Стихи акцентной системы стихосложения

Из http://www.stihi.ru/2011/10/07/7223

В предыдущей статье  мы с вами рассматривали примеры логаэдов из конкурсного пакета «Мастер класс» и остановились на стихах, которые очень сложно назвать логаэдами – чередование разных стоп – двусложных и трехсложных - слишком часто меняет свой рисунок и из строфы в строфу не повторяется. Прежде, чем разобраться с их формой (то ли некачественно выписанной, то ли – иной, чем логаэд), предлагаю познакомиться с тоническими стихами.

Мы с вами привычно и чаще всего используем СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СТИХОСЛОЖЕНИЯ - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Кроме этой системы существует еще и ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ или АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА — система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно.Подробнее об акцентной системе см. в сборнике "Все о ритме".

Логаэдом эти стихи назвать невозможно  потому, что рисунок ритма из строфы в строфу да и в одноименных строках строф не повторяется.

В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о ТАКТОВИКЕ, если 4 и более — об АКЦЕНТНОМ СТИХЕ.

Пример акцентного стиха, где интервалы между иктами – любой длины:

Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залёжанные, как больница,
И женщины, истрёпанные, как пословица.
(Маяковский, 1915)

01 001 01 001 0
1 001 001 00
01 001 000001 0
01 0001 000001 00

А теперь обратимся к примерам из конкурса – к стихам, которые мне по звучанию и по содержанию очень понравились, но ритмически привести их к какой-либо схеме не удалось. Я позволю себе назвать их акцентными стихами и, если я не права – с удовольствием послушаю мнение специалистов.

№1
Скука… Скука оплетает
паутиной липкой,
Тянут нежно вниз свинцовые слитки…
Ти-и-шше - скука предлагает
скучные сладости.
Дайте глоточек воздуха свежего,
таянья снежного
дайте глоточек!
Много не надо, отмерьте кусочек
отрезвляющей хладности...
Ти-и-шше, ти-и-шше – скучища ше-е-пчет,
Липкими лапами лакомство зата-а-лкивает
Ти-и-шше, сейчас будет ле-е-гче,
Ешь не спеша, да пома-а-лкивай…

Застит глаза мутной пеленой,
Угасает уголёчек тлеющий…
Кто это, кто стоит надо мной?!...
Дыханием теплым согрело лицо,
Скука, шипя, разжимает кольцо…
Ладонь жаркая на лоб леденеющий!
(«Скука» Владимир Ваш – автор СТИХИ.РУ)

1 01 0001 0
001 01 0
1 01 0001 001 0
1 01 0001 0
1 001 00
1 001 01 001 00
1 001 00
1 001 0
1 001 001 001 0
001 001 00
И т.д.

Стихи мне понравились не только их необычной ритмикой, но и тем, что именно с помощью ритма автор передает свое настроение – его «скука» говорит собственным голосом, завораживает, вовлекает в себя… Игра с ритмом, как и игра с формой, всегда должны быть не сами по себе, а служить содержанию стихотворения.

Еще один пример стихотворения из конкурсного пакета, который я номинировала высшим баллом:

№2
Как же тихо-то, Господи, стыло и одиноко!
Хоть бы звук какой, лёгкий стук мотылька о стену!
Никого.. тишина... Тишина может быть жестокой.
К звёздам выйду я, только куртку сейчас надену.

А красиво как, Господи! Сколько же звёзд на небе!
Как прозрачен холодный воздух под звездопадом!
Вот упала одна.. Загадать успею?.. Ах, мне бы..
Только вряд ли исполнит звёздочка то, что надо..

Тишина бесконечна... огромна под небом звёздным..
Это кажется? Или сердце твоё я слышу?
Мне сказать бы звезде спасибо, но, видимо, поздно..
Тишина оживает.. теплеет и страстью дышит..
(«Как же тихо все, Господи!» Маргарита Шушкова – автор СТИХИ.РУ)

001 001 001 00001 0
001 00001 001 01 0
001 001 001 001 01 0
001 00001 001 01 0

001 001 001 001 01 0
001 001 01 00001 0
0001 0001 01 001 0
001 001 01 001 01 0

001 001 001 001 01 0
001 00001 001 01 0
001 001 01 001 001 0
001 001 001 001 01 0

С одной стороны (а  с этой стороны  многие из вас меня прекрасно знают!), я  ворчу на Чайнников, вольно нарушающих правильность ритма, отчего  данные конкурсные примеры вполне можно назвать – неправильными. С другой,  – эти стихи  не только великолепно звучат, но их ритмика помогает раскрытию содержания. А что для нас важнее – каноничная форма или художественное впечатление от стихов? Думаю, что последнее. Акцентные стихи – стихи, которые правильнее отнести к тоническому стихосложению, не менее интересны, чем силлабо-тонические. Только не стоит злоупотреблять искажениями ритма там, где этого абсолютно не требует содержание стихов.

