В Большой без билета 7. Звонница

Звоннице Большого театра и её первому звонарю Алексею Кусакину


И будет белый свет расколот пополам,
Когда багровых зорь бесовская порфира
Завяжет рты твоим святым колоколам,
Без веры и Христа пустив сердца по миру.

Лишь крики воронья разносятся окрест,
Где пел когда-то храм пасхальным перезвоном,
Колоколам  вослед  летит на землю крест,
Прими в себя, земля, последние их стоны.

Поплачь, звонарь - без слёз такое не снести,
Отправь, звонарь, по ним безмолвную молитву,
И крест нательный спрячь. И слёзы спрячь в горсти.
Иди, звонарь, иди, на праведную битву.

Спаси их от печи, найди им новый кров,
И возвратится пусть добром тебе по вере,
Звони же в тридцать пять  своих колоколов -
Как смел  их стройный хор и как же беспримерен!

Приют их  новый -  храм для просветленья лиц,
Здесь  тьму и зло в леса сведёт  Иван Сусанин.
Под звон колоколов, Россия, распрямись,
Пусть  вера  жить в тебе вовек не перестанет!

***********
Это в знаменитой пушкинской сказке  богатырей тридцать три. А здесь их все тридцать пять! Вот они: их силуэты достаточно хорошо просматриваются отсюда – с одной из боковых рабочих галерей, расположенной в одном уровне с фермами звонницы. Жаль, что здесь, в полумраке надсофитного пространства сцены не видно ажурную вязь старославянских надписей, лик Богоматери, двуглавых орлов, украшающих колокола. Но перед тем как быть поднятыми вверх, на своё законное место,  наиболее крупные колокола некоторое время стояли по правому фасаду здания театра, рядом с башенным краном, где их можно было рассмотреть в деталях, потрогать холодную гладь металла...

История  звонницы Большого театра берёт своё начало в 20-х годах прошлого столетия. В атеистическим запале советская власть принялась беспощадно расправляться со всеми колоколами в стране. Их пускали на переплавку для производства тракторов и запасных частей к ним. Чтобы сохранить хоть какое-то количество уникальных музыкальных инструментов и одновременно произведений литейного искусства, руководство Большого театра решило создать собственную звонницу. В исторических спектаклях должен звучать настоящий колокол! С такой аргументацией театру удалось убедить партийную верхушку страны в целесообразности этого намерения. 

Колокола для звонницы театра подбирал известный московский звонарь Алексей Кусакин, долгое время остававшийся единственным звонарём Большого театра. 
Самому старому колоколу в звоннице Большого театра более трёхсот лет. Он отлит в 1678 году.  Шапки колоколов, отлитых позже – в конце 19, начале 20-го века, украшают двуглавые орлы герба Российской империи. Лишь немногие колокололитейние заводы того времени были наделены правом отливать на колоколах изображение герба Российской Империи, среди них – ярославский завод Товарищества «П.Я. Оловянишникова Сыновья» и завод П.И. Финляндского.

Различные по диаметру (от 21 сантиметра до 2,3 метра), высоте (от 27 сантиметров до 2,5 метра), весу (от 8,73 килограмма до 6,4 тонны) и, соответственно, по тональности,  колокола составили прекрасную многозвучную звонницу, которая  в операх исторического репертуара – «Борис Годунов», «Иван Сусанин» - мощно дополняла  и будет впредь дополнять звучание оркестра.

Колокола одновременно с театром подверглись реставрации, для чего были сняты и отправлены в реставрационные мастерские.  Там же, на месте, и были сделаны все промеры. Сколы и трещины, имевшиеся в некоторых колоколах, насколько это было возможно сделать, устранили, там, где это было невозможно – законсервировали, снаружи нанесли уникальное патинирующее покрытие. После того, как в зоне арьерсцены под крышей были смонтированы новые металллические фермы для размещения колоколов, а также новые элементы их подвеса, их по очереди осенью 2010 г. подъемным краном через крышу занесли наверх и подвесили в проектное положение. Кстати, описанные выше работы (за исключением реставрационных), начиная с проектирования и изготовления ферм, и кончая подвеской колоколов,  выполнялись силами немецкого партнёра по реконструкции, поскольку эти фермы стали частью общей стропильной  несущей конструкции, на которой смонтирована вся верхняя механизация сцены (немецкого происхождения).

