Сура 2 Основная
Сура 2
Сура 2 ПОЯСНЕНИЕ
Как может иметь название Корова, такая важная и самая большая Сура Корана.
Или только потому она названа так, что есть строки «ударь лопаткой жертвенной коровы». Которые кстати совершенно не нужны. Так как этот ритуал жертвоприношения уже полностью себя изжил, и утратил свое значение.
С полным правом эту вторую Суру по объему знаний, по объему вводных понятий и пониманий, и просто по объему собранной информации можно назвать основной.
Поэтому она так и переименована.
СУРА 2
ОСНОВНАЯ
Во имя Аллaха Всемилостивого и Mилосердного!
1. Эта книга несомненно наставление для тех,
Кто дорожит любовью Всемогущего Аллаха,
И кто Молитву совершает по часам,
И справедливо раздает из доли,
Которой наделили Мы его.
2. Кто в откровение, что послано тебе, уверил,
Как и уверил в то, что до тебя ниспослано другим,
И кто душою всей уверил в жизнь другую.
3. Они идут прямой стезей Аллаха,
И лишь они восторжествуют.
4. Но для неверных все равно,
Увещевал ты их иль нет —
В Аллаха долго не уверуют они.
5. Шайтан печать им наложил,
На их сердца и слух.
И взоры их покрыл завесой, ;
Суровой будет их расплата!
6. Но есть среди людей такие,
Кто говорит: «Мы верим в Господа и Судный день!»
Но в глубине души не верят.
7. Они пытаются солгать
И Всемогущему и тем, кто верит.
Но лгут они сами себе
И этого не понимают.
8. Сердца их схвачены недугом,
Шайтан недуг сей лишь усилит.
Чтоб сделать ложь ещё сильней,
Мучительною будет их расплата.
9. Когда им говорят:
«Вы на земле нечестие не сейте»,
Они ответствуют: «Напротив!
Мы лишь благое сеем здесь».
10. Увы! Они все те, кто нечисть сеет,
Но сами этого не понимают.
Силён капкан Шайтана мысли,
Который в нас сидит незримо.
11. Когда им говорят:
«Уверьте в Вечного Аллаха,
Как это сделали другие»,
12. Они ответствуют:
«Ужель мы станем верить,
Как верят все невежи и глупцы».
Но нет! Поистине, они;то и глупцы!
Хоть не желают этого понять.
13. Когда они встречают тех, кто верит,
«Мы верим», — говорят они.
Но находясь наедине с шайтанами своими, говорят
«Мы всей душою с верой старой,
A там лишь насмехались мы».
14. Но обратит Аллах насмешки против них
И не Спасёт от беззакония такого,
В котором им скитаться слепо.
15. И это — те, кто заблужденье
Ценою истины купил.
Но как невыгоден сей торг!
Они утратили на нем путь правый.
Они сменили истину души,
На искушение Шайтана.
16. Они подобны человеку, кто возжег огонь, —
Когда же свет его все осветил вокруг,
Шайтан отнял их огнь души,
Своим жестоким искушением.
Как будто бы во имя личной жизни их.
17. Он искушает всех людей попрать законы,
И их он оставляет в полной темноте,
Лишив возможности им видеть,
Своей душой, которую им дал Аллах.
18. И вот теперь глухие и слепые —
К тем истинам извечным,
Они не скоро возвратятся к Богу.
19.О люди! Поклоняйтесь вашему Владыке,
Кто создал вас, и тех, кто был до вас,
Чтоб праведность могли вы обрести.
И победить в своей душе шайтана.
20.О люди! Поклоняйтесь Вашему Аллаху,
Кто постелил ковром вам землю,
Покровом небеса возвел,
И из небес Даёт обильно воду,
Чтобы взрастить плоды для вашей пищи, —
А потому, когда вам истина уже известна,
Для поклонения других божеств не измышляйте.
21. А если вы в сомнении о том,
Что Нашему слуге Мы ниспослали,
Составьте сами хоть одну подобную главу,
И убедитесь в невозможности труда такого.
22. Но если этого не сделаете вы,
А это вам, поистине, не сделать,
Не получили Вы видений от Аллаха,
Уверуйте в писания Корана,
И проверяйте все на свете,
Разумом своим.
23. И возвести пророк благую весть
Всем, кто уверил и творит добро, —
Их ожидает райское блаженство.
24. Но те, кто верует, те знают —
Сие есть истина от их Владыки.
25. Но тот кто нарушает в глубине души,
Скрепленный с Богом договор,
Разъединяет то, чему велел Он быть единым,
И сеет беды на земле,
Они — все те, кто обманулся,
Все те кого увёл с пути шайтан.
26. Как вы не верите в Аллаха!
Вы ж изначально были жизни лишены,
Затем Он одарил вас ею.
Чтобы пройти весь трудный жизни путь,
И заучить в душе уроки, понять законы бытия.
27. Со временем придётся умереть вам телом,
И в этот день,--
Предстать перед судом Владыки Всех миров,
Вот Судный день, и каждый будет взвешен,
В своих делах земных, и оценён.
28. И все получат награждение,
Кто райский сад, и духа наслаждение.
А кто-то ад, и долгое мучение,
Чтобы потом опять вернуться к жизни в теле,
И вновь потом к Нему вы возвратитесь.
29. Он — Тот, кто сотворил для ваших нужд
Все сущее на сей земле.
Аллах, поистине, о всякой веши знающ!
30. Создали Мы земную красоту,
И создали людей для жизни духа в теле,
Сказали Мы: « Адам!
С супругою своей живи в Саду Эдема,
И где б вы ни находились,
Вкушайте изобильные плоды себе в усладу,
Но только лишь не искушайтесь,
Свершить в усладу чрева беззаконие.
И не давайте хода мыслям недостойным,
Которые, шайтан в душе вам шепчет.
Иначе в зло и беззаконие впадете».
31. Сыны Изpaиля! Вы вспомните ту милость,
Которой вас Я одарил,
И соблюдайте вашу сторону Завета,
Тогда и Я буду блюсти Мою.
32. И верьте в то, что Я послал сейчас,
Чтоб истинность того Писания, что с вами, утвердить;
Не будьте первыми, отвергшими его,
И за ничтожнейшую плату
Знаменьями Моими не торгуйте,
И лишь страшитесь потерять Любовь Мою.
33. Тот кто теряет покровительство Владыки Всех миров,
Теряет сильную Защиту Всемогущего Аллаха,
Вас только Бог Ведёт по жизненной дороге в рай,
Уходит Бог от вас, и вами безраздельно правит сатана,
Чтоб вдоволь насладится горем вашим.
34. Не облекайте истину покровом лжи
И не старайтесь утаить ее,
Когда вы суть ее уже постигли;
35. Молитву строго соблюдайте,
Творите милостыню вашу, для очищенья души.
И головы склоните вместе с теми,
Которые склонились предо Мной.
36. Себе вы в помощь призовите
Терпение, и стойкость, и молитву, —
Сие есть тягота большая,
Но не для тех, кто кроток духом и смирен,
37. И твердо верует, что встретит своего Владыку
И возвратится навсегда к Нему.
38. Сыны Изpaиля! Вы вспомните ту милость,
Которой вас Я одарил,
И то, что Я возвысил вас над прочим людом.
39. И вспомните:
Мы вас избавили от Фараона и его людей,
Которые мучительным страданьям
Так долго подвергали вас —
Лишали жизни ваших сыновей,
В живых лишь женщин оставляя.
Сие было для вас — великим испытанием Судьбы.
40. И вспомните:
Спасая вас, Мы море рассекли,
И на глазах у вас
И Фараона, и его людей Мы потопили.
41. И вспомните: как Мы назначили,
Срок Моисею, для получения скрижалей Бога,
Все сорок дней, ночей он был один.
Вы же в отсутствие его
Тельца для почитанья взяли,
Творя лишь только этим тяжкий грех.
42. Тогда же Мы простили вас,
И вы могли стать благодарны.
43. И вспомните:
Мы дали Моисею и Различие, и Книгу,
И вы могли пойти по праведной стезе.
44. И вспомните, Как Моисей народу своему сказал:
«О мой народ!
Вы, взяв тельца себе для почитанья,
Зло причинили лишь себе;
А потому теперь в раскаянии должном
Вы обратитесь к своему Творцу»,
И обратился вновь Он к вам с прощеньем —
Ведь все Прощающ наш Аллах и милосерд!
45. И вспомните,
Как вы сказали Моисею:
«О Моисей! Тебе мы не поверим,
Пока открыто лик Аллаха не увидим».
Но гром и молния – прямое указание Аллаха,
Вас поразили — и убедили,
Ведь были сами вы свидетели сему.
46. Затем Мы облаком вас осенили
И низвели вам манну,
«Питайтесь пищею благою,
Которой вас Мы наделили».
47. И вспомните, как Моисей
Просил питья для своего народа;
И Мы сказали:
«Ты о скалу ударь своею палкой!»
И выбились из сей скалы
Двенадцать чистых родников;
И каждое колено знало место, где им пить, ;
48. Сказали Мы вы ешьте, пейте из даров Господних
Но на земле нечестие не сейте.
49. И вспомните
Как вы сказали: «Моисей!
Мы более не можем выносить одну и ту же пищу.
Ты Бога своего о нас взмоли,
Чтоб Он извлек нам овощи,
Что на земле произрастают:
И огурцы, и лук, и чечевицу, и чеснок ».
50. Он им сказал: «Ужель вы лучшее
Хотите худшим заменить?
Сойдите в город вы тогда
И там найдете все, что захотите».
И кто поддался искушению шайтана,
Всех их постигли нищета и униженье.
51. Тех, кто уверовал в Коран,
И тех, кто следует иудаизму,
И назореи, и caбeи,
Кто в Господа и в Судный день уверил
И на земле творит добро,
Ждет щедрая награда у Аллаха.
52. На них не ляжет страх,
Когда они оставят тело,
В день строгого Суда,
Печаль не отягчит.
53. И вспомните:
Скрепили с вами Мы Завет
И подняли над вами Тору:
«Вы твердо следуйте тому,
Чем Мы вас одарили,
И помните все то, что в них открыто вам.
И, может быть, тогда вы станете благочестивы».
54. Вы ж после этого отворотились,
И если б не было на то
Ни милости, ни благости Аллаха,
Вы б оказались среди тех,
Кто потерпел урон тяжелый.
55. Мы наказаньем сделали сие для тех народов,
Кто попирает Вечные Законы Всемогущего Аллаха,
И наставлением для их потомков,
А также в назидание благочестивым.
56. С тех пор ваши сердца суровы стали,
Тверды, как камень, иль еще суровей, —
Но средь камней есть и такие,
Что рушатся смиренно пред Аллахом.
И в небрежении Аллах не остается
К поступкам вашим и делам.
57. Но среди них уже такие были,
Кто слушал Слово Господа,
Потом, уразумев его,
Они умышленно его значенье исказили
И сами ведали об этом.
58. Встречая верующих, говорят они: «Мы верим!»,
Но, находясь наедине друг с другом, говорят:
«Ужель должны вы им сказать
То, что Господь открыл вам в Книге,
Чтоб дать возможность им пред Богом
Затеять с вами спор об этом?»
59. Ужель не ведают они, что Всемогущему известно,
И что в душе они умышленно таят,
И то, что из корысти открывают.
60. Средь них невежи есть,
Которые Писания не знают,
А в нем свои желания лишь видят
И строят только мнения о нем.
61. Но горе тем,
Кто пишет Книгу,
Своими скверными руками,
А после говорит: «От Господа сие»,
И горе им за то,
Что пишут их презреннейшие руки —
За выгоду, что за нее извлечь они хотят.
62. И говорят они: «Огонь нас не коснется,
Быть может, лишь на считанные дни».
Спроси: «Вы получили обязательства от Бога?
А Он их никогда не нарушает.
Или возводите на Бога то,
Чего не ведаете сами?»
63. Поистине, кто выгоду нашел во зле
И полностью облекся в грех,
Они все — обитатели страданий,
И в нем пребудут очень долго.
64. Но тем, кто веру в Господа обрел
И на земле творит благое,
Стать обитателями Сада,
И там им отдыхать душой,
Всем после смерти тела.
64. И вспомните:
Сынам Израиля поставили в Завет Мы:
Не поклоняться никому, помимо Бога,
Благодеять к родителям и близким по крови,
К сиротам, и к таким, которые в нужде.
По доброму с людьми глаголить,
И править очистительную милость.
65. Но к горю вашему,
Отворотились вы, кроме немногих
И вспять пошли от Нашего Завета.
Вам данного в тех книгах Торы.
66. И вспомните:
Мы вам поставили в Завет:
Чтоб вы не проливали крови ваших братьев,
Не изгоняли из своих жилищ друг друга,
И вы скрепили сей Завет,
И сами этому свидетелями были.
67. И вслед за этим вы же сами
Друг друга стали убивать,
Других же изгонять из собственных жилищ,
Враждой и притеснением потворствуя друг другу
И если же они как пленные к вам возвращались,
За них давали выкуп вы,
Хотя нельзя вам было изгонять их по Завету.
68. Ужель вы верите в одни слова сей Книги
И отвергаете другие?
69. Но как воздастся тем из вас,
Которые так скверно поступали?
70. Их ждет бесчестие в ближайшей жизни,
А в День Суда — жестокая расплата.
Ведь в небрежении Аллах не остается
К поступкам вашим и делам.
71. Они, кто отступился от Завета Бога — все те,
Кто покупает краткие земные страсти
Ценой блаженства духа,
Им наказания не облегчат,
И помощи им не окажут.
72. Мы дали Моисею Книгу откровений,
И вслед за ним отправили других пророков;
73. Не вы ли всякий раз,
Когда посланник приносил вам то,
Что ваши души не желали,
Гордынею превозносились?
Лжецами объявляли вы одних
И убивали столь безжалостно других.
74. И говорят они:
«Печать легла на наше сердце,
Храня в нем то, что послано лишь нам»
75. Но нет! За их нечестие
Легло на них проклятие Господне.
Как мало веруют они!
76. Когда пришло к ним то,
О чем предсказано им было,
И о котором они знали,
В него упорно не хотят они поверить.
Да ниспадет проклятие Аллаха на отступников!
77. Ничтожна плата за продажу своих душ,
В объятия сатаны.
Чтоб не уверовать в послание Аллаха,
78. Которое по милости Своей
Он посылает всем живущим,
79. И гнев за гневом на себя они влекут,
И унизительною будет кара для неверных,
И тех кто отступил от Божьего Завета.
80. Когда им говорят:
«Уверьте в то, что ниспослал Господь»,
Они ответствуют:
«Мы веруем лишь в то, что нам послали ранее",
Не признавая то, что послано за этим.
81. Хотя сие есть тоже Истина,
Что подтверждает то Писание, что с ними.
82. Скажи: «Что же в былые времена
Лишали жизни вы посланников Господних,
Коль истинно вы праведными были?»
83. И вспомните:
Скрепили с вами Мы завет,
И подняли над вами Тору,
«Послушны будьте новому Закону».
84. Скажи: «Коль вам одним, и никому другому,
Назначено жилище возле Бога,
То пожелайте для себя скорейшей смерти,
Если в своих словах правдивы вы».
85. Но никогда они не пожелают смерти
Из страха пред расплатой за грехи,
Что уготовили их собственные руки.
Аллах, поистине, прекрасно различает нечестивых.
86. Ведь ты увидишь, что их жадность к жизни
Сильнее, чем у всех людей,
И даже больше, чем у тех,
Кто прочит соучастников Аллаху.
87. И всяк из них желает,
Чтоб жизнь длиною в тыщу лет ему была дана,
Но даже дар столь долгой жизни
Его от Божьей кары не избавит, —
Аллах ведь видит, что творят они.
88. Мы ясные знамения тебе послали,
И лишь порочные не верят им.
89. Прельстили их,
И повели их за собой шайтаны,
Измыслившие ложь о силе Сулеймана, ;
Но нечестивыми из них
Были шайтаны, а не Сулейман,
90. А если бы уверили они
И сохранили благочестье,
Какой бы щедрою для них
Была Господняя награда.
О если б они только знали!
91. О вы, кто верует!
Посланнику не говорите: «Мы не верим,»,
Будьте послушными ему,
Ведь тяжкой будет кара для неверных.
