Подарок сыну
Он Велик и Ничтожен.
Он траур и пир.
Он безбрежен, как вечность
И мал, как игла.
В нем любви бесконечность
И столько же зла.
Он чудесен и добр,
Он же скуп и жесток.
В нем из тел тысяч кобр
Расцветает цветок.
Ты возьми этот Мир,
Я тебе подарю:
Песни сладостных лир,
Золотую зарю,
Пятна луж на земле,
В канапушках листвы,
Ветерка дуновенье
И шелест травы.
Под осенние блюзы
И зимний балет,
Из несмелых иллюзий
Родится рассвет.
Посмотри на зарю:
посмотрел? Каково?
Мир тебе я дарю -
Так бери же его!
02.10.2011
Краткий анализ стихотворения
Тема
Двойственная природа Мира и дарение его как бесценного опыта. Лирический герой передаёт адресату всё многообразие бытия — от величия до ничтожности, от радости до скорби, от красоты до жестокости.
Основная мысль (идея)
Мир противоречив, но именно в этом — его глубина и ценность. Принимая Мир целиком, человек получает полный спектр переживаний: от возвышенного до земного, от трагического до радостного. Дарение Мира — это приглашение к полноте жизни.
Композиция
Вступление (первые 8 строк): философское описание противоречий Мира (велик;–;ничтожен, траур;–;пир, бесконечность;–;зло и т. д.).
Средняя часть (9–16 строк): конкретизация дара — перечень чувственных образов (песни, заря, лужи, ветер, трава, музыка времён года).
Заключение (17–20 строк): прямой призыв принять дар («Так бери же его!») и акцент на личном переживании («Посмотри на зарю: посмотрел? Каково?»).
Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами описания (образы природы, чувств) и повествования (действие дарения).
Стиль речи
Художественный, с яркой образностью, метафоричностью и эмоциональной насыщенностью.
Средства связи предложений
лексические повторы («Мир», «бери»);
анафора («Он…» в начале строк);
синтаксический параллелизм (короткие двустишия, повторы конструкций);
местоимения («тебе», «его»);
союзы и частицы («и», «так»).
Средства выразительности
антитезы (контрасты): «Велик и Ничтожен», «траур и пир», «безбрежен, как вечность / И мал, как игла», «чудесен и добр / скуп и жесток»;
метафоры: «гонцы наступившей весны» (грачи), «птичья конференция», «из несмелых иллюзий родится рассвет», «осенние блюзы», «зимний балет»;
сравнения: «как вечность», «как игла»;
эпитеты: «загадочный Мир», «сладостных лир», «золотую зарю», «несмелые иллюзии»;
олицетворение: Мир «дарится», он действует как живое существо;
символы: заря (начало, надежда), кобры и цветок (сопряжение зла и красоты), лужи и трава (простота и подлинность бытия);
риторические приёмы: обращение («Ты возьми этот Мир»), восклицания («Так бери же его!»), вопросительно;ответная форма («Посмотри на зарю: посмотрел? Каково?»).
Размер и ритм
Свободный стих (верлибр) с неравномерной длиной строк и необязательной рифмой. Это создаёт эффект разговорной интонации, искреннего монолога.
Настