55 й километр Пипина Короткого

             ( «Смерть за рулём» )
           (Цикл  «Жизненные истории")


Говорят – родился в рубашке! Это когда попадаешь в экстремальную ситуацию и …смерть ходит где-то рядом, её чёрные, мрачные глаза заглядывают в саму душу, холодят сердце…., но если это так, то на мне в момент рождения  счастливых рубашек было аж четыре. Два раза в детстве я умирал в больнице от сильных осложнений и меня вытащили буквально с того света; в юности, поздно вечером,выходя из трамвая на тёмной улице, я чуть не попал под машину…до сих пор я помню, как кто-то мне сказал: Стой! Дальше ни шагу!Смерть пронеслась тогда мимо в нескольких сантиметрах от моих ног, пока я стоял вжавшись в остановившийся трамвай…оглянувшись вокруг я никого не увидел – пустой трамвай стоял за моей спиной…один я выходил на остановке, которая могла стать последней в моей жизни…
Четвёртый,  раз,я едва не попал в серьёзную автомобильную  аварию… Впрочем, об этом я расскажу подробно. Я помню всю эту историю в деталях, хоть с той поры прошло более 10 лет.
Моя тёща, замечательной души человек,живёт в селе, в двухстах километрах от моего родного города и часто на два выходных дня я езжу к ней в гости, иногда с женой и дочерью, иногда сам. В тот день собрав в небольшую сумку всё необходимое, я с трудом взял билет без места на видавший виды тёмно-красный «Икарус»,отходивший с автовокзала.
Автобус битком набитый пасажирами, уже стоял у платформы отправления, когда я приложив немало усилий «воткнулся» в его салон, как втыкается вилка или ложка в гущу салата. Ехало наверное пол -Одессы: студенты за «торбой» с продуктами, местное население окрестных сёл, побывавшее в гостях и на «Привозе», мамки с малыми орущими детьми на руках…Я «стал на одной ноге» и приготовился к дальней дороге…
Внезапно хлопнула крышка одного багажника «Икаруса», затем другого; с улицы, приглушенный толстыми стёклами в окнах автобуса донёсся то ли крик, то ли вопль отчаяния и в то же время я увидел фигуру шофёра, суетящегося возле своего тёмно-красного любимца.
Смотрите – Витя нервничает! – сказала одна женщина. Да, наш Пипин разошёлся не на шутку – отпарировал кто-то из студентов.
Поглядите, назад чьи-то сумки вытягивает – удивился инвалид – старик с переднего сидения…перегруз наверное техники!!!!
А почему Пипин – спросил я, не зная как объяснить такое странное прозвище-  я ведь первый раз еду с этим шофёром и эти рейсом и попал на «Икарус» случайно…
Всё очень просто – сказал солидный усатый дядька, из-за его роста и …по характеру работы, промолчав добавил он. Это как же? – не удержался я. А Вы посмотрите в окно на Витю, кивнул недалеко стоящий от меня студент, я ведь закончил исторический. И как всё совпадает!!!! Пипин Короткий – так его зовут? – на этот раз он повернулся к салону, громко спросив об этом всех. Все перестали разговаривать, а пару голов утвердительно кивнули в ответ: конечно Пипин, - услышал я, сигналить любит детям малым на радость, а  Короткий – так и есть, ростом не вышел. Я хотел рассмеяться, услышав такое толкование прозвища, но студент – историк остановил меня жестом – пускай  так и думают, так проще, а тут его все знают и любят…как  славного короля франков*, добавил он.
Закончив похлопывать «бока» свого «ласкового и нежного зверя» (как мне сказали так он называет свой автобус), Пипин, наконец, появился в салоне, упал на водительское кресло, умащиваясь и ворча как маленький медвежонок, и повернул ключ в замке зажигания. Отправляемся, - займите все свои места – бросил он в салон, хотя каждый давно знал своё место и  «было так свободо, что негде было яблоку упасть».
Прикольно! – пошутил кто-то из молодёжи у задней двери. Молодой голос зазвенел на весь автобус: А ну ка, товарищи все по местам!Последний парад наступает! Врагу не сдаётся наш клёвый Пипин и сумки, как бомбы метает!...
Шуточки там сзади – беззлобно проворчал Витя!
Вывернув руль «Икаруса»  и сдав его назад  с платформы отправления ,Пипин весело бросил в салон : из-за шуточек не вижу куда ехать!!!
Мы молчим – это  в последний раз – отозвалась студенческая компания сзади. Всё! Поехали…