92. Неверные из многобожников
И те из лживых служащих Писания святого,
Всей силой духа не желают,
Чтобы на вас сошла Господня благость
Но милостью Своей Аллах одаривает тех,
Кого сочтет Себе угодным.
93. Мы не отменим ни единого айата
И вам не повелим забыть его,
Пока на смену лучший не дадим.
Ужель не знаешь ты,
Что Всемогущ Аллах над всем!
94. Ужель не знаешь ты,
Что лишь Ему принадлежит
Господство над землей и небом?
И нет другого покровителя у вас
И нет защитника другого!
95. Ужель вы станете просить у вашего пророка,
О чем народ Израиля просил у Моисея?
Ведь кто неверием заменит веру,
Собьется с праведной стези.
96. Но из хранителей Писания есть много и таких,
Кому б хотелось вас — уже принявших веру —
Из зависти, в неверие повергнуть вновь,
Хотя им истина уже предстала.
Ты им прости и прочь уйди,
Пока Аллах наказ Свой не предъявит —
Ведь Всемогущ Аллах над всем!
97. А потому молитву строго соблюдайте,
Творите очистительную милость,
И все благое, что для душ своих
Вы уготовите в сей жизни,
Найдете вы в обители у Бога —
Ведь видит Всемогущий все, что делаете вы!
98. И говорят они: «В Господний Рай войдет
Лишь иудей иль христианин».
Но таковы лишь их мечты.
99. Но нет!
Кто к Богу обратил свой лик и делает добро,
Найдет у Всемогущего награду —
Ведь на него не ляжет страх,
По окончанию жизни в теле,
Не отягчит печаль души его.
100. И иудеи говорят: «У христиан основы нет».
Им отвечают христиане: «Основы иудеи не имеют»,
Хотя читают ту же Книгу.
Подобно этим же словам звучат и речи тех,
Которые пока не разумеют.
Но в Судный день поистине Аллах,
Все споры между ними разрешит.
101. Кто нечестивее того,
Кто запрещает славить имя Бога
В местах для почитания Его, —
К тому ж, усердствуют они, разрушить эти храмы?
Им в страхе надлежит переступать порог их.
Для них — бесчестие в ближайшей жизни,
А в будущей — жестокая расплата.
102. Во власти Всемогущего восток и запад.
Куда б ни повернулись вы, лик Господа везде —
Ведь Всеобъемлющ и Всезнающ наш Владыка!
103. И говорят они: «Аллах взял сына на Себя!».
О да! Хвала Ему!
Лишь Он владеет всем, что на земле и в небе,
И все — Его послушно воле!
104. Лишь Он — творец земли и неба,
Когда задумано творенье Им,
Он молвит: «Будь!» — и явится оно.
105. Незнающие говорят:
«Что же Аллах не обратил к нам слова
И отчего не явит нам знамения с небес?».
Подобные слова глаголили и те, кто был до них,—
Сердца их очень схожи.
106. Ответь пророк,
Что если Мне Давать Знамения и гром,
По первому желанью всех неверных,
Жизнь на земле,
Бы превратилась в сущий ад.
В сверканиях молний, громе бесконечном.
107. Мы добрым вестником об истине тебя послали,
Чтоб ты, увещевая, мог предостеречь —
И ты ответ нести не будешь
За грешных обитателей Огня.
108. Тобой не будут никогда довольны
Ни иудеи, и ни христиане,
Пока ты не последуешь их вере.
109. Скажи: «Путь праведный поистине лишь тот,
Что всем нам Господом указан».
Но если ты пойдешь дорогой их страстей,
Уже постигнув истинное знанье,
Тебе у Бога не найти
Ни покровительства и ни защиты.
110. Те, для которых Мы послали Книгу,
Читают ее чтением достойным —
Они есть те, кто верует в нее.
Но те, кто истину, что в ней, отвергнет,
Урон тяжелый понесут.
111. Сыны Израиля! Вы вспомните ту милость,
Которой вас Я одарил,
И то, что Я возвысил вас над прочим людом.
112. И бойтесь Дня, в который ни одна душа
Грехи другой души не понесет.
113. Вы вспомните, как Авраам,
Испытан был по воле Всемогущего Аллаха;
И стойким был в неумолимой вере в Бога.
Аллах Сказал:
«Я сделаю тебя имамом для народа,
Твоим потомкам дам страну,
Где ты пасешь овец».
114. И вспомните: назначили Мы этот Дом
Для собирания людей Израиля въедино,
И безопасным местом для людей —
115. Поставили в завет Мы Аврааму,
И его сыну Исааку,
Очистить этот Дом от скверны,
116. И сделать этот дом пристанищем,
Для совершающих дела благие,
Для предающихся благочестивым думам,
Для преклонивших голову в молитве перед Богом.
117. И вспомните, как Авраам и Измaил сын Авраама,
Воздвигли Дому Аравийскую основу,
И к Господу в молитве обратились:
«Наш Господин! Прими любовь от нас.
Ведь Ты, поистине, все слышишь и Всезнающ!
118. Аллах наш!
Укажи обряды и места для поклонений.
К нам милостиво лик Свой обрати!
Ведь обращающ Ты и милосерд!
119. Аллах наш Всемогущий!
Яви посланника из них самих,
Кто им прочтет Твои aйаты,
Писанию и мудрости обучит,
Очистит души их от скверны.
Поистине Всесилен Ты и мудрости исполнен!»
120. Кто верой Авраама может пренебречь,
Помимо тех, чьи души одолело безрассудство?
121. Его Мы в ближней жизни предпочли,
А в будущей — средь праведных удел ему назначен.
122. И вы свидетелями были,
Когда ж Иакову предстала смерть.
Тогда он сыновьям сказал:
«Что будете вы чтить, когда умру я?».
Они ответили: «Мы Богу твоему
И Господу отцов твоих:
Все будем поклоняться — Нашему Единому Владыке!
И предадимся в мыслях лишь Ему».
123. То были люди духом сильные,
О них читаем мы легенды.
А вы получите, что должно вам,
За все дела, что вы творили пред Аллахом.
124. И говорят они: «Вы будьте иудеи или христиане,
Тогда пойдете праведной стезей».
Скажи им: «Нет!
Последуем мы вере Авраама — верного слуги,
Кто к Господу других богов не призывал».
125. Скажите вы:
«Мы верим в Господа и откровение Его,
Мы верим в то, что было послано и Аврааму,
И Измаилу, Исааку, и Йакову,
И всем двенадцати израильским коленам;
И то, что Моисею Бог послал,
И что другим пророкам снизошло —
Меж ними мы не делаем различий,
И лишь единому Ему мы предаемся».
126. Скажи:
«Ужель вы станете о Боге с ними препираться,
Коль наш Господь и ваш — един?
Нам — за свои дела ответ держать,
А вам — нести ответ за ваши.
И в поклонении Ему — мы искренность блюдем».
127. Скажи: «Кто знает больше: вы иль Бог?»
Кто нечестивее таких,
Кто у себя сокрыл свидетельство Господне?
Ведь в небрежении Аллах не остается
К поступкам вашим и делам.
128. Мы видели, как обращал свое лицо ты к небу,
Теперь же Мы повелеваем,
Чтоб обращался ты к той Kабале,
Что будет люба сердцу твоему.
129. Так поверни свое лицо
Ты в сторону запретной для греха мечети.
И где б вы ни были —
Отныне лица обращайте к ней;
130. И люди Книги знают хорошо —
Сие есть истина от Бога,
И в небрежении Аллах не остается
К поступкам вашим и делам.
131. Но если ты пойдешь дорогой их страстей,
Уже постигнув истинное знанье,
Тебе средь нечестивых быть.
132. И знают его люди Книги,
Как своих собственных сынов;
Но есть средь них и те,
Кто эту истину скрывает,
Хотя и ведает об этом.
133. Ведь эта истина — от Бога твоего исходит,
А потому — не будь средь тех,
Кто предался сомнениям душевным.
134. В сей жизни всякая душа
Имеет собственную cyпpoтиву,
Имеет демона в душе, а попросту шайтана,
Что ей назначена от Бога,
135. И с этой супротивой бьется человек,
Шайтан наш всячески желает горя нам,
Дает нам искушения в жизни,
Порою вынуждает нарушать законы,
136. Но только в этой битве,
С внутренним шайтаном,
И в понимании истинном,
К стремлению к добру.
