного. Прочесть трилогию Максима Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты» и набраться собственного эквивалентного жизненного опыта, чтобы оказаться в состоянии, например, принять роды на обочине дороги.
И с детства много читать классической русской и советской литературы – для развития вкуса к русскому языку. Получить рабочую или инженерную специальность (не «корочки»!), чтобы финансовая нужда не принудила «скурвиться» перед редактором и издателем ради гонорара. И писать, – в стол, в многотиражки, заводские юбилейные сборники и т.п. – чтобы набить руку.
Сергей

Сергей Таллако   14.05.2019 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.