Работоспособность, качество звука каждого колокола проверяла специальная комиссия и осталась довольна.  Слушал и оценивал их звучание и звонарь Донского монастыря.  Рабочее место звонаря находится там же, наверху, колокола приводятся  в действие с помощью специальной системы колокольного звона.

.... Поначалу это кажется очень странным и необычным – слышать в театре, где вовсю идёт рабочий процесс далеко не церковного содержания, пробное, пока ещё нерешительное звучание колокола, надолго зависающее в воздухе. Кажется, что звук идёт откуда-то извне (не от Ивана ли Великого?). Но понимаешь, что это здесь, и создаётся ощущение, что колокола заодно со всем происходящим, постепенно адаптируются к новым условиям,  вливаются в общую акустику ремонтных работ и репетиций... И мурашки по коже – от густого, гулкого звука, от необычности происходящего...


***********
Все фотографии, использованные в фотоколлаже к этому эссе, выполнены моим коллегой Сергеем Пархоменко. Панорамные снимки сделаны с башенного крана, с помощью которого вся верхняя механизация заносилась в здание через проёмы в крыше.


Рецензии
Ещё раз о колоколах. Да, Надежда, вы правы, это чудо, что в то богоборческое время удалось сохранить бесценные колокольные раритеты, которые ныне просто не имеют цены. На звоннице колокола разных мастеров, более ранних, таких как: Слизов, Калинин, Бакулев, Филиппов и более поздние мэтры колокололитейной промышленности Российской империи: Самгин, Оловянишников и Финляндский. Именно колокола Финляндского были на первом храме Христа Спасителя. От них уцелел лишь один в 50 пудов, который сейчас находится на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. С этого-то колокола и начался наш московский колокольный завод Литэкс. Его стали масштабировать и появилась целая линейка первых колоколов, а традиция их оформления осталась прежняя - завода Финляндского. Это небольшой экскурс в историю.
Что касается Большого, то наши колокола раньше висели на задней стене за сценой. Сквозного выхода на улицу не было, однако было главное - хорошая слышимость всех колоколов, даже мелких из любой точки зрительного зала. Потом стену сломали, сделали грузовой терминал, а колокола задрали под потолок. Конечно, ну куда же ещё их девать, такие махины и в таком количестве?.. Результат соответствующий - малые колокола просто не слышно с такой высоты и за таким культурным слоем тряпишных декораций, которые стали естественным гасителем звука. Если нижние частоты больших колоколов достигают зрительного зала, то на средние и мелочь приходится ставить микрофоны, искажающие звук. Вот вам и прогресс!.. Но это внешняя беда. Внутренняя - это управление. Как мне рассказали, до немцев занимались колоколами голландцы. Что уж они делали, реставрировали или что-то конструировали - не знаю, но немцы взялись за дело добросовестно, ничего не скажешь. Однако никто ни разу не спросил самих исполнителей, то есть нас - как мы будем звонить, какие способы, какие традиции были в Большом театре. Сами-то немцы традиции чтут, поэтому, наверное, и соорудили нам пульт управления по типу голландско-немецкого карильона. Это такой колокольный орган с рычажком на каждый колокол. Они-то на нём выигрывают мелодии, но у нас на Руси совсем иные традиции и способы звона. Представьте - этих рычажков 35 штук на три метра длины и дюжина дублирующих педалей... Жуть для русского звонаря, привыкшего одному управляться со всеми колоколами. Ходили к немцам в дом Хомякова, спрашивали их - что же это вы, геры-херы, наделали и как с этим работать. Но геры-херы отмалчивались или говорили что-то дипломатично-неконкретное. Что делать - встали за эту стиральную доску втроём: один на басы, один на средний перезвон, один на мелкие, да только... Русский звон имеет троичную структуру - благовестники, подзвонные(средние) и зазвонные(мелкие трельные). Вот с этими-то трельными и была самая загвоздка, ибо на Руси в них звонят пучком - тремя, четырьмя и более, связанными вместе: туда-сюда, вверх-вниз, быстро и попеременно. Поэтому-то и получается быстрый, трельный перезвон. А как на этих палках так звонить?.. Ни хрена подобного! Пришлось придумывать новые связи, новые конструкции, привязывать отдельные верёвки к колокольным тягам и связывать их в узел. Таким партизанским образом и организовали две четвёрки для одного звонаря на правую и левую руку. Это ещё пол истории. А вы говорите - немцы, геры-херы...
Далее. Ввиду того, что ярус звона был поднят и вытянут по длине сцены, то и все основные колокольные опоры в виде мощных двутавров были также вытянуты вдоль сцены параллельно. На них были положены балки под каждый колокол и, что самое интересное, они просто лежмя-лежали на основных. Тяги языков располагались перпендикулярно каждой индивидуальной балке. И что же получилось?.. вот она, безупречная конструкторская немецкая мысль... Колокол - динамически активное тело. Удар тяжёлого языка о край приводил и его в движение и большой колокол болтался на этой балочке как носок на верёвке. Первое время мы пытались ловить языком колокол, как пёс языком кусок брошенной колбасы, совмещая фазы полёта. Потом бросили и взвыли- да сделайте хоть что-нибудь!!! К тому времени немцы стали отступать от Москвы, и добиться что-либо от них уже было невозможно. Говорим своим: балки каждого колокола болтаются как на шарнирах. Надо их связать, т.е. приварить хотя бы общие балки под всеми индивидуальными с двух сторон. Говорят: одной достаточно за глаза, гарантируем. Но это-то уже наши мастера-знатоки физических процессов... Ну, приварили одну, говорят - всё, теперь будут как влитые. Ну ладно, поднимаюсь наверх к креплению большого колокола. Говорю коллеге - ударь разок! И не верю своим глазам: мощнейший двутавр изгибается восьмёркой как резиновый, а колокол как качался, так и качается. Только когда приварили второй с другой стороны, это качание несколько уменьшилось. Вывод: грубое нарушение правил динамических нагрузок. - На всех колокольнях ему следуют, если не хотят разрушений: колокольный язык должен ударять не поперёк балки, а вдоль. Да где уж в Большом этому следовать, если вся звонница вытянута такой колбасой на 25 метров. А теперь боязно - динамическую нагрузку на сварочные швы ещё никто не отменял. Физические законы в действии. Вот и думай, не свалится ли тебе по башке когда-нибудь этот двутавр?.. Опять - оборона Москвы!
Вот, дорогая Надежда! Подобные истории я слышал и от знакомых осветителей, и инженеров сцены, и электриков... Помните Райкина:"Кто ссыл кафьтюм?.."

