Моя Симферопольская осень. День третий - седьмой

Вот это осень! На улице температура днём 25 – 27 градусов выше нуля. В прошлом году, когда в этих же числах приезжал в Крым,  было прохладней – плюс 12 – 15 градусов. Как говорится, год на год не приходится.
Поразила и температура морской воды на ЮБК – плюс 19 – 20 градусов.
Одним словом, осень как лето. А фрукты и овощи дешевле московских более чем в два раза. Транспорт. В троллейбусах по городу стоимость проезда составляет одну гривну, а в Москве у водителя 28 рублей (7 гривен по курсу). В маршрутках – 2,75 гривны против 30 рублей (7,5 гривен) московских. В остальном цены примерно московские (касается цен на продукты: хлеб, молоко, колбаса, сыр и т.п.) при зарплатах существенно ниже последних. Но цены и зарплаты – это суровая проза.
Но есть и поэзия. Светит яркое солнце. Люди приветливы. Они больше улыбаются,  чем  хмурятся. Жизнь бьёт ключом. И что чётко бросается в глаза – в  Симферополе много схожих с Москвой черт. Это и одежда и говор, и ментальность горожан. Как будто попал в один из районов Москвы (кроме центра, разумеется). Безусловно, есть и отличия. Это в определённой степени большая приветливость, жизнерадостность и уверенность в себе.
Но это только в определённой степени. В то же время встречаются молодые ребята, которые, не стесняясь особенно женщин и детей, употребляют всем нам знакомый «народный» лексикон. Есть и нищие. Но это уже примета нашего раздолбайного времени. Видимо, ничего здесь не поделаешь в среднесрочной перспективе.
Уникальна и архитектура Симферополя, особенно в старой его части. Невысокие, максимум трёхэтажные дома, много красивых зданий дореволюционной постройки. А дворики - это фантастика. Как они красивы и наполнены каким-то неповторимым изяществом.
Есть на что посмотреть и чем полюбоваться. Много парков, памятников, музеев, театров и других достопримечательностей.
Но, вообще-то, гости Крымского полуострова, приезжая в Симферополь, сразу устремляются в разные его концы к местам отдыха. Поэтому Симферополь остаётся для приезжих вещью в себе, тайной за семью печатями. А жаль.
Ведь кто хотя бы раз прожил в Симферополе несколько дней, основательно погулял, побродил по нему, познакомился с гостеприимными его жителями, выпил с ними пусть даже только по пять капель, уже никогда этот чудесный город не забудет, и будет всегда стремиться возвратиться в него.
А на горе над городом в районе автовокзала раскинулся древний город Неаполь Скифский…
И вот буквально сейчас, когда я писал строчку выше, мне позвонил мой старший брат и друг Владимир Михайлович Брошеван. Он у меня замечательный человек. Заслуженный работник культуры Автономной республики Крым, член Союза писателей Крыма, член Союза журналистов Украины, кандидат исторических наук, доцент НАПОКС. У Владимира более 300 публикаций (из них более 60 книг) по истории Крыма и т.д. Я зову Володю хозяином истории Крыма.
А сообщил мне Владимир, на мой взгляд, сенсационную новость. Оказывается, Симферополю исполнится в следующем 2012 году не 228 лет, а 2196 годиков!
Привожу отрывок из статьи в газете «День» по этому очень интересному поводу.

