В Большой без билета 9. Пусть вечером принцессе

От  сновидений этих не избавиться…
Веретено играло на свирели*,
Монтировали «Спящую красавицу»,
И пахла сцена утренней Сиренью**.

Подслеповато  всматривался в улочку
Арьер в проём ворот, слегка раскрытых,
А наверху под сводом сцены сумрачным
Лишь слабо розовел восход софитов.

Тянули ножку, прячась в декорациях,
Заучивали па для  полонеза,
В глухих трико и белых пачках грации,
И кошечка мечтала о шартрезе***.

А бутафор под сигаретку мальборо
Остроты сыпал и готовил спицу*,
И скрипки пели чудно-безалаберно:
Пусть вечером принцессе сладко спится!



* Веретено, свирель, спица – именно ими по разным вариантам либретто фея Зла уколола принцессу Аврору.
** Отсыл к фее Сирени, помогшей принцу оживить Аврору.
*** Шартрез – французская порода голубошерстного кота. Кот в сапогах и Белая кошка присутствуют в сюжете спящей красавицы. Не путать с ликёром!

**************


Вернёмся, однако, с крыши театра на сцену. Первые декорации, которым предстоит быть установленными на отреставрированной сцене театра – к балету «Спящая красавица». Всего на неделю: потом эти декорации сменятся декорациями для гала-концерта, который будет состоять из лучших оперных и балетных номеров из ретертуара Большого театра. Нам повезло оказаться на сцене именно сейчас.

Декорации роскошны! Даже по отдельным уже  распакованным фрагментам видно, НАСКОЛЬКО ОНИ РОСКОШНЫ! И со сцены уходить уже не хочется. Хочется  смотреть и смотреть, как пустая сцена постепенно превращается в сказку – со своим замком, с угодьями и лесами – она уже начинает жить этой ворожбой – исключительно ворожбой добра, хотя в завязке сюжета «Спящей красавицы» не добро, а зло оказывается мощной ударной силой, которая повергнет не только принцессу Аврору, но и всё королевство в столетний сон ...

По декорациям ни за что не скажешь, что это бутафория, а не настоящие части дворца, предметы интерьеров.  Что воздушное кружево кованых оград замка – всего лишь папье-маше!
И когда в один прекрасный момент на сцене предстаёт вся собранная картина, вдруг понимаешь, что сцена стала продолжением зрительного зала – всё сделано в одном с ним  стиле – средневекового ренессанса ли, барокко... И этот оптический эффект потрясает!

Автор этого шедевра – всемирно известный итальянский художник-декоратор Эцио Фриджерио. Именно по его эскизам и проекту изготовлены в Петербурге  декорации к спетаклю «Спящая красавица» - одному из премьерных спектаклей ГАБТ осени 2011 года. К своему стыду никогда раньше не слышала этого имени... А сегодня и сам Художник здесь, в театре – разменявший девятый десяток лет, очень живой и деятельный, решивший собственными глазами убедиться, что декорации пришлись Большому «к лицу».  Вечером зайду в Википедию и узнаю, что за свою долгую жизнь Эцио Фриджерио работал со многими ведущими театральными и кинорежиссёрами мира - Джорджо Стрелером, Андреем Кончаловским, Витторио де Сикой, Ренато Кастеллани, балетмейстерами  Рудольфом Нуреевым, Юрием Григоровичем...

Сейчас «Спящую...» готовят для первой публичной репетиции на сцене Большого, на которой будет присутствовать Президент РФ. (Забегая вперёд, скажу, что эта "президентская" репетиция успешно прошла в конце сентября, за месяц до официального открытия театра). На сцене идёт монтаж декораций, и одновременно в оркестровой яме, отделённой от сцены занавесом, репетирует оркестр. Пусть и негромко, но вполне внятно доносится музыка – то бравурная, то нежная вальсовая, и настроение раскачивается маятником от минора к мажору, но в любом случае оно возвышенное и очень позитивное. Ходить от декорации к декорации, всматриваться в отдельные детали и элементы – вот стол, вот беседка, вот чёлн... Вот сани,  – так и тянет сесть в них и  умчаться туда, в сказку своего детства. Но нельзя, никак нельзя - все происходящее здесь, на сцене,  удерживает, влечёт неизвестностью и предвкушением чуда!

В какой-то момент монтажные работы прерываются, для того чтобы уступить место на сцене  артистам балета для их первой репетиции на сцене Большого. Для многих из них это действительно первая в жизни проба великой сцены: век артистов балета недолог, многим танцовщицам  и  танцовщикам, которые были заняты в репертуаре ГАБТ до начала реконструкции, уже не суждено по возрасту выйти на эту сцену, но за эти годы выросло новое поколение талантов!

... А ведь и я все эти годы ждала этого момента. Даже не премьерного спектакля, нет, именно рабочего репетиционного момента. Ощутить это состояние долгожданного въезда в жилье – старое, родное, но так долго остававшееся недоступным  и такое похорошевшее, что чувствуешь себя в нём счастливым новосёлом. И пробуешь его на взгляд и на запах, и привыкаешь к нему, и прикидываешь, куда встанет мебель, и как ты будешь жить в нём – каждый день, долго-долго и, конечно же, счастливо. И если у меня, по большому счёту постороннего и временного здесь человека,  такое  состояние, то что должны чувтствовать те, для кого Большой театр – вся их жизнь?

...А из Большого театра просто так не уходят. Здесь страшно не прижиться, но и прижиться не менее страшно, потому что потом, в случае чего, и жизнь не жизнь без него. И неудивительно, что оттанцевавшие и отпевшие свой срок артисты находят здесь другую работу, оставаясь в театре ассистентами режиссёра, техническими работниками сцены, кем угодно, только бы здесь...

...Мне часто здесь, на этой работе, говорили, что я похожа на Екатерину Максимову. И даже на совещаниях во всеуслышание один большой человек, ведущий совещание, обращался ко мне не иначе как  Катя Максимова. А сегодня на выходе из административного корпуса ГАБТ лоб в лоб столкнулась с Владимиром Васильевым. Не поднялся -  взлетел по лестнице в свои семьдесят... Поздоровался.  Видела, что рассматривал. Интересно, а ему ничего такого не показалось? Пожалуй что нет... Вот бы увидеть сейчас на сцене эту блистательную пару - Аврору и принца Дезире!

Отвлеклась... Это просто из какого-то второго или третьего пласта подсознания вышли на поверхность мысли, которым время ли, место ли сейчас? Да, именно здесь и сейчас, а потом, когда-нибудь потом будет другое...

Здесь и сейчас...
Вот он - мостик, временно перекинутый со сцены в зрительный зал через оркестровую яму. Пройдите по нему незаметно для всех остальных и располагайтесь в партере – сегодня здесь ещё много свободных мест, и смотрите, и слушайте...


Рецензии
Мне тепло рядом с Вами, в этом большом зале. Достаточно далёком от меня, чтобы ощутил себя там своим.

Проходит миг, становится лишь тенью,
Прикрытой воспоминаний плотной сенью.
Перед глазами чудища и грации,
И жизнь - сплошные декорации.

Микто   21.11.2013 17:18     Заявить о нарушении
Вы мне настоящий праздник устроили сегодня, благодарю Вас за эту прогулку по моему Большому театру!

Надежда Бесфамильная   21.11.2013 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.