137. И состоит вся наша жизнь,
Заключены все тайны мира.
138. Вы в благостных делах
Старайтесь обогнать друг друга —
И где б вы ни были — Аллах соединит вас всех.
Ведь Всемогущ Господь над всем!
139. Откуда б ни был родом ты,
Ты повернись лицом к запретной для греха мечети.
Сие есть истина Аллаха твоего.
И в небрежении Аллах не остается
К твоим поступкам и делам.
140. И где б вы ни были, вы повернитесь к ней лицом,
Чтоб у людей не вызвать нареканий,
Помимо тех, кто нечестив.
Но их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня,
Чтоб мог Я завершить Свою вам милость,
И вы, возможно, станете благочестивы, —
141. Мы Своей Волею из вас самих
Посланника назначили для вас,
Кто вам знамения Мои читает и очищает вас,
Кто мудрости небесной учит вас,
Кто обучает вас тому,
Что было вам доселе неизвестно.
142. Так помните Меня, и Я вас буду помнить.
И будьте благодарны Мне признанием своим,
Не отвергая Моей веры!
143. О вы, кто верует!
Себе вы в помощь призовите
Терпение, и стойкость, и молитву —
Ведь Бог благоволит к тому,
Кто терпелив и стоек духом.
144. И об убитых на пути Господнем
Не говорите, что они мертвы.
Нет! Они живы, —
Но этого постичь пока вам не дано.
145. Поистине Мы испытаем вас и долей страха,
И голодом, убытками в добре,
Потерей жизни тех, кто дорог,
Потерями плодов труда.
146. И будем зорко наблюдать ,
Как стойки вы в вопросах веры,
И преданности Всемогущему Аллаху.
147. Ты сообщи благую весть
Всем тем, кто стойко терпит беды,
148. Всем, кто в минуты горя говорит:
«Поистине Мы все во власти Бога
И лишь к Нему мы возвратимся, ;
149. Поистине мы в чем то не правы,
Аллах любя, наказывает нас за это».
150. Они — все те, на коих снизойдет
Благословение и милость Всемогущего Аллаха.
151. Так совершайте к Дому хадж
Иль совершайте праздничный молебен,
И если кто к свершению добра испытывает тягу ;
Поистине, Аллах признателен и знающ!
152. Те, кто утаивает посланные Нами
Знаменья ясные и руководство к правоте,
Когда Мы людям все уж изъяснили в Книге,—
На них падет проклятие Господне
И тех, кому дано проклятье изрекать, —
153. Помимо тех, к кому раскаянье пришло,
И за содеянное зло он возместил добром,
И возгласил открыто истину Аллаха, —
К тому Я обращусь.
И Дам Свое благоволение,
Ведь обращающ Я и милосерд!
154. На тех же, кто в неверии живет
И умирает, будучи неверным,
Лежит огонь страстей,
Зажженных в их душе,
Шайтаном внутренним души,
Совместно с демонами мира.
155. Над ними неизбежно совершится зло,
Им наказания не облегчат
И им не ждать отсрочки Божьей кары.
156. Ваш Бог — един.
И нет другого Божества, кроме Аллаха.
Всемилостив и милосерден Он.
157. Поистине, в создании земли и неба,
И в смене мрака ночи светом дня,
И в кораблях, пересекающих моря для нужд людей,
В воде, что Бог с небес изводит
И ею возвращает жизнь земле,
Когда она поникла в смерти,
Во всякой живности, что Он рассеял по земле,
В движении и смене ветра,
Что облака меж небом и землей
Как слуг своих перегоняет —
Поистине здесь кроются знамения для тех,
Кто разумеет.
158. Но средь людей такие есть,
Которые берут себе для почитанья
Других с Аллахом наравне,
И любят их, как должно им любить Аллаха, —
159. О если бы неверные могли понять,
Когда увидят свою кару,
Что Всемогущ Аллах над всем
И в Своей каре Он суров!
160. Тогда, в тот Судный день все те, неверные,
Кто за собою вел других,
От тех, кто следовал за ними, отделятся,
И им предстанет наказание Аллаха.
И оборвутся между ними связи.
161. О люди! Вы из того, что на земле,
Берите в пищу лишь благое,
И разрешенное Аллахом.
Не следуйте стопами Сатаны!
Ведь он — ваш враг заклятый.
162. Он зло и мерзость вам повелевает,
И чтобы вы на Бога возводили то,
О чем не ведаете сами.
163. Когда им говорят:
«Вы следуйте тому, что Бог открыл вам»,
Они ответствуют:
«О нет! Пойдем мы по наследию отцов», —
164. Поистине, те, кто не верует, подобны человеку,
Который голосит призывно к тем,
Кто слов не может различать,
А слышит только зов и крики.
Глухи, немы и слепы ;
Они любого разуменья лишены.
165. О вы, кто верует!
Берите в пищу ту благую снедь,
Которой вас Мы наделили,
И будьте Богу благодарны,
Коль чтите вы Его и предались душой Ему.
166. Те, кто утаивает знания,
Из Вечного Корана,
За мизерную цену преходящих благ,
Лишь Огнь будут пожирать;
В День Высшего Суда Господь их не очистит
И слова к ним не обратит, —
Суровой будет их расплата.
167. И будет участь их такою оттого,
Что Бог во истину Писание послал,
А те, которые об Истине Его paзноголосят,
Находятся в расколе веры,
Что далеко от истины их отвращает.
168. Не в том лежит благочестивость,
Чтоб на восток иль запад лик свой обратить,
А благочестье в том,
Чтобы уверовать в Аллаха
И в Судный день, и в ангелов Его,
В Писание святое, и в пророков;
169. Любя своё добро всё же делиться им
И с тем, кто близок по крови,
И с сиротой, и с нищим,
И с путником, и с теми, кто взывает;
И дать рабам на откуп,
И по часам молитвы совершать,
Платить закят,
Скрепленный договор исполнить;
И стойким быть, и терпеливым
В несчастье и в страдании своем
Во все минуты страха и смятенья,
Таков лик праведных — предавшихся Аллаху!
170. В Законе этом
Кроется сохранность вашей жизни —
О вы, кто обладает разуменьем! —
Чтоб благочестие могли вы обрести.
171. И вам предписано,
Когда пред кем;нибудь из вас предстанет смерть —
А вы владеете добром, —
Составить завещание родителям и близким
По соответствию разумной доли;
И это надлежит блюсти всем тем,
Кто гнева Божьего страшится.
172. Но если кто, прослушав завещание сие,
Потом его изменит,
Он грех возьмет на свою душу.
Ведь Бог все слышит и Всезнающ!
173. Кто ж опасается от завещателя
Пристрастия или греха
И их со всею справедливостью поправит,
Тот остается неповинным —
Ведь милосерден наш Аллах и Всепрощающ!
174. О вы, кто верует!
Предписан пост вам,
Как он предписан был для тех, кто был до вас,
Чтоб благочестие могли вы обрести
175. На дни, определенные числом.
Но тот, кто болен иль находится в пути,
В предписанные дни поста
Поститься должен в дни другие.
Для тех, кто может пост держать с трудом,
Назначен откуп — накормить голодных.
Но кто по своей доброй воле
Прибавит к этому другое благо,
Себе на будущее возымеет.
176. И тем, что вы блюдете пост,
Вы обретете для себя —
О если бы вы только знали!
177. И месяц Рамадан есть тот,
В который Господом Коран
Ниспослан в руководство людям,
А также с ясным наставленьем
И различением добра и зла;
178. И кто из вас застанет его дома,
Поститься должен в продолжение его,
А тот, кто болен иль находится в пути,
Предписанные дни поста
Поститься должен в дни другие, —
179. Бог хочет облегчения для вас,
Он не желает отягчать вам жизнь,
Чтоб завершили вы число, назначенное Им,
И славили Его за то,
Что Он стезею праведною вас направил, —
Быть может, будете вы благодарны.
180. Когда же вопрошают обо Мне
Тебя служители Мои,
Я рядом нахожусь
И внемлю каждому призыву,
Когда ко Мне в молитве он взывает.
Пусть и они призыву Моему послушны будут
И пусть уверуют в Меня,
Чтоб праведным путем могли идти.
181. Вам в ночь поста разрешено
К супругам вашим приближаться:
Они — одежда вам, а вы — одежда им,
И знает Бог, что меж собой
Вы были не всегда благочестивы,
Но обратился к вам Он и простил;
А потому вы с ними сообщайтесь,
Вкушая то, что вам назначил Бог.
180. И есть, и пить дотоле можно вам,
Пока седая нить зари
Не отойдет от черной нити ночи —
От сей минуты до захода солнца
Должны вы пост держать
И к ним не прикасаться,
Когда вы пребываете в мечетях,
Творя обряды благочестья, ;
181. Вот таковы пределы, установленные Богом.
Так Бог Свои знаменья людям разъясняет,
Чтобы смирение и праведность могли вы обрести.
182. Свое добро на тщетную борьбу,
Между собой не расточайте
И не используйте его на подкуп судей,
Чтоб долею имущества других преступно завладеть,
Заведомо в душе об этом зная.
183. Тебе о новолуниях они вопросы задают.
Скажи: «Они определяют,
Сроки ведения их дел и сроки хаджа».
184. Не в том лежит благочестивость,
Чтоб в дом входили вы с обратной стороны,
А благочестстье в том,
Чтобы страшиться вам обидеть Бога, —
Входите же в дома, как надлежит вам,
Чтоб в благости могли вы пребывать.
185. Сражайся за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой,
Дозволенного грань не преступай.
Аллах не любит тех, кто преступает.
186. Громи врагов в том месте, где настигнешь их,
И изгони с земли, откуда ты был изгнан, —
Ведь гнет и смyта хуже смерти.
Но не борись у стен Святой Мечети,
Пока твой враг не трогает тебя.
Но если он начнет с тобой борьбу на этом месте,
Убей его — таким должно быть воздаяние неверным.
187. Но если враг твой прекратит борьбу —
Должны и вы забыть все ссоры,
Всемилостив Аллах и Всепрощающ!
188. Борьбу ведите с ними до того мгновенья,
Пока не будет больше смут и угнетенья
И правосудье воцарит и вера в Бога;
Когда же враг ваш прекратит борьбу,
Оружие сложите и гоните тех,
Кто продолжает вызывать смятенье.
189. И кто запреты против вас преступит,
Вы преступайте их против него,
Как преступил он против вас,
Страшитесь гнева Всемогущего и знайте:
Господь лишь с теми, кто благочестив.
190. И на пути Господнем
Расходуйте из своего добра,
И чтоб дeянья ваших рук
К погибели вас не влекли.
Добро творите — ведь Аллах,
Благоволит ко всем, кто благие дела творит.
191. Во славу Бога вы вершите хадж,
Но если вы затруднены,
Вы жертвенный пошлите дар,
Что будет вам по силам.
192. И голову не брейте, пока сей дар
Назначенного места не достигнет.
Но если болен кто из вас
Иль недуг в голове имеет,
Тому назначен пост, иль милостыня, или жертва.
193. Когда же вновь наступит мир для вас,
То тот из вас, кто пожелает
Соединить аль умра с посещением для хаджа,
Пусть в жертву даст посильное ему;
197. И совершайте хадж в известные три месяца.
Тот, кто себе в обязанность вменил
Хадж совершить во время их,
От женщин должен воздержаться,
От нарушения благочестивых норм и от раздоров
На все указанное время.
198. И все хорошее, что вы по доброй воле совершите,
Все знаю Я.
Берите в путь с собой припасы,
А благочестие — есть лучшее из них,
О вы, в ком разумение живет!
199. На вас не ляжет грех,
Коль вы во время хаджа
Испросите щедрот у вашего Владыки.
Когда толпою вы сойдете с Apaфaтa,
Воздайте Господу хвалу на заповедном месте
И славьте Его имя
За то, что вас, в неведенье блуждавших до того,
Направил праведной стезею.
200. Потом от места этого,
Откуда сходят быстрою толпою люди,
Сойдите вместе с ними
И возмолите o прощении Аллаха —
Поистине, Аллах Всемилостив и Всепрощающ!
201. А завершив благочестивые обряды,
Воздайте Господу хвалу,
Как прежде воздавали вы отцам,
Но с еще большей силой.
202. Но и такие есть, кто говорит:
«Владыка наш!
Даруй добро нам в этой жизни
И в будущей — даруй нам благодать
И защити от мук Огня!»
Но сами не желают благочестия блюсти.
И не желают на земле творить добро.
203. Таким назначен тот удел,
Что ими был самими подготовлен,
В Своем расчете Бог не отступает,
От тех постановлений Вечных.
Но только много раз предупреждает.
204. Воздайте Всемогущему хвалу,
Стремитесь милость Бога заслужить,
И знайте, что вы все предстанете пред ним.
205. Среди людей такой тип человека есть,
Чья речь о жизни сего мира
Тебя восторгом ослепляет,
Аллаха он зовет в свидетели ему,
И все же есть он самый лживый, из недругов твоих.
206.Едва тебя покинув,
Спешит он по земле нечестие рассеять,
Своею лживостью,
И погубить посевы знаний.
Но Бог нечестия не любит.
207.Когда же говорят ему: «Побойся Всемогущего Аллаха!»,
Его ведет гордыня к большему греху.
Он говорит « на свете, все решает злата звон»,
Его уделом станет Ад —
Прескверное пристанище усопших!
208.Но есть такие средь людей,
Кто отдает всего себя,
Желая Богу быть удобным.
Благоволит Аллах к служителям Своим.
Не знать им горя на том свете,
После потери старого, изношенного тела.
209.О вы, кто верует!
В ислам смиренно всей душой войдите,
Не следуйте стопами Сатаны —
Ведь он вам явный враг.
210. Но если повернете вспять,
Когда вам ясные знамения уже предстали,
То знайте: Бог наш Всемогущ, Всезнающ,
И отвернется Он от вас.
211.Неужто они ждут,
Что к ним под сенью облаков
Сойдет Аллах и ангелы Его
И тем вопрос решится?
Но только к Господу восходит
Решение всех дел.
212.Сынов Израиля спроси:
Мы сколько им знамений ясных ниспослали?
И все ж они забыли Всемогущего Аллаха,
Тогда Аллах Забыл про них.
213. Когда случилось с ними страшное несчастие,
Когда все потеряв, тогда лишь поняли они.
Что если кто изменит милости Господней,
Когда она к нему уже пришла.
Суровым в своей каре будет Бог!
214. Жизнь в этом мире для неверных
Полна прелестных искушений,
И предают они насмешкам верных.
Но в день Суда Святого,
Поднимутся и выше встанут верные над ними —
Аллах одаривает тех,
Кого сочтет Себе угодным,
Без счета!
215. Иль думаете вы, что в Рай войдете,
Не испытав того, чему подверглись те,
Кто был до вас?
Они прошли страдания и беды.
И так был потрясен их дух,
Что и пророк и кто уверил с ним,
Взмолили: «Когда ж Аллаха помощь снизойдет?».
216. И задают они вопрос тебе:
«Какой расход им надлежит на милостыню издержать?»
Ответь: «Что вы даете — добрым быть должно,
Оно идет и близким, и сиротам,
Тем, кто в нужде, и тем, кто держит путь.
И что бы доброе ни совершили вы,
Аллах всегда тому свидетель».
217. И на пути Господнем предписано вам воевать,
Для вас же это крайне ненавистно —
Быть может, то, что ненавистно вам,
Со временем добром вам обратится,
И может быть, сейчас вам любо то,
Что вам со временем предстанет злом.
218. Они тебя о месяце запретном воспрошают
И задают вопрос тебе:
«Можно ль вести войну в сей месяц?».
Ответь: «Вести войну в сей месяц — грех великий,
Но еще больший грех в глазах Аллаха —
Сойти с Господнего пути,
Ни в Господа и ни в Мечеть не верить»,
219. Ведь гнет и смута хуже смерти.
Да и они не перестанут с вами воевать,
Пока от вашей веры вас не отвратят,
Коль они смогут это сделать.
220. А если кто из вас от веры отвратится
И возвратится к Господу неверным —
Деяния их станут тщетой
И в ближней жизни, и в далекой;
Они все — обитатели Огня, ;
И в нем останутся надолго».
