ii-Тезисы о социомедийной психотерапии-2011-

Интернет в психотерапии: новые возможности благодаря социомедийной психотерапии
Марк Сандомирский, к.м.н., психотерапевт

Тренды развития интернета
; Интеграция в повседневную жизнь
; Прагматичность – для профессиональной,
карьерной коммуникации
; Социализация (благодаря социальным медиа),
; Психологизация - коллективный поиск решений индивидуальных психологических проблем

Возрастание численности аудитории
-В мире 2 млрд. человек
-В России 45 млн. человек

Главные каналы - социальные медиа
-Сеть FaceBook 750 млн. человек (раннее большинство)
-Микроблоги Twitter 200 млн. человек
-Блоги LiveJournal 30 млн. человек

Барьеры интернет-коммуникации терапевтов с пациентами
; Территориальный   
Пациенты посещают не те ресурсы, где их ожидают терапевты
; Интерактивность
Пациенты хотят не просто читать чужие мысли, но и высказывать свои
; Позиционирование
Отказ от авторитарности, роджерсовский подход
; Информационный и семантический
Искаженные представления пациентов (иллюзия знания)
; Массовый
Пациентов больше, они объединяются и действуют согласованно

1) возрастание роли интернет-ресурсов в социальных коммуникациях по сравнению с традиционными СМИ,
2) среди различных интернет-ресурсов – возрастание популярности и авторитетности социальных медиа,
3) возрастание интенсивности социальных коммуникаций в целом,
4) рост в структуре коммуникаций виртуального, онлайнового общения по сравнению с  оффлайновым.

Виртуальная социализация и социомедийное общество
Интернет – это не столько технические средства и инфраструктура информационных потоков, сколько люди, которых соответствующие средства коммуникации объединяют. И поскольку общество в целом можно представить как социальную сеть, структура которой отражает взаимодействие людей, то социальные медиа могут быть представлены как отображение социальных связей виртуальном пространстве. При этом в подобном пространстве существенно меняется топология, коммуникация облегчается благодаря отсутствию расстояний и границ, и возникает социализация нового типа - виртуальная.
В последние годы развитие интернет-коммуникаций наглядно показало: практической реализацией информационного общества является общество социомедийное
Социально-психологические проблемы общества как в зеркале отражаются и в социомедийном обществе, а социомедийная коммуникация – это необъявленная психотерапия

Резюме
1. В интернете терапевты и пациенты могут разминуться, потому что последние ходят не туда, где их ждут терапевты – не на специализированные сайты, а в социальные медиа (соцсети, блоги, микроблоги)

2. Пациенты не хотят пассивно воспринимать чужие мысли – они хотят сами высказываться и быть услышанными, с ними нужно общаться в сети

3. Пациенты больше не воспринимают терапевтов в роли гуру. Статус авторитетной для пациентов фигуры терапевты могут лишь «заработать» в ходе открытой дискуссии

4. Это терапевтам легче сделать, опираясь на профессиональную солидарность и взаимную поддержку. Терапевты сегодня могут становиться «властителями дум» пациентов не единолично, а коллективно

5. Когда терапевты в сети действуют согласованно, представляя пациентам одни и те же тем с разных сторон, но исходя из единых представлений, опираясь на механизмы коллективных (трансактивных) психических процессов, они:
А) оказываются более убедительными (групповое мнение)
Б) более заметными в интернет-пространстве (феномен «снежного кома», или «человеческого муравейника»)

Практические рекомендации
; Активная работа с клиентами в сети FaceBook, блогах LiveJournal и Twitter
; Взаимодействие с коллегами и взаимное продвижение в социальных медиа (феномен коллективного сетевого интеллекта, web 2.0)
; Координация усилий  психотерапевтов в виртуальном интернет-пространстве, коллективное экспертное обсуждение резонансных тем
; Создание комбинированных психотерапевтических сообществ


Рецензии