Доклад Палех

Чувство истории - это не просто знание прошлого и тем более не отдельные признаки традиции. Писатель Ефим Дорош в книге «Живое дерево искусства» сказал об этом так: «…Чувство истории вмещает в себя нечто большее, нежели просто любовь к старине».
Таким чувством истории образуется культура. Из него рождаются великие творения.
Одним из таких творений живых прекрасных цветений русской культуры является Палех. Искусство это родилось в 1920-е годы, открылось миру как новое художественное явление, хотя традиции его уходят в глубь веков.
Тончайшие драгоценные миниатюры на лаковых изделиях из папье-маше, созданные мастерами - иконописцами из старинного села в центре России, с триумфом проходят по многим выставками Европы: Италия, Франция, Германия, Австрия, Англия, Америка, Япония и другие страны. Дипломы, награды, большие заказы палешанам, и бесконечный поток туристов в Палех.
В 1920-1930-е годы много внимания уделяли Палеху советские писатели Максим Горький, Ефим Вихрев.
Чем объяснить то стремительно-блистательное развитие, в кратчайший срок принёсшее Палеху славу, поставившее в ряд значительных явлений человеческой культуры? Палехская лаковая миниатюра оказалась способной соперничать с признанными лаками Японии, Китая и Перси. Она поражала красотой, художественным совершенством, утонченной изысканностью, ошеломляла чудом мастерства.
«Шедевр гармонии богатой, утонченный и изысканной. Она стоит наравне с лучшими музейными экземплярами», - писал Ромен Роллан.
Искусство палехской миниатюры выросло на древе живых традиций, из того чувства своей истории, которое как драгоценный дар пронесли палешане из древности , их поколения в поколение передавая по наследству , как живое предание старины, уникальное мастерство тончайшей живописи.
Небольшие коробочки разных форм и разного значения: шкатулки, бисерницы, предметы письменного стола, туалетные коробочки с тончайшей живописью - превращались в произведения искусства.
Мир палехского искусства с его культурой традиции таков, что всё обычное и повседневное приобретает выражение вечного.  Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего уникальны его художественная природа, материал, техника и , наконец , неповторимая поэзия образа, связанная с жизнью и историей народа.
Стиль палехской живописи отличает сплетение орнаментов. Им подчинены не только композиция, но и изображение фигур - удлиненные формы, узорные горки, деревья, особое изящество силуэтов птиц, зверей, тонкая узорная пробелка листьев деревьев, горок. Линейный ритм складок одежд тоже подчинен узору. Выявляя форму, он в тоже время создает ощущение движения.

Искусство лаковой миниатюры.
Традиционное мастерство древней живописи соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый своеобразный вид декоративного творчества - палехские лаки.
Небольшие черно-блестящие изделия пламенеют чистыми красками, растекающимися радужным сиянием на поверхности изделий, играющими нежными серебристыми оттенками на черном фоне.
Весь опыт древнерусских живописцев, всё их высокое мастерство были поставлены на службу новому искусству.
Мастера раскрашивали работы под многие сказки:Алёнушка,Морозко,Снегурочка,Дюймовочка и мн.др.
А как же, к примеру, делали шкатулки? А вот так: Листы картона нужной формы проклеиваются в том количестве слоёв, которое нужно для толщины стенок шкатулки. Ленты картона навертываются на деревянную форму – болванку, затем прессуются. После этого листы просушиваются в специальном помещении, затем пропитываются льняным маслом и сушатся в печи. После такое обработки палехская шкатулка приобретает твердость и прочность дерева. И так, же как деревянное изделие, подвергается обработке специального мастера. Поверхность под живопись выравнивается. После этого просушивается и шлифуется пемзой. На поверхность, подготовленную таким образом наносится сажа на масляном лаке несколькими слоями. После просушки она вновь покрывается лаком.
Теперь специальным образом поверхность подготавливается под живопись. Для того, что бы краска держалась шкатулку опускают в порошок с пемзой. Краски готовят традиционным способом на яичном желтке, так как это делали в старину. Краски, приготовленные древним способом в сочетании с белизной дают изображению силу и яркость. После всего этого идет роспись. Слой живописи тонок, он как бы вливается в черную глубину лаковой поверхности. Готовую роспись лакируют, просушивают.
Палехские образы пронизаны песенным ощущением, композиция насыщена стремительным движением, и в то же время спокойной вписанностью в широкие замкнутые круги. На маленьких и больших шкатулках разных форм мотив удалой, звонкой тройки развертывается величаво, торжественно и в тоже время  стремительно и отрывисто. Чаще всего это зимние веселое катание в серебре мороза, тройка, разметавшая  снежные вихри. Ярко-красные, малиново-желтые цвета как бы вырываются из черноты, усиливая красоту образа.
В искусстве палехских художников-сказочников есть радость и удивление красотой мира, та сердечность, которая роднит палехское искусство с народной песней, сказкой, с древней иконой, с живописью Венецианова и Нестерова, с музыкой Чайковского и Рахманинова, с голубыми просторами полей и лесов, среди которых раскинулся Палех.

Проверь себя!
1.Какие краски использовали для росписи?
2.В каком году родилось искусство Палех?
3.В выставках, каких городов участвовала палехская роспись?
Подумай!
1.Почему в конце автор назвал палехских мастеров «художниками-сказочниками»?
2.Занималась ли палехская живопись иконописанием?


Рецензии