221. Те ж, кто уверовал и испытал изгнанье,
И на пути Аллаха вел борьбу,
У тех лишь есть надежда на Господню милость —
222. Они тебя о винах и азартных играх воспрошают,
Скажи: «В них грех большой,
Но есть для вас и польза,
Хоть больше в них греха, чем пользы».
223. А польза хоть и малая сокрыта в том,
Что проигравший или пьяница,
Себе приносит столько горя,
И вот от горя этого становится умней.
224. О жизни близкой и далекой.
Что же за жизнь такая близкая,
И как понять что есть далекая.
225. Ответь жизнь близкая есть та,
В которой вы живете,
А дальняя есть та,
В которой только будете вы жить.
Своей душой, но в новом теле.
226. А в дальней жизни вам отмерят,
Все то что заслужили вы,
Трудами вашими в сей жизни, близкой.
227. Вот оно истинное наказание Аллаха,
Когда богач родится бедняком.
И все кого он унижал, в той,
Прошлой, и теперь уж дальней жизни,
Все будут унижать его.
228. И о сиротах задают тебе вопрос.
Скажи: «Для них благое совершать —
Есть лучшее, что можно сделать»,
И если примете вы их в свои заботы,
Они вам станут братья —
Ведь Бог умеет распознать творящего добро
От совершающего злое.
И если бы Аллах того желал,
Послал бы тяготы Он Вам огромные, и неземные.
Но Добр Аллах и мудрости исполнен!
229. Вы многобожниц в жены не берите,
Доколе не уверуют они.
В единого Аллаха всех небес.
230. Уверившая в Господа рабыня
Вам в женах лучше многобожницы;жены,
Хотя вторая вас прельщает больше.
231. И дочерей своих за многобожников не выдавайте,
Доколе не уверуют они, —
Ведь раб, уверовавший в Бога,
В мужьях ей будет лучше, чем язычник,
Хотя второй прельщает больше вас.
232. Язычники манят вас в пламя Ада,
Аллах Зовет вас — к саду Рая и к прощенью,
Свои знаменья людям разъясняя,
Чтоб помнили Его и воздавали славу.
233. Для вас супруги ваши — нива,
И вы на свою ниву приходите,
Когда желание в вас есть;
234. Вы не берите имя Всемогущего Аллаха,
Для ваших клятв о благочестии своем,
Ведь Бог и слышит все и знает обо всем.
235. Аллах с вас спросит строго,
За каждое, тем боле клятвенное слово,
Он с вас испросит и за то,
Что схоронилось в вашем сердце, —
Ведь Строгий Всемогущий наш Аллах.
236. Для тех, кто клятву даст
С женой не сообщаться боле,
Назначено четыре месяца под крышей дома выждать,
И коль за этот срок муж обратится вновь к жене –
Пусть далее живут, в прекрасном мире.
Аллах Всемилостив и Добр!
237. Но если их желание развода неизменно —
Бог слышит все и знает обо всем.
238. И жены, получившие развод,
Пусть выждут время трех peгулов,
И им запрещено сокрыть,
Что Богом создано в их чреве,
Коль в Господа и Судный день уверили они.
238. Для их мужей достойнее всего
При этом их принять обратно,
Коль они склонны к примиренью.
И если их жена должна родить.
239. И здесь для женщин справедливы те права,
Что и права над ними у мужчин, —
240. Развод возможен,
После чего вы продолжайте жить благопристойно
И отпустите от себя с благодеяньем.
Вам не дозволено брать из того,
Чем вы ее во время брака одарили.
241. И если вы, кто призван рассудить их,
Боитесь тоже, что они не соблюдут
Пределов, установленных Аллахом,
Не будет в том греха.
На том кто судит нет греха,
Если его решения не выполняют те, кого он судит.
242. Вот таковы пределы, установленные Богом,
И если кто пределы эти преступает,
Тот навлекает зло и беды.
243. И если муж с женой развелся,
И здесь на них греха не будет,
Коль они вновь друг к другу возвратятся
И чувствуют, что смогут соблюдать
Пределы, установленные Богом.
Вот таковы пределы Всемогущего Аллаха,
Которые Он изъясняет тем,
Кто обладает разуменьем.
244. И при разводе с женами своими,
Когда назначенный им срок истек,
Верните их с достоинством обратно
Или с достоинством их отпустите.
Но против воли не удерживайте их,
Чиня им зло и непристойность.
245. А кто поступит так — зло причинит своей душе.
Знамений Господа не обращайте в шутку,
С признаньем помните Аллаха милость к вам,
И то, что ниспослал Он Книгу вам и мудрость,
Чтобы наставить вас на верный путь.
А потому страшитесь потерять благоволение Аллаха,
И знайте — Он Всеведущ!
246. И при разводе с женами своими,
Вы не препятствуйте их браку с бывшими мужьями,
Коль меж собой они достойно согласятся, —
И это — наставление для тех,
Кто в Господа и в Судный день уверил;
247. Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит
Два полных года,
Если отец желает норму завершить;
Ему же надлежит нести расход
На доброе питание и вещи.
248. И ни одна душа не понесет тот груз,
Что будет больше, чем она поднимет, —
Всевидящий Аллах не разрешит,
Давать по жизни трудностей, тревог и боли,
Больше, чем может выдержать душа.
249. И в этом неужели нет,
Благоволения и помощи Аллаха,
И разве в этом нет защиты.
250. А это правило распространяется на всех живущих.
И в этом есть огромная защита, Владыки Неба.
Пойми уверивший, среди шайтанов,
Есть много степеней могущества и силы,
Но искушает нас лишь тот,
С которым биться нам по силам.
И приближаться к нам не может всякий,
Вот каковы пределы установленные Богом.
251. Так пусть же материнская душа
За детище свое обид не терпит,
А равно и отец ребенка,
А равно и наследник их.
252. И если оба пожелают
С согласия меж ними и совета
Ребенка от груди отнять,
На них греха не будет.
Как равно и на вас не ляжет грех,
Коль вы ребенка своего
Поручите вскормить другой,
Благопристойно уплатив по договору.
Страшитесь гнева Господа и знайте —
Он видит все, что вы вершите.
253. И если кто из вас уйдет из жизни,
Оставив овдовевших жен,
Им надлежит срок выжидать по вас
Четыре месяца и десять дней;
Когда же истечет назначенный им срок,
На вас греха не будет от той разумности,
С какой они сочтут собой распорядиться.
Поистине Бог ведает о всем, что вы творите.
254. На вас греха не будет в том,
Коль к этим женщинам намеком тайным
Вы обратитесь с предложением о браке
Или сокроете в своей душе намерение это, —
Ведь ведает Аллах о том,
Что вы о них в заветной памяти храните.
255. Но тайных обещаний не давайте им
И речь пристойную ведите.
На узы брака с ними не решайтесь,
Пока не истечет назначeнный им срок,
И знайте — ведает Аллах,
Все, что сокрыто в ваших душах.
Остерегайтесь гнева Бога
И знайте — Всепрощающ и воздержан Он!
256. На вас греха не будет в том,
Коль вы развод даете женам,
К которым вы еще не прикасались,
Иль не скрепили договора о предбрачном даре.
Вы одарите их согласно своему достатку:
Богатый — сообразно своему, а бедный — своему,
Дав им дары в благопристойной мере,
Как подобает всем благотворящим.
257. Но если вы развод даете женам,
К которым вы еще не прикасались,
А ваш предбрачный дар уже исчислен,
Им половина этой доли надлежит,
Коль они сами в пользу мужа не простят,
Иль не простит в их пользу тот,
В руках которого завязан узел брака;
258. Но уступить жене вторую половину доли —
Благочестивее всего для мужа.
Великодушие и благость меж собой
Забвению не предавайте —
Ведь видит Бог все то, что вы вершите.
259. Свои молитвы строго соблюдайте,
Особо чтите Среднюю Молитву,
Вы обращайтесь про себя к Аллаху,
Внутри себя, словами самыми простыми,
И нет нужды вам обращаться вслух,
И знайте ваш Аллах все Слышит.
260. И благовейно стойте пред Аллахом,
Когда вы обращаетесь к Нему с молитвой или просьбой,
Не допускайте даже и намека недовольства,
Иль даже шороха не радости в душе,
Или своею жизнью, иль текущими делами.
