Ах! Опять страх...
Опять страх...
Перед своим желанием уйти,
Перед своей несмелостью остаться,
Перед возможной трудностью пути,
Перед законностью реинкарнаций,
Перед кармической чредой расплат,
Перед решительностью недоверья,
Что положило на сомнений плат
Возможности земного лицемерья.
И даже если счастье на руках -
Опять страх...
Ах!
Опять страх...
Перед извечной слепотой ума,
Перед привычным разума давленьем,
Перед соблазном: взять бы задарма,
Пред слабостью своей и неуменьем.
Пред знанием, дающимся вперёд
Закрытых тайн, пред позднею расплатой,
Перед желанием пойти на взлёт,
Внезапно ощутив себя крылатым.
И даже если первый сделан взмах -
Опять страх...
Ах!
Опять страх...
12.10.2011
Краткий анализ стихотворения
Заглавие: «Ах! Опять страх…» (задаёт эмоциональный тон и ключевую тему).
Тема: внутренний конфликт человека, одолеваемого страхом перед жизненными выборами и экзистенциальными вопросами.
Основная мысль: страх пронизывает все сферы человеческого бытия — от бытовых решений до метафизических размышлений о карме, реинкарнации и смысле существования. Даже при наличии счастья или первых успехов страх остаётся неизменным спутником.
Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Тип речи: лирическое размышление (внутренний монолог), сочетающее элементы описания (перечисление объектов страха) и рассуждения (осмысление природы страха).
Композиция:
трёхчастная структура (три строфы, каждая начинается с «Ах! Опять страх…»);
кольцевая композиция (повторение начальной фразы усиливает ощущение безысходности);
каждая часть представляет собой развёрнутое перечисление источников страха, нарастающее по интенсивности.
Средства связи предложений:
анафора («Перед…», «Пред…» — создаёт ритм и акцентирует перечень страхов);
лексические повторы («страх», «опять»);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции с предлогом «перед»);
смысловая градация (от конкретных страхов к абстрактным, метафизическим).
Средства выразительности:
эпитеты: «извечная слепота ума», «привычное разумное давленье»;
метафоры: «на сомнений плат», «закрытые тайны», «пойти на взлёт»;
архаизмы/высокая лексика: «чреда расплат», «плат» (плат — плат;к, устаревшее);
оксюморон: «решительность недоверья»;
инверсия: «перед законностью реинкарнаций», «перед кармической чредой расплат»;
риторические восклицания: «Ах!».
Ритмика и звучание:
свободный ритм, близкий к верлибру, но с элементами тонической организации;
обилие предлогов «перед/пред» создаёт ощущение давления, нависания;
ассонансы на «а», «о» усиливают тревожную интонацию.
Вывод: стихотворение передаёт глубокое экзистенциальное переживание страха как фундаментального состояния человека. Через перечисление разноплановых страхов автор показывает их всеобъемлющий характер — от бытовых сомнений до метафизических тревог. Тональность трагическая, с оттенком безысходности, но и честного самоанализа.
Свидетельство о публикации №111101207781