В заключение – два отрывка  из И. Бродского -акцентный стих (из цикла «Части речи»):

№3
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
(И. Бродский, 1975)

1 00001 001 001 01
1 001 001 001 00001 0
1 0001 01 001 01 001  001 00001 0
и т.д.

№4.
С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает - чем бы не замели
следы - с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
(И.Бродский, 1975 – 1976)

1 01 001 001 01
1 001 00000 1
001 01 00001
01 001 00001
001 01 001 01
1 000001 01
1 01 001 000001 01
0001 00001
и т.д.

В следующей статье мы продолжим знакомство с интересными формами, в которых были написаны стихи для «Мастер класса»

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/11/14/5256


Рецензии
Алла, привет.
Слушай, совсем обессилел. Ничего не могу написать. Есть восемь стихотворений, которые начал и не могу закончить. Даже есть ответ тебе, почти из четырёх строф, но идёт всё очень тяжело.
Знаешь почему здесь пишу? Пытаюсь хоть чему-то научится в этом стихосложении. Ты не сможешь мне помочь? У меня есть стихотворение, которое я захотел классифицировать. Я долго просидел над всякими решебниками и у меня получилось кое что. Как ты думаешь, это есть правильная классификация? Ты не сердись, я полнейший дилетант в этом.

Он считает банальный балкон капитанским мостиком,
А перила в руках - непослушный такой штурвал.
Вслед за солнцем зовёт млечный путь его звёздной россыпью
Отыскать те миры, о которых он так мечтал!

_ /_ U _/ _ _ _ /_ U _/ _ U _ /U _ _
_/ _ U _ /_ _ _/ _ U _/ _ U _/ U
Пятистопный каталектический амфимакр с анакрузой в начале, пиррихием во второй стопе, и анаклазой в последней стопе
Спасибо тебе заранее.

Алексей Алексеевич Осипов   23.06.2012 15:22     Заявить о нарушении
Привет, Леша! Как было сказано в одной старой кинокомедии:"В моем доме попрошу не ругаться!" Мои женские мозги не способны (и не хотят) запоминать названия многочисленных размеров, - я решаю вопрос ритма куда проще: прямо под стихами, которые я нараспев читаю вслух, я по клавиатуре с цифрами правой рукой бью 0 и 1 на каждом слоге -на сильном (ударном) бью 1, на безударных - 0. И вот что у меня получилось в твоем случае:

Он считает банальный балкон капитанским мостиком,
А перила в руках - непослушный такой штурвал.
Вслед за солнцем зовёт млечный путь его звёздной россыпью
Отыскать те миры, о которых он так мечтал!
001 001 001 001 01 00
001 001 001 001 01
001 001 001 001 01 00
001 001 001 001 01

У тебя - чистый строчный логаэд: (3 стопы анапеста, одна ямба), с чередованием дактилической и мужской рифмы ДбДб (Д - дактилическая рифма, б- мужская рифма).

Просто, красиво и замечательно звучит. Поздравляю!

А твои термины мне все равно не запомнить! И моя запись проще для написания, согласись!

Алкора   23.06.2012 16:49   Заявить о нарушении
Леш, у меня та же история с перекличкой, даже хуже. Начитавшись в "Мастер классе" хороших стихов, я сейчас совсем не могу писать свои - полный ступор. Не сердись. У меня даже набросков нет, не то, что законченных! Зато очень увлеклась разбором чужих стихов. Полоса такая пошла. Либо учить, либо самой писать. А одновременно у меня не получается. И холявить уже не могу, хочется писать хорошо, а для этого надо, чтобы помощь свыше шла и самой не суетиться.

Но мы с тобой еще напишем все лучшее - у нас вся жизнь впереди!!!! ))))

Я вот сейчас не гонюсь за витиеватостью форм, мне важнее тема. А когда мне сказать нечего (я сейчас - в таком состоянии), то форма меня не спасет!

Алкора   23.06.2012 16:56   Заявить о нарушении
Алла. У нас с тобой болезнь с одинаковыми симптомами, кажется. Я тоже боюсь написать что-нибудь слишком простое! Может стоит от этого отойти, и ударить по болячке чем нибудь простым и банальным?

Алексей Алексеевич Осипов   23.06.2012 19:44   Заявить о нарушении
Я постараюсь понять твой способ классификации. Спасибо.

Алексей Алексеевич Осипов   23.06.2012 19:46   Заявить о нарушении
Не знаю, Леша. Мне все равно КАК сказать - можно и совсем просто, дело в том, что мне сейчас НЕЧЕГО сказать. А я не люблю стихов без темы - пустословных.

Алкора   23.06.2012 20:44   Заявить о нарушении
А я тебе письмо написал. Совсем без темы! Представляешь? Именно то о котором говорил выше. Сейчас немножко довожу его. Скоро выдам. Если я правильно понимаю твоё настроение, то ты поймёшь моё стихотворение.

Алексей Алексеевич Осипов   23.06.2012 23:54   Заявить о нарушении
А я уже ответ пишу, потому что - зацепило...

Алкора   24.06.2012 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.