Судьба евровалюты

СУДЬБА ЕВРОВАЛЮТЫ (публицистика)  Последнее время все чаще возникает вопрос о будущем евро. Высказывается немало соображений о том, как предотвратить возможный коллапс евровалюты.

     Прежде чем анализировать этот вопрос, обратим внимание на  некоторые европейские страны, не вошедшие в зону евро, например, некоторые скандинавские страны, вполне процветающие в экономическом отношении. Бывшие коммунистические страны, вошедшие в зону евро - не в счет, а в обузу, т. к. инерция их экономических укладов не преодолевается за 5-10 лет. Столь же инерционными являются экономики стран Южной Европы - там где не было реформации, а значит - разрушения монополии на политическую и экономическую власть (религия здесь не при чем). Процесс разрушения такой монополии в Средней и Северной Европе был непростым и занял более 100 лет.

     Вернемся к зоне евро. Единая валюта при совершенно независимых друг от друга государственных бюджетах - мина замедленного действия.

     Централизованный контроль за бюджетами означал бы потерю национальных суверенитетов и образование Соединенных Штатов Европы, что невозможно по причине языкового разнообразия между странами. На ломанный английский язык перешли лишь некоторые чиновники Евросоюза, приехавшие из разных стран в Брюссель.

     Однако, даже в пределах самой Бельгии продолжается ожесточенная борьба между фламандским и французским населением.

     Ведение единой финансовой документации и отчетности на одном языке каждым мелким лавочником во Франции и Германии невозможно себе даже представить. Мало отчеканить монету евро, если не перейти на один язык ведения финансовых документов для всех мелких фермеров и сапожников по всей Европе.

     "Масла в огонь" добавляет навязанная американцами паразитарная система "нематериальных активов", главным образом - вторичного фондового рынка, вместо прямых инвестиций в экономику (см. ст. "Деньги"). Управлять вторичными рынкамии Европы гораздо легче, если на них присутствует лишь одна валюта. Отсюда - озабоченность американцев судьбой евро.

     Вследствие вышеизложенных причин, судьба евро представляется весьма туманной.

     Интересно заметить, что в многонациональной России, и даже во многих странах СНГ имеется возможность вести финансовую документацию на одном и том же языке, не нарушая национальных языковых традиций многочисленных народов. И не надо даже покушаться на суверенитет  стран СНГ - длительное совместное хозяйствование породило достаточно прочные экономические и культурные связи.

     Да вот беда - самая большая страна СНГ, Россия, превысила уровень коррупции, который еще может терпеть экономика.  Причины каррупции анализировать не будем, дабы не "влипнуть" в политику. А вот меры борьбы с ней следует начать с предоставления полных гарантий мелкому частному собственнику, чтобы он не боялся, что у него опять отберут 6 соток (за последние годы это происходило многократно), или не будут лезть в его сапожную мастерскую, где он и сапожник, и хозяин в одном лице.

     Однако, в создавшихся условиях гарантий мелкому частному собственнику никто не даст.

     С экономической и политической свободой было покончено при царе Алексее Михайловиче Романове в 1660-ые годы, а дальше становилось все хуже, вплоть до так называемой "перестройки" 1980-х годов. Но перестройка лишь приумножила класс коррупционеров (номенклатуры), которые в большинстве своем являются близкими родственниками, в крайнем случае - друзьями детства.

     "Инерция культуры" с одной стороны может быть благом, а с другой - погибелью страны. А постепенный переход "инерции" на другие рельсы во многих странах занимал столетия. А короткий китайский, тайваньский или южнокорейский путь мы уже упустили при М.Горбачеве (вот бы Дэн-Сяо-Пина вместо него!). Воздержусь от "рецептов".

             Так почему же мы перешли от Европы к России? Нет, мы не ушли от главной темы. Дело в том, что все познается в сравнении гораздо лучше, чем выхваченное из общего контекста процессов просходящих в России, Китае и других экономиках.


Рецензии