И мы поехали… так весело началась моя очередная поездка, но кто знал, что ждёт его впереди и сколько каждому отмеряно жизненных километров….а если бы и знал – мог ли изменить маршрут?
Город  промелькнул быстро. Подобрав ещё несколько пассажиров и отдав салют короткими сигналами последнему светофору, наш «Икарус» вырвался на ровное, как струна загородное шоссе. Витя прибавил «газу» и железное «серце» его «ласкового зверя» загудело – запело на высокой ноте стального напряжения.
Я стоял в салоне недалеко от шофёра и мог его хорошо рассмотреть. Пипин был невысокого роста, из- под его косматых, густых бровей смотрели на мир живые, весёлые  глаза. Жилистые руки уверенно лежали на руле.
Прибавив скорости наш водитель вкинул кассету в стоящий перед ним старенький магнитофончик, нажал клавишу и весь салон автобуса сразу наполнил «Дым сигарет с ментолом»
Ну вот, наш Витюша опять курить хочет- сказал кто-то рядом со мной. Я оглянулся и спросил: а что, шофёр курит за рулём, когда везёт полный автобус?
Да Бог с вами, наш Витя никогда не дымит, когда нас везёт – сказала старушка с палочкой, сидящая возле меня… а курит … на остановках…любит покурить, но думает о нас, своих пасажирах , - добавила она.
Мягкий, прозрачный октябрь летел навстречу «Икарусу», бросая ему под  колёса жёлтый опавший листок, врываясь в его окна и полу-прикрытые люки лёгким, призрачным дымом костров, на которых сгорал последний привет от лета. Осень жёлтым ковром из листьев бережно устилала обочины дороги, согревая душу своим золотым теплом. Сердце щемило какой-то грустью, предчувствие печали и какой-то необъяснимой тревоги не покидало меня в тот вечер…
Всё шло как обычно: спуски, подъёмы, повороты, автобус высаживал своих пассажиров, брал новых, иногда Пипин, открывая багажник, помогал пасажирам . Он доставал их сумки и ставил  на землю…
Всё шло как обычно, но на одном крутом повороте, я вдруг почувствовал, что Витя как-то особенно тяжело и медленно крутит руль. На него это было непохоже. За время своей короткой поездки я успел воочию убедиться в том, что наш Пипин Короткий – не просто «водила», а шофёр «экстра класса». Глядя, как он легко управляется с тяжёлой машиной   на   дороге,  лихо   перебрасывает   рычаг переключения  скоростей в коробке передач, плавно притормаживает и  мягко  выжимает сцепление,  как «чувствует» машину и дорогу  каждой своей клеточкой,я успел полюбить шофёра Витю за «высокий пилотаж вождения».От плохих мыслей меня отвлекали великолепные осенние пейзажи, проносящиеся за окном.
Из состояния задумчивости меня вывели крики людей. Руль держите, сбросьте скорость – кричали сзади студенты худому, крепкого телосложения мужчине, как выяснилось потом, афганцу, стоявшему рядом с шофёром; заплакали дети на руках, бабушка на переднем сидении запричитала...
Автобус, потеряв управление, начал «рыскать» по дороге, но по-прежнему нёсся вперёд не сбавляя скорости, рискуя налететь на  встречную машину или попросту «вылететь» в кювет…
Пипину было плохо…из последних сил, хрипя, он выдавил: Сердце страшно болит, режет, в глазах темно, держите руль …не могу больше… его тело обмякло и голова упала на руль. За руль тотчас ухватился афганец, пытаясь удержать автобус на дороге… «Икарус», набитый людьми мчался по ровной и прямой дороге…достать до педали тормоза не было никакой возможности – тело Пипина обмякло и навалилось всей своей тяжестью на педаль газа… И тут я понял, что нужно делать и крикнул афганцу, который держал руль: руками жмите педаль в пол и быстрее, залезьте под кресло и отодвиньте ноги…между тем автобус, с трудом удерживаемый на дороге усилиями одного человека то и дело «выскакивал» на встречную полосу,рискуя протаранить внезапно появившуюся там машину. «Если я брошу руль и полезу вниз, кто удержит автобус – закричал афганец… я понял, что мне надо спешить на выручку, я  вдруг понял, что мой час настал – рядом не было того, кто бы мог помочь… пробившись через людей в салоне к водительскому месту я уже хотел мёртвой хваткой вцепиться в руль, но вдруг вспомнил, что «Икарус» на скорости и нужно поставить рычаг в коробке передач на «нейтралку»…что и сделал  немедленно, хотя и с трудом. Однако это ничего не изменило. Тело Пипина, съехав вниз, как назло надавило на газ, до педали тормоза было не достать… Автобус мчался, как взбешенный конь. Я схватил руль, один пожилой мужчина помогал мне.