261. Пойми уверивший, что даже маленькое недовольство,
При обращении к Аллаху,
Шайтан усиливает и превращает в зло,
262. Вот как все это происходит,
Все наши мелкие невзгоды, шайтан броском эмоций усиляет,
И превращает в злобную претензию в душе,
К Аллаху, так, как будто бы Аллах всему вина.
263. Как будто бы Аллах всему мешает,
И не дает нам жить привольно.
Но это же не так,
Аллах всем сердцем Бьется за судьбу всех нас,
Но мы Его не слушая законы нарушаем,
И получив по жизни кару, восклицаем,
За что такое наказание обрушилось на нас.
264. Но вот когда законы нарушаем, мы не видим,
Как мы приносим зло кому то, или многим,
Но уж когда получим кару,
Тогда мы видим все,
И кажется нам то, что мир не справедлив,
И Помощи Аллаха нету.
265. Но если вас преследует опасность,
Молитесь пешими иль не сходя с коня;
Ведь обращаться мысленно к Аллаху,
Можно всегда, Везде.
И в это время Всемогущий вас Услышит,
И безусловно вам Всегда поможет.
266. Когда ж опасность вас минует,
Вы призовите Господа хвалой,
Как Он вас научил,
Иль может той, что вдруг невольно,
В порыве просьбы вырвалась у вас,
И как дотоле вы не знали.
267. И те из вас, которые уйдут из жизни,
Оставив овдовевших жен,
Должны им завещать на содержание надел
И проживание под крышей дома сроком на год.
Но коль они покинут стены дома, —
На вас греха не будет от той разумности,
С какой они сочтут собой распорядиться.
Поистине Бог Всемогущ и мудр!
268. Так вам Аллах свои знамения толкует,
Чтоб вы могли уразуметь.
269. Разве не видел ты людей,
Которые, страшася смерти,
Покинули свои жилища —
А было их немало тысяч.
270. Аллах Разгневался на них,
Им было сказано не раз, не два,
Не нарушайте вы законы доброты,
Не обижайте вдов, сирот, больных и слабых.
271. Они же вознеслись в душе,
И возгордились, им невозможно было и представить,
Что Мощь Аллаха Велика.
272. Аллах Сказал еще за целый век вперед,
«На вас я подниму народ и царство,
Которое разрушит ваш очаг,
И уничтожит ваше государство».
273. Аллах пророков Посылал,
И Говорил через пророков.
Одумайтесь и изменитесь,
И Я прощу вас, отменю вам наказание,
274. Но западня шайтана сильная была,
Да и немного знали люди,
Неопытные были и тогда,
Аллах Сказал « Умрете многие!
А остальным всем рабство предстоит».
275. И только после этого, вкусив всех тягот рабства,
Они, те первые народы полюбившие Аллаха,
Вновь обратились к Богу своему,
Вновь обратились с просьбой о прощении.
276. Аллах простил их,
Ведь Всепрощающ наш Аллах.
Потом же возвратил их к жизни —
В родной земле, в родном краю.
Ведь полон щедрости Господь к земному люду,
Но большинство из них Ему не благодарны.
277. А потому боритесь на пути Господнем,
И знайте, что Аллах все слышит и Всеведущ.
278. Так кто же тот, уверивший в Аллаха,
Кто предоставит Господу прекрасный займ,
Из тех переживаний пламенных души,
За дело верное Аллаха.
279. Что будет Им великим множеством возвышен?
Ведь это Бог, кто повергает вас в нужду,
В знак наказания и исправления,
Иль осыпает изобильем.
За жизнь благочестивую, ту дальнюю,
Которая прошла.
К Нему лежит, и ваше возвращенье.
280. Ужель не видел ты знать родовую
Сынов Израиля, что были после Моисея?
Когда посланнику, что был средь них, они сказали:
«Дай нам царя, чтоб мы могли
Сражаться на пути Господнем».
281. И он сказал: «Не может ли случиться так,
Когда назначат вам сраженье,
Не станете сражаться вы?».
282. Они ответили:
«Что ж на пути Господнем нам не воевать,
Коль из домов мы изгнаны
И с нашими детьми разлучены?»
283. Когда ж назначено сражение им было,
Отворотились они в страхе,
За исключением немногих,
Аллах поистине прекрасно различает нечестивых!
282. И их пророк сказал им:
«Дауда Бог поставил царствовать над вами».
Они ответили:
«Как может он над нами править,
Когда достойнее мы сами этой власти,
К тому ж не одарен он ни богатством, ни умом».
283. Но он сказал: «Избрал Аллах его над вами
И щедро одарил и мудростью и удалью мужскою».
Поистине Аллах дарует Свою власть, могущество,
Тому, кого сочтет Себе угодным.
И ведает над всем и вся!
284. И их пророк сказал им:
«Знамением его предназначенья
К вам явится ковчег Завета,
В котором вам от Господа законы,
И что осталось от семейства Mоисея,
И что осталось от семейства Ааарона, —
И ангелы его вам принесут;
И в этом кроется знамение для вас,
Коль вы поистине уверили в Аллаха.
285. Когда Дауд с войсками выступил в поход,
Сказал он всем:
«Господь пошлет на испытание вам реку,
И кто напьется из нее,
Средь воинов моих не будет,
А если выпьет несколько глотков с ладони
Будет прощен».
286. И многие испили из нее,
Когда же все они чрез реку перешли,
И он и те, кто вместе с ним уверил.
287. Сказали те: испившие и не уверившие,
«Теперь у нас нет сил, джалута с его войском одолеть».
Но те, кто верил, в силу Всемогущего Аллаха,
Сказали: «Как часто небольшая сила
С Господней воли побеждала многочисленных врагов!»
Поистине благоволит Аллах к тому,
Кто терпелив и стоек духом.
288. И вот когда они предстали
Перед Джалутом и его войсками,
Они взмолили: «О Аллах наш!
Влей стойкость в нас и силы наши укрепи,
И помоги против неверных!»
289. И с изволeнья Аллаха,
Они неверных в бегство обратили,
И умертвил Дауд Джалута,
И одарил его Аллах и мудростью и властью,
И научил его всему, что Он желал.
290. О если б не удерживал Аллах
Одних людских народов над другими,
Бедой бы преисполнилась земля —
Но полон щедрости Аллах к мирам Своим!
291. Вот таковы знамения Аллаха,
И Мы воистину читаем их тебе —
Ибо ты есть один из всех посланников Моих.
292. И всех посланников Мы наделили разными дарами,
Возвысив миссию одних перед другими;
Средь них был тот, с кем речь держал Аллах.
Других Он на пророчество возвысил степенями.
И Иисусу, сыну Марйам, Мы даровали ясные знаменья,
И Дух Святой для укрепления пророчества его.
293. О вы, кто верует!
Расходуйте из благ, что Мы вам даровали, благотворно,
Пока не наступил тот День,
Когда не будут приняты в защиту,
От прегрешений прошлой жизни,
Ни дружба, ни заступничество (верных), —
294. Аллах — нет божества, кроме Него,
На нашей удивительной Планете.
Живущего и Самосуществующего вечно, —
Не клонит Его в сон, ни в дремоту,
Землею и небом один Он владеет.
295.Кто может заступиться перед Ним,
Без Высочайшего Его соизволенья?
296. Он ведает все то,
Что в жизни люди испытали,
Не в тягость Ему их охрана.
В Своем могуществе велик Он
И в высшей степени возвышен.
297. Не разрешил в религии Он принужденья,
Разнится ясно истина от заблужденья;
Кто зло отверг и обратился к Богу,
Обрел себе надежную опору,
Для коей сокрушенья нет.
Аллах все слышит и Всеведущ!
298. Аллах — Хранитель тех, кто веру приобрел,
Из тьмы Он выведет их к свету.
Но станут идолы напутствовать неверных
И поведут от света к мраку их —
Они все — обитатели Огня
И в нем останутся надолго.
299. Ужель не видел ты того,
Кто с Авраамом в спор вступил о Боге
За то, что властью одарил его Господь?
И Авраам сказал:
«Господь мой тот, кто жизнь и смерть дарует».
300. Но тот сказал: «И я дарую жизнь и смерть».
Ответил Авраам:
«Аллах повелевает солнцу восходить с востока —
Ты с запада вели ему взойти».
301. Так был в смущение повергнут тот,
Кто пренебрег Господней верой.