Симферополю — 2196 лет?
http://www.day.kiev.ua/216921, газета «День», 7-8 октября 2011, Николай СЕМЕНА, Симферополь
ТЕ, КТО ПОЛАГАЕТ, БУДТО СИМФЕРОПОЛЬ — ГОРОД СРАВНИТЕЛЬНО «МОЛОДОЙ» И БЫЛ ОСНОВАН ТОЛЬКО В 1784 г., БУДУТ ПОРАЖЕНЫ, УЗНАВ, ЧТО СТОЛИЦЕ КРЫМСКОЙ АВТОНОМИИ... 2196 ЛЕТ!
Наряду с подготовкой документов для включения в списки мирового достояния ЮНЕСКО крымских музеев Херсонес Таврический и Бахчисарайского дворца председатель республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Сергей Тур направил мэру Симферополя Виктору Агееву письмо, в котором просит власти рассмотреть вопрос об изменении исчисления срока со дня основания города. Если эта идея будет поддержана, то годом основания крымской столицы будут считать 185 год до нашей эры — дату появления столицы скифского государства Неаполь Скифский. «В результате длительных археологических исследований этого памятника были открыты мощные оборонительные стены, остатки дворцов, царских мавзолеев. Вся известная в настоящее время информация подтверждает, что Неаполь Скифский был самым древним населенным пунктом Крыма, обладавшим столичным статусом, — говорится в письме. — Это позволяет ставить вопрос о значительном удревлении исторического возраста столицы Крыма... Считаем целесообразным внести изменения в данные об официальном историческом возрасте Симферополя, тем самым увеличив его с 226 до 2196 лет»…
— Общеизвестно, что город Симферополь — столица Автономной Республики Крым — был основан указом российской императрицы Екатерины II в 1784 году не на пустом месте, — разъясняет свою позицию председатель Рескома Сергей Тур. — Так называемую русскую, или российскую часть города, изначально имевшего регулярную планировку, заложили непосредственно к западу от крымскотатарского города Ак-Мечеть (Акмесжит), существовавшего на этом месте предположительно с XV—XVI вв. В свою очередь сама Ак-Мечеть как бы примыкал с запада к развалинам гораздо более древней крепости, которую местное население называло Керменчик — «крепостца».
Показателен и тот факт, что первые археологические открытия в этой крепости, сделанные почти 200 лет назад, были сделаны при разборке развалин на камни для строительства домов Симферополя. С самых первых находок ученым стало ясно, что здесь находился совсем не ординарный населенный пункт, связанный с именем знаменитого царя Скилура и отождествленный ими с царской крепостью Неаполис, которая упоминалась в древних текстах. С этого момента и до настоящего времени многими поколениями археологов накоплен богатейший материал по истории и культуре этого древнего города, существовавшего со II в. до н.э. до III в. н.э., — открыты остатки оборонительных стен, гробниц, дворцовых зданий и домов рядового населения.
Самой выдающейся и значимой исторической находкой на городище является надгробная плита со стихотворной надписью на древнегреческом языке, обнаруженная в 1999 г. В ней назван царь Аргот — «повелитель Скифии, богатой конскими пастбищами». Этот исторический персонаж ранее был известен как муж боспорской царицы Камасарии, жившей в середине II в. до н.э., а для Неаполя Скифского он стал первой исторической личностью, достоверно проживавшей и погребенной на территории крепости. Знаменитый царь Скилур был, очевидно, его преемником. Парадоксально, но факт: такие яркие находки и активные научные разработки вступали в разительный контраст с крайне запущенным состоянием самого памятника, к слову, имеющего национальный статус. Последние 20 лет памятник Неаполь Скифский оказался в центре особого внимания ученых: именно в это время была разработана наиболее современная концепция его поэтапного развития, а также разразились дискуссии по некоторым спорным вопросам его истории.
В конце 2010—2011 гг., по инициативе Рескомитета АРК по охране культурного наследия и благодаря усилиям Совета министров АРК, на базе Неаполя был создан одноименный историко-археологический заповедник и возобновлены археологические исследования. Новые находки и открытия не заставили себя долго ждать: прямо рядом с башней-мавзолеем были найдены клейма на ручках амфор родосского производства, которые позволили завершить дискуссию о времени возникновения неапольской крепости и окончательно подтвердить гипотезу, по которой это событие произошло примерно в 185 году до н.э.
Согласно наиболее современным научным разработкам, Неаполь Скифский предстает городом с богатой и разнообразной мультинациональной культурой, в которой смешались греческие, скифские, фракийские, кельтские, таврские и сарматские черты. Во II в. до н.э. это была главная царская крепость Крыма (Крымской Скифии), связанная с именами правителей Аргота, Скилура и Палака.
Вскоре на месте Неаполя Скифского разобьют парк истории. Как рассказал старший научный сотрудник Крымского филиала института археологии Юрий Зайцев во время презентации фильма «Неаполь Скифский. Возвращение из небытия», «время академического показа древностей прошло. Сейчас Европа не боится экспериментировать. Памятник нужно наполнить живой историей. Никто не мешает использовать макеты стенобитных машин и подъемных механизмов, например...». Неаполь Скифский как археологический объект интересен тем, что на его территории в 1999 году была найдена разбитая восьмистрочная надпись, которая сегодня является единственной в Северном Причерноморье подписным надгробием лица царского ранга. «Это остатки мавзолея царя Аргота. Надпись на греческом языке в стихотворной форме говорит о том, что это гробница прославленного Аргота, могущественного повелителя Скифии, богатой конскими пастбищами. Так что мы можем назвать первого «симферопольца», который был царем Неаполя. Он скончался во II веке до нашей эры», — заметил Юрий Зайцев.
Уже этим летом в День города в Симферополе «примерили на себя многовековую славу»: было проведено совершенно новое для таких случаев, а потому и самое ожидаемое симферопольцами, событие в День города — театрализованное представление «Скифская мистерия» на территории заповедника «Неаполь Скифский». Вдоль холмов за территорией «Неаполя» расположились «древние ремесла» — кузнецы, ремесленники, крестьянки, гадалки... Горожанам были предложены совершенно новые развлечения — битва на мечах, «скифские» танцы, древний тир, жареный бычок на вертеле; бойко шла торговля «историческими» товарами — украшениями с орнаментами, глиняной утварью, картинами и поделками. Уже тогда городской голова Симферополя Виктор Агеев говорил: «Мы здесь собрались для того, чтобы вспомнить историю и понимать, откуда все начиналось. Мы празднуем 227 лет, но история нашего города началась гораздо раньше. Неаполь Скифский тому подтверждение...» Гости праздника увидели «Скифскую мистерию» — эпизод из жизни скифской столицы периода правления царя Скилура. Студенты и сотрудники Крымского университета культуры, искусств и туризма показали торжественную встречу горожан во главе со Скилуром и царицей Амагой с воинами, вернувшимися из удачного похода с богатой добычей.
— В то же время, — подчеркивает Сергей Тур, — закладка по указу Екатерины II Симферополя в конце XVIII в., безусловно, знаковое событие в истории города, однако оно отражает только один этап в его многовековой истории. Фактическая биография места, где была провозглашена столица Таврической губернии, намного древнее, богаче и многограннее. И в этом смысле Неаполь Скифский — безусловное его начало, точка отсчета определенного, «городского» уровня цивилизации со всеми основными составляющими.
Не секрет, замечает Сергей Тур, что Симферополь, как и весь Крым, иногда является предметом межэтнических разногласий: в качестве примера как раз можно привести ситуацию с «крымскотатарской» и «русской» версиями его основания. «Седая древность» в данном случае имеет все шансы примирить русских и крымских татар, показать, что полиэтничная и мультикультурная столица Крыма существовала здесь задолго до появления и тех, и других, несколько веков процветала на перекрестке сухопутных дорог и торговых магистралей на границе Востока и Запада. И в этом смысле в 1784 году произошло не основание, а возрождение современной столицы Крыма, которая может и должна стать местом нормального цивилизованного сосуществования всех народов, населяющих полуостров, независимо от их древности и вероисповедания. В городском Совете пока оценивают эту идею и считают, что прежде, чем вносить изменения в исчисление возраста Симферополя, следует провести круглый стол с историками, обсудить проблему и принять единственно правильное решение, чтобы в дальнейшем не было разногласий. В связи с этим в Рескомкультнаследии рассматривается также возможная смена герба. Вместо пчелы с надписью «Город пользы», как полагают, гербом Симферополя может быть древнее изображение скифского всадника»…

И здесь на меня нахлынули воспоминания.
Ведь ещё почти 35 лет назад я, тогда очень молодой человек, приехал в Крым и несколько лет жил и работал в Симферополе. Я очень любил бродить по нему. Правда, я и сейчас люблю это делать, потому, что бываю в Симферополе регулярно. Здесь покоятся на городском кладбище Абдал мои бабушка и мама. И я приезжаю, чтобы поклониться их могилам и поухаживать за ними.
Бывал я немало раз в разные годы и в районе Неапольской улицы, над которой поднимаются холмы-курганы, скрывающие развалины Неаполя Скифского.  Разумеется, исходил я эти холмы вдоль и поперёк. Удивлялся только одному. Почему такое уникальное место масштабно не исследуют и не раскапывают. А место это по-настоящему завораживает и вдохновляет.

Они рядом суровые скифы,
Это вижу и чувствую я,
Их коней литы золотом гривы,
Они валом идут на меня…

И дворцы, мавзолеи, жилища,
Люди очень далёких веков,
Их обветрены грубые лица;
Ветр доносит обрывки их слов.

Жизнь опасна текла в этой были,
Скифы это не пленники грёз,
А мечами и стрелами были
Убедительны в полный серьёз…

Мы другую сосём эпоху,
В главных признаках – болтовня,
Равнодушие, корысть и похоть
До повестки из судного дня.

Если честно, то мы ничего по-настоящему о жизни скифов и не знаем.
Археология даёт нам только артефакты. Но ведь и о нас, современниках, тоже когда-то археологи будут добывать те же самые артефакты. А духовная жизнь? О ней остаётся только догадываться, как нашим, так и будущим археологам и историкам.
И только писатели и поэты с исторической жилкой, на мой взгляд, в состоянии реконструировать далёкую от нас эпоху в духовном плане.
                11.10.2011г.


Рецензии
Спасибо, Лимар, за интереснейший экскурс по родным местам.
Этим летом я был в Неаполе Скифском. Непередаваемые ощущения.
Мысль одна посетила во время прогулки: под слоем современности лежит слой древний. Когда-нибудь, через несколько веков археологи под свежим слоем найдут наш... А что они увидят? Банки пивные и окурки, наскальную живопись, оставленную сейчашней молодёжью... Много чего можно будет найти "культурного"...

С теплом - Эндрю

Эндрю Фриз   12.10.2011 10:29     Заявить о нарушении
Андрей! Привет!
Спасибо за тёплые слова.
Очень надеюсь, что мы как-нибудь вместе побродим по Неаполю Скифскому.
С уважением,
Лимар.

Лимар Максимов   12.10.2011 11:45   Заявить о нарушении