Юношеская любовь. Рассказ

Случается, что реальность — это лишь боль. И чтобы избавиться от этой боли, мозг должен уйти от реальности(Патрик Ротфусс).
Надежда, как известно, мать дураков, но это не мешает ей быть прекрасной любовницей смельчаков(Станислав Ежи Лец).

Юношеская любовь.

Рассказ.
 
- Ты все свои вещи собрал, Марат? – обращаясь к 16 летнему сыну, спросила графиня Чекмезова Нина Ивановна, - экипаж застоялся, а путь до Елизаветполя неблизкий. Он не хотел уезжать из родного поместья в Елизаветполь, куда в классическую гимназию отправляла его мать. Кучер Антип, коренастый мужчина средних лет с длинными усами, которые сплелись с густыми бакенбардами, терпеливо ждал, когда молодой барин сядет в экипаж.
 – Нам, Ваше сиятельство, хотя бы засветло добраться до Елизаветполя-то, а то придется в караван-сарае переночевать, что создаст некоторые неудобства, тем более, нас будет ждать Ваш дядя, граф Чекмезов, неловко получится, - тихо прошамкал кучер, закуривая пахитоску. Графиня Нина Ивановна рано овдовела, муж, граф Чекмезов, пропал на охоте в горах у подножия Талышских гор. Графиня быстро скинула траурную вуаль и закрутила бурный роман с отставным штабс-капитаном, что сильно задело её сына-подростка Марата, который был недоволен её поведением. И, чтоб избавиться от его надоедливых упреков, выходок, она решила отправить его на учебу в Елизаветполь. Конечно, он был потомком столбовых дворян, она теперича надеялась на своего единственного сына-наследника Марата, который был её любовью и надеждой, тяжело переживала его отъезд, украдкой плача. Но, он думал по другому, вспомнив метафору Гамлета: Расчетливость, Гораций! С похорон На брачный стол пошёл пирог поминный. Иногда хватает мгновения, чтобы забыть плохое в жизни, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть это мгновение. Диалектика. Борьба противоположностей. Хотя она наука правильного рассуждения, но и искусство убедительного пустословие, ловкого спора.

– Вот тебе, Марат, ларец, там твои документы, деньги и несколько маленьких мешочков с империалами, жить будешь у дяди, это на всякий случай, тебе легче  будет учиться, - наставляла Марата Нина Ивановна. Несмотря на ранее утро, южное солнце нещадно дышало жаром. Наконец, Марат сел в экипаж, и кучер, довольным голосом понукая лошадей, повернул экипаж на юг, на пыльную горную дорогу.

– Антип, ты можешь ненадолго остановиться у дома нашей служанки Анфисы, чтоб я мог попрощаться с её дочерью Сусанной? - робко попросил Марат. Кучер Антип немедля повернул лошадей в сторону леса, к дому, где жила Сусанна с матерью и отцом-лесником. Что он, энтот юноша, мог понять суть своего неудержимого влечения к пятнадцатилетней красавице, которая уже посеяла в его молодом сердце семена таинственного чувства, которые уже дали ранние всходы? Жгло это чувство, вселившись в сердце, превратилось в недуг, и он не понимал его природу, не знал, как облегчить свое страдание, хотя, был начитан и о любви знал много, от скорбных элегий Овидия до Катулла, и не мог понять его выражение: odi et amo, как можно ненавидеть и любить, но это была катулловская тайна.То чувство, которое его гнало, не знало пощады. Только он не понимал суть его, откуда такая тревога, этот жар - недуг, сковавший его сердце? Его разум сопротивлялся, напоминая слова Гамлета: проснись, мой мозг! Может, мой разум стал шалить, затевать судьбоносную игру.  Разум, которому можно подчинить рассудок, сужденье, ведёт меня к моей гибели или счастью, лишив меня познавательной деятельности мозга, способности логически мыслить. Но, разум - подлец! Оправдает что угодно, говорил уважаемый Достоевский. Может - это капризное, вздорное желание, надуманная потребность и не даёт мне обобщать результаты наших встреч, когда я влюблён. Да, эта была влюблённость - любовь небесная,своего рода безумия - thea mania - безумие от богов. Это чувство не позволяет сделать выводы, осмыслить происходящее. Но он шёл, надеялся - это не обман чувств, с которыми он живёт, а теперь спешил к ней, не зная ради чего - быть отвергнутым? Теперь уезжает, он не сможет вынести эту долгую разлуку, предложить ей уехать с ним? нет, не согласится, она рассмеется над его утопической затеей, да и это будет правильно. Но, все-таки, предложит. Сусанны в саду не было видно, и он, смело открыв калитку, вошел во двор, она стирала у колодца.

– Я за тобой, Сусанна, меня отправляют в гимназию, поехали со мной в Елизаветполь или куда пожелаешь, я люблю тебя, люблю безумно и не смогу без тебя жить, - взмолился юноша. Сусанна устало опустилась на крышку колодца, уткнувшись в подол ситцевого платьица, навзрыд заплакала.
– Ты, Марат, как всё это себе представляешь, я крестьянка, без образования, без средств, в чужом городе, где невозможно будет жить, да и твои родственники со света меня сживут, а ты об этом подумал?- сквозь слёзы причитала Сусанна.
– Пусть, только попробуют, - вытаскивая из ларца маленький револьвер, завернутый в чистую белую ткань, - решительно произнёс он. - Если в город не хочешь, тогда, давай сбежим, поехали в село Имишли у подножия горы Гямыш, там когда-то был отцовский охотничий домик, там есть небольшое село. - Ты собирайся и жди меня на берегу, где лес кончается, а я скоро вернусь, - решительно произнес он.

