Энгельс, или Надо думать

Уверяю вас: перечитывание классиков марксизма любопытнейшее занятие. Хоть Карла, хоть Фридриха.
Помню, их портреты висели в актовом зале нашей школы по бокам сцены. Поражало огромное количество волос на лицах, то есть: глаза,  лоб, нос – остальное космы.  Портреты словно соревновались: у кого гуще. Победил все-таки Маркс. Видимо, именно поэтому учению было присвоено его имя. Хотя Энгельс – это тоже вещь.
Взять хоть его знаменитую статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Дело в том, что Дарвин не был марксистом. Он просто однажды по наитию написал, что человек произошел от обезьяны: раз похожи, значит, от нее. Но этого было мало. Требовался научный взгляд на эту метаморфозу. Уже в первых строках своего трактата Энгельс берет быка за рога:
«Труд – источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Это так – готовы мы согласиться с автором, но: «основное условие человеческой жизни», не обезьяньей.  Обезьяны-то явно дурака валяют – видели в зоопарке: носятся по вольерам, чешутся, бананы жуют…
Нет, говорит Энгельс, это были особые макаки. Дело в том, что «много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе – по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, - необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях».
Итак, «сплошь покрыты волосами». Даже лица?!. Глаза,  лоб, нос – остальное космы. Это интересно.
На всякий случай наш автор прячет конца в воду:  «ныне погруженном на дно Индийского океана». Фиг отыщешь теперь их скелеты!
«Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».
Мне больше всего нравится это «надо думать». До чего ж нашим марксистам легко совершать научные открытия! Надо думать, сумма квадратом катетов равна 3,14 литров в минуту. Родина пингвинов, надо думать, озеро Чад.
Далее, говоря о значении руки в жизни человека, Энгельс вспоминает  о законе, который Дарвин назвал законом соотношения роста, согласно которому известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определенными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся.
«У млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими». Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотношения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатировать его в общем виде».
Надо думать.
И ведь вот что еще. С развитием руки у наших обезьян с затонувшего в Индийском океане континента появлялась потребность «что-то сказать друг другу». Так появилась речь.
Как тут не вспомнить о глухонемых. Ведь именно с помощью этих самых рук они весьма успешно научились разговаривать.  Однако, как пишет Фридрих: «неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».
Понимая, что в этом месте необходима научная база, он сообщает: «Что это объяснение возникновения языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно правильным, доказывает сравнение с животными». Оказывается, ряд живых тварей пытаются общаться с человеком. Скажем, попугай – «птица с наиболее отвратительным голосом. И пусть не возражают, что попугай не понимает того, что говорит. Конечно, он будет целыми часами без умолку повторять весь свой запас слов из одной лишь любви к процессу говорения и к общению с людьми. Но в пределах своего круга представлений он может научиться также и понимать то, что он говорит. Научите попугая бранным словам так, чтобы он получил представление о их значении (одно из главных развлечений возвращающихся из жарких стран матросов), попробуйте его затем дразнить, и вы скоро откроете, что он умеет так же правильно применять свои бранные слова, как берлинская торговка зеленью».
А вот тут Энгельс показывает прекрасное владение вопросом. Явно в общении с попугаем он провел немало личного времени, обучая словоохотливую птицу матросским выражениям – на потеху своему товарищу по марксизму Карлу.
Далее Энгельс прослеживает все этапы развития человеческого сообщества: изготовление орудий труда и охоты, знакомство с мясной пищей, освоение огня. «Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове – религия».
Вот такую научно-фантастическую статью написал в свое время Энгельс.
И до чего же на её фоне прекрасна и отточена Истина:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.