Афганец, нырнув вниз, под сидение шофёра, невероятным усилием рук отодвинул ноги Пипина, убрав газ и руками стал давить педаль тормоза… и как раз вовремя: впереди мелькнул знак крутого спуска.  Я уже с трудом удерживал тяжёлую машину на дороге и только благодаря усилиям афганца, из последних сил вдавившего руками и плечом!!! педаль тормоза в пол ( после того, как он к ней добрался), автобус стал резко тормозить и съехав на обочину, наконец остановился;уткнувшись капотом в столбик – указатель километров с цифрой 55.
 Он остановился  близко от чёрного глубокого оврага, который разинув свою пасть , словно неведомое чудовище, ждал добычи, ждал свою жертву…но слава Богу не дождался!!!
Люди выходили из автобуса бледные, напуганные, молчаливые, даже маленькие дети перестали кричать… Многие, ступив на землю, крестились, а та самая бабушка с переднего сидения благодарила Бога за чудесное спасение!Люди, прийдя в себя,стали звонить по мобильным телефонам,многие  подходили к афганцу, ко мне, по-дружески обнимали нас, благодарили, что мы не растерялись, а сделали всё возможное, чтобы остановить автобус.
Подъехала скорая, санитары с носилками забрали бездыханное тело нашего «Пипина Короткого»; вслед за скорой прибыла милиция, опросила всех свидетелей происшествия, составили протокол; вызвонили шофёра городского АТП, чтобы он забрал бесхозный,  «осиротевший» «Икарус»(по иронии судьбы Витя, в тот день работал один, без напарника).
Осень заливала ядовитой желтизной всё вокруг…Сумерки обнимали землю, стирая очертания предметов и она укутывалась в них, как в длинный, бесконечный фиолетовый шарф…
Я уезжал с места происшествия почти последним.
«Осиротевший»  «Икарус», как конь потерявший седока, понуро стоял на краю чёрного оврага, чуть поодаль, на обочине шоссе,«притулилась» машина патрульной службы безопасности движения. Я , взглянув ещё  раз на «ласкового и нежного зверя» Пипина Короткого, уже хотел повернуться и идти к дороге, добираясь автостопом до города, но что-то остановило меня… В тишине фиолетового вечера раздавался какой-то звук, похожий на глухой стук падающих капель –  похожий на плач одинокой души.Очевидно где-то подтекало топливо...
 «Икарус», упёршись своим красным «лбом» в столб указателя километров, «плакал» - « …плакал  слезами горя» …за своим хозяином и эти " слёзы" падали в вечерней тишине на жёлтый ковёр листвы.
Я, не в силах сдержать набежавшую слезу сочувствия, смахнул её со щеки рукой, отвернулся, и быстро зашагал к дороге, где уже не в фиолетово-дымчатых, а в тёмно -синих сумерках начали загораться серебристым светом фонарики-лучи – от фар мчащихся по шоссе машин...

P.S.               Вместо эпилога

В тот день я не попал к тёще, вернувшись назад в город. С тех пор я избегаю садиться в «Икарусы», да их уже почти и не осталось на наших дорогах. Осталась только память о добром «короле автострады», классном шофёре по прозвищу Пипин Короткий. На  пятидесятом  километре скоротного шоссе на полном ходу за рулём автобуса, в котором было шестьдесят человек он умер от сердечного приступа, а мы, его пассажиры, с трудом смогли остановить «Икарус», уткнув его в столбик с отметкой 55 км…
На следующий день ему, нашому шофёру Вите по прозвищу Пипин Короткий, исполнилось бы 55 лет. Но смерть не дала ему шанса – шанса пересечь  55-й километр его дороги жизни, а мы, пассажиры того памятного рейса боролись 5 километров за свою жизнь – боролись – и в итоге победили…взглянув в чёрные, холодные глаза смерти, ждущей нас на дне оврага…

-----------------------------
* *  Пипин III Короткий - франкский король в 751—768, первый из династии Каролингов.. Младший сын      Карла Мартелла и Кротруды. Первый король из династии Каролингов. Отец Карла Великого.


Рецензии