302. И вспомните, как Авраам сказал:
«Мой Бог, дай мне узреть,
Как мертвым жизнь Ты возвращаешь».
303. И Бог сказал: «Ужель доселе не уверил ты?»
«О да!» — воскликнул Авраам, — «уверил я,
Но сердцем и умом хочу проникнуть».
304. И Бог сказал:
«Тогда возьми четыре птицы
И приручи к тебе слетаться,
Затем порежь на части их и помести
На каждый холм отдельно,
305. А после этого ты созови их —
Они стремительно к тебе слетятся.
Так сделал Авраам, и был немало удивлен тому,
Как птицы мертвые ожили.
Так знай же ты, уверивший в Аллаха,
Всесилен Бог и мудрости исполнен!».
306. И те, кто на пути Господнем
Расходует из своего добра,
Тому единому зерну подобны,
Что породило семь колосьев.
307. И те, кто на пути Господнем
Расходует из своего добра
И вслед за тем попреков и обид не посылает,
Награду Господа получат —
На них не ляжет страх,
Не отягчит печаль их душ.
Там на тропинках удивительных садов.
308. Речь добрая, прощение обид
Превыше милостыни всякой,
За коей следует попрек.
Свободен Бог от всяких нужд и кроток!
309. О вы, кто верует!
Благодеяния свои не обращайте в тщету,
Послав им вслед попреки и обиды
Подобно тем, кто лишь для виду
Расходует из своего добра,
А в Господа и Судный день не верит.
310. Они подобны обнаженному холму,
Едва покрытому землей,
Прольется дождь обильный на него —
Останется он голым камнем!
А также и для них — бесплодным будет то,
Что на земле приобрели деяньями своими.
311. Те, кто расходует из своего добра,
Желая Богу быть угодным
И свои души верой укрепить,
Подобны саду на холме высоком.
Прольется на него обильный дождь —
И он взрастит свои плоды вдвойне.
А коль дождя обильного не будет,
Его заменит легкая роса!
Поистине Аллах ваш видит все, что вы творите.
312. О вы, кто верует! Благотворите лучшим из добра,
Что вы приобрели,
Иль из того, что из земли,
Мы милостью Своей для вас изводим.
313. И не стремитесь ухватить дурное,
Чтобы потом кому то отдавать из этой доли,
А сами б этого не взяли,
Зажмурив разве что свои глаза.
И знайте, что свободен Бог от всяких нужд
И преисполнен славы!
314. Вас бедностью пугает Сатана
И побуждает вас к поступкам непристойным, —
Господь же обещает вам Свое прощение и милость,
Поистине Своею милостью объемлет всех Он
И ведает над всем и вся!
315. Он мудростью дарит того, кого захочет, —
И тот, кому дарована она,
Получит всеобъемлющие блага,
Но осознают это те,
Кто обладает разуменьем.
316. И чтоб на подать вы ни издержали,
Какой обет ни дали б вы,
Известно Богу все об этом,
И нет заступников у скверных!
На небесах, в тот день священного Суда.
317. И если на виду вы милостыню подаете,
Сие для вас пристойно —
Когда ж вдали от всяких глаз
Вы бедным по нужде ее даете,
Сие есть лучшее для вас,
Что вам часть прегрешений сгладит.
Поистине Бог ведает о том, что вы творите!
318. Не на тебя возложено вести их праведной стезей,
Лишь Бог ведет прямым путем того,
Кого сочтет Себе угодным,
319. И что бы вы из благ своих ни издержали,
Сполна воздастся вашим душам —
Ведь вы даете потому,
Что ищете Господнего благодаренья;
320. Но кто снедаем лихоимством,
Над кем шайтан глумится без конца,
Унижен будет в Судный день подобно тем,
Кого поверг в безумство Сатана
Своим прикосновеньем.
321. И это потому, что говорят они:
«Ведь лихоимство — то же, что и торг».
Но запретил Господь вам лихоимство
И разрешил вам торг вecти.
322. И тот, кто, получив от Господа завет сей,
Воздержится, от злого лихоимства,
Прощение сего греха за прошлое получит,—
Деяние его пред Богом ляжет.
Но тем, кто мерзость эту повторяет, ;
Стать обитателями Ада
И там им долго пребывать.
323. Аллах сурово воспрещает лихоимство
И воздает за всякое благодеянье
Он нечестивых грешников не любит.
324. Кто в Господа уверил и творит благое,
Молитву соблюдает по часам
И совершает очистительную милость,
Найдут у Господа награду,
На них не ляжет страх,
Не отягчит печаль.
325. О вы, кто верует!
Страшитесь оскорбить Аллаха.
А если oтвратитесь вы от лихоимства,
Ваш капитал останется при вас;
Ущерба и обид другим не причиняйте,
Тогда и сами вы не пострадаете от них.
326. И если ваш должник испытывает тягость,
То ждать вам надлежит,
Пока дела его не облегчатся.
А если вы ему сей долг
Благодеяньем обратите,
Сие есть лучшее для вас.
О если бы вы только знали!
327. И бойтесь Дня,
Когда вы все вернетесь к Богу,
И каждая душа сполна получит то,
Что уготовила себе вперед,
И ни один не понесет обид несправедливых.
328. О вы, кто верует!
Коль меж собой ведете сделку о долгах
На срок определенный,
Вы письменно условие составьте,
И пусть писец записывает верно
По отношению к обеим сторонам —
Ему не должно отказаться делать так,
Как научил его Господь.
329. А потому — пусть пишет.
И пусть диктует тот, кто в долг берет,
И Господа, Владыку своего, при сем страшится, —
Не убавляя из того, что занимает.
330. Но если тот, кто в долг берет,
Умом или здоровьем слаб,
Иль диктовать сам не способен,
Пусть опекун его диктует верно;
И призовите двух свидетелей сему из вашего округа;
И если не найдется двух мужчин,
Двух женщин и мужчину,
На чье свидетельство согласны вы,
331. И коль одна из них собьется в показаньях,
Другая ей поможет вспомнить.
Свидетелям, когда их призовут,
Не должно от свидетельств отказаться.
332. И не смущайтесь письменно означить долг,
Пусть будет мал он иль велик,
Указывая срок уплаты.
Сие пред Богом справедливее всего
И для свидетельства пригодней,
И ближе к устранению сомнений среди вас.
333. Но если меж собой вы проведете торг наличный,
На вас не ляжет грех,
Коль письменно его вы не сочтете.
Свидетелей зовите всякий раз,
Когда вы меж собою торг ведете;
И над свидетелем, и над писцом
Не должно быть насилий,
334. А ежели не так —то вы преступите пределы Бога.
Страшитесь гнева вашего Владыки!
Поистине Он мудро учит вас,
И Сам о всякой веши знающ!
335. А коль в пути вы и писца не можете найти,
Вам надлежит давать залоги, —
И кто из вас в залог доверил вещь другому,
То тот, кому доверена она,
Залог сей в целости вернуть обязан.
И пусть страшится своего Владыку
И никаких свидетельств не таит, —
Ведь у того, кто с умыслом утаивает их,
Разъедено грехами сердце.
И знает Всемогущий все, что вы творите.
336. Лишь Бог владеет тем, что на земле и в небе.
Откроешь ты иль утаишь, что у тебя в душе,
Бог призовет ответ держать пред Ним.
И Он один Своим желанием решит,
Кто будет Им прощен, а кто — наказан.
Ведь Всемогущ Аллах над всем!
337. Посланник верит что Аллах открыл ему,
И знают это праведные люди,
И верят в Бога, ангелов его,
В святые Книги и в пророков.
338. «Не знаем мы различий средь пророков», — говорят они:
Лишь от Тебя прощенье нам,
И лишь к Тебе мы все вернемся».
339. И не возложит Бог на душу груз,
Что больше, чем она поднимет;
Окупит доброе Он ей сполна,
Сполна накажет за дурное.
340. «Владыка наш! Ты пощади нас,
Коли забудемся и упадем во грех!
341. Владыка наш!
Не возложи те тяготы на нас,
Что возложил на тех, которые до нас грешили;
342. Владыка наш!
Не положи на плечи нам тот груз,
Поднять который нету сил!
343. Изгладь грехи и ниспошли Свое прощенье.
Свидетельство о публикации №111101807982