– Ты с ума сошел, Марат, не делай этого, тебе непременно следует учиться, а я тебя буду ждать,- крикнула она ему вслед.
– Антип, ты меня с рождения знаешь, я не еду в Елизаветполь, хочу, чтобы ты мне помог, айда в особняк, разузнай, дома ли матушка, только, экипаж оставь в сторонке, а потом я скажу, что дальше делать, - возбуждённо кричал Марат.
– Ваша воля, барин, а мое дело повиноваться, - пожал плечами кучер, шмыгая носом. Особняк пустовал, Марат, не теряя времени, ринулся на второй этаж в комнату матери, за диваном под ковром нашел тайник с драгоценностями, разделив всё наспех, взяв несколько пачек сотенных, небрежно засунул в ларец, банковские билеты, тамгу и семейные драгоценности оставил в тайнике.
– Иди, приведи моих жеребцов, которых ты объезжал, и привяжи к экипажу. В гостиной со стены сними двустволки, их три, стволы и приклады инкрустированы серебром, там же висит ханджар, подарок отца, положи всё в экипаж. Скажи кухарке, пусть прикажет работникам загрузить экипаж продуктами, разными, пусть не забудут вино, коньяк, а у тебя есть в селе кралечка? Если есть, ты и её тоже бери, мы больше сюда не вернемся. Кучер подумал было, мол, барин-то, того, но не посмел и начал выполнять его поручения. Всё было готово, и кучер экипаж направил на берег, где должна была ждать Марата его ореада. Забрав её в экипаж, кучер решил-таки забрать и свою кралечку Веру, - какая разница, где жить, ведь, он мой хозяин, и я буду служить ему, хоть и в аду, - прошамкал под нос кучер Антип.
– А теперь-то куда прикажите держать путь,  Ваше сиятельство? –  тихо спросил кучер, глубоко вздыхая о том, что всё получилось.
– В сторону горной гряды малого Кавказа, где вершина Гямыш, там, у подножия, село есть, а дальше в ущелье отцовский охотничий домик, о котором никто не знает. Конечно, не хоромы, но жить можно, - засмеялся Марат.
– Ты точно ненормальный, Марат, затеять такое, просто, сумасбродство, - произнесла Сусанна, мотая головой.
- На сумасбродные поступки способны только ненормальные, - ответил Марат, и все засмеялись. Кучер Антип, конечно, не знал дорогу в село Имишли, но горы со снежными вершинами сами манили путников, и, не сворачивая, ехал по горной дороге.

Навстречу шла мажара, груженная сеном.

- Мил человек, скажи, далеко ли ехать нам до села Имишли и правильно ли мы путь держим? - угощая пахитоской хозяина мажары, спросил кучер Антип.
– Поезжай прямо и никуда не сворачивай и упрешься в лес, а за лесом и село, богатое село, скажу тебе, базары, магазеи. - Там живут староверы,  - сплюнув от непривычного табака пахитоски, прошамкал хозяин мажары. Стоял зной, недалеко был слышен шум реки.
- Может, Антип, устроим привал, искупнемся, право, я очень проголодался, думаю, другие тоже, да и лошадям нужен отдых, - произнес Марат и на ходу спрыгнул с экипажа. Кура шумела, пока мужчины купались и поили лошадей, Вера начала готовить еду, быстро соорудив очаг. После короткого отдыха путники двинулись в сторону гор, показался лес, а за лесом село Имишли, все дома были рублены из брёвен.
- Кажись, прав был тот мужичок-то с мажары, село-то, где живут молоканы, богатенькое наверное, зажиточный народ, - не сдержался кучер Антип.
– Мы двинемся дальше, до ущелья, Антип, там, в домике, обустроимся, а потом осмотрим село, - довольно произнес Марат, что он нашёл-таки место, где жил с отцом, который здесь охотился. Его юношеская любовь оказалась сильнее традиций, преемственности и на время отодвинул их, он был счастлив, его возлюбленная, простая крестьянка, тоже.Их любовь, как нимб - символ святости будет светиться над их головами, делая их счастливыми...
Вечерело. Прохладный туман, опускаясь с гор на долину, смешиваясь с мерзлыми испарениями, создавал сырость воздуха,покрывая дома, деревья, молодую весеннюю траву инеем. Всё кругом начало индеветь, что без сомнения наносило порой непоправимый вред цветущим садам. Обнимался иней с росой...


Эпилог к рассказу «Юношеская любовь»…

с трепетом вспоминаем любовь юношескую,
тот сладкий миг, сладострастие, с тоскою,
странно, что всю свою жизнь живём с ней мы,
пока нас не примет навсегда царство тьмы.
странно, что больше мы никогда не любили,
жили этой любовью, ее берегли, в сердце несли.
странно, что до сих пор не забыли ее огней,
находимся в плену тех неповторимых дней.
странно, она всюду неустанно преследует нас,
и мы слышим ее возглас: тот огонь еще не погас.
странно, что она и поныне бурлит в крови,
терзая нас, молчит, как ни позови.
может, потому, что  мы ее когда-то предали,
считали за влечение-недуг, а счастья не ждали.
на протяжении жизни плачет душа, льет слёзы,
смешались в памяти и реальность и грёзы.
всё отдал бы, хоть раз тем мигом пожить,
на святое чувство, как на икону, руку положить.
жаль, что остались в прошлом эти забавы,
обуяв смертельной тоской, уж не вернутся, увы.
что стоит Творцу вернуть на миг тот сон,
вновь на островке сердца бушевал бы любви огонь.
и вот она, как призрак, в сердце бродит,
на пару с памятью нас с ума сводит.
куда же ты делась, молю, на миг вернись,
как эхо памяти, в больном сердце отзовись…

Окончательный вариант.

Март, 2024г.  м.м.Б.


Рецензии