Андрей Крючков 1   26.11.2019 16:10     Заявить о нарушении
Короче, что русскому хорошо, то немцу смерть и наоборот:) Или, по Пушкину: "В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань". И смех и грусть вызывает ваш рассказ, Андрей. Такие вещи нужно было согласовывать ещё до начала проектирования и именно на этом этапе учитывать пожелания тех, кому предстоит работать со звонницей. А на этапе исполнения работ ведь и Технадзор со стороны Заказчика работал, и строгий какой! Но Москва выстоит по-любому!

Надежда Бесфамильная   26.11.2019 16:34   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2016/10/23/1325
Дорогая Надежда! Я рад, что повеселил вас своим охотничьим рассказом. Если будет время почитайте мой взгляд на существо вещей по этой теме. Ведь у нас так, к сожалению, и храмы строят дипломированные архитекторы, которые порой даже и не знают - а для чего же нужны балки на колокольне? Не раз и не два в разговорах с нашим директором завода, я сталкивался с подобной некомпетентностью архитекторов, при обсуждении развески колоколов.

Андрей Крючков 1   26.11.2019 20:26   Заявить о нарушении
почитаю, конечно!

Надежда Бесфамильная   26.11.2019 20:36   Заявить о нарушении
Мои комплименты и уважение Вам, Андрей! Чувствуется, что Вы специалист в своём деле и не просто специалист, а одержимый в хорошем смысле этого слова. И слог у Вас замечательный. Буду читать Вас на Прозе!

Надежда Бесфамильная   26.11.2019 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.