В Большой без билета 4. Люстрин домик

Инструмент нанесения позолоты на элементы люстры – беличья кисть

Что же это сталось, хороши проделки:
От Царя Салтана убежала белка!
А в Дому искусства непривычно пусто,
Аполлон и музы потеряли люстру!

Няньки, чародеи, плясуны, плясуньи
Ищут, все при деле, только всё впустую!
Им бы догадаться заглянуть подальше -
В маленькую зальцу - и найти пропажу!

Вот где загляденье и господня милость:
В люстриных плетеньях белка поселилась!
В фартуке зелёном, беленькой беретке
Суриком и кроном покрывает ветки.

Только день остынет - устали не зная,
Книжки золотые хвостиком листает,
Смотрит на просвет их – за листочком листик,
Да всю ночь по веткам выстилает кистью.

Утром дождь отмоет весь хрусталь подвесок,
Вспыхнет люстра  новым, величавым блеском.
Вознесут под небо золотые цепи -
Всех великолепий ты великолепней!

Радуй глаз от ложи и до  бельэтажа,
А у нас, похоже, новая пропажа:
...В переплёте синем Пушкина листаю -
Белка возвратилась в Сказку о Салтане.



Наблюдать за работой мастеров-позолотчиков можно часами. Да и работой их труд назвать язык не поворачивается - СВЯЩЕННОДЕЙСТВО! И самой хочется попробовать...

Главная люстра Большого театра была изготовлена в 1856 году, и повешена в зрительном зале в ходе восстановления театра после сильного пожара. В ту пору зрительный зал, как и весь театр, освещался 300-ми масляными лампами. Чтобы зажечь их, люстру поднимали вверх в специально оборудованное помещение, обитое железом, где и проводилась заправка ламп. По свидетельствам очевидцев стекла на лампах раскалялись, лопались и осколки падали на головы зрителей. Позднее под люстрой была натянута сетка.

В 1863 году люстра c богатым хрустальным убранством и газовым освещением была заменена на новую, дошедшую до наших дней. Позже газ заменили на электролампы накаливания, а хрустальная люстра, насчитывающая около 26 тысяч хрусталиков, осталась прежней. До нынешней реставрации люстру в последний раз реставрировали  в 1975 году к двухсотлетию Большого театра. Высота её - 6 метров, вес  2,2 тыс. кг, из них, около 350 кг – вес хрусталя. В ходе последней реставрации люстру опустили на пол зрительного зала, расчистили, укрепили, заменили некоторые детали несущей конструкции, отлив их вновь по снятым формам, заварили трещины, воссоздали исторические рисунки. При демонтаже люстры реставраторы сняли с нее хрусталь. Старые хрустальные подвески, имеющие сколы, не заменялись, а аккуратно шлифовались и полировались. Реставраторы полностью восстановили ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. Новые детали создавались в точном соответствии с сохранившимися историческими элементами.

Золочение люстры проводилось в специально выгороженном помещении в зрительном зале, рядом с историческим местом ее расположения. Сначала на металлические конструкции люстры наносились свинцовый сурик, свинцовый крон, три масляных слоя, потом золото. Золото на старинных деталях люстры выкладывалось беличьей кистью. На всю люстру ушло примерно двести таких золотых книжек.

Много разных люстр видела на своём веку, но никогла не задавалась мыслью - а как такую громозду взгоромоздили на потолок? А здесь и вопрос возник, и ответ нашёлся. Оказывается там, выше пололка на следующем этаже здания есть специальное помещение - люстровая камера, в которой расположены и механизмы крепления, и оборудование для опускания и поднятия люстры. Всё те же тросы и лебёдки, каких в сценическом пространстве театра хоть отбавляй. Приводятся в действие эти механизмы не так уж часто - по графику технического обслуживания, которое проводится обычно летом, в период театрального межсезонья.

Чудно и удивительно было наблюдать, как отреставрированная люстра сначала появилась в зале - вся укутанная в полиэтиленовую плёнку (ещё кругом кипела работа), потом на тросах была приподнята от пола театра лишь на пару метров и так достаточно долгое время висела в зале до полного её поднятия к потолку. А хрусталики матово поблескивали там внутри - за плёнкой, и хотелось рассмотреть, потрогать каждый листочек. Сколько же времени этой кроне, а не опадает!...


Рецензии
Знакомясь с подробностями о ходе реставрации Большого Театра,
любуюсь бесценной люстрой-великолепием... на фото!
"Громозда" - удивительное, ёмкое слово!
С теплом,

Людмила Акбаровна Комарова   10.11.2011 10:35     Заявить о нарушении
Желаю Вам увидеть её, эту красавицу-громозду, и в реальности, Людмила!
Хороша!

Спасибо за внимание к мои рассказаи,
С теплом ответным,

Надежда Бесфамильная   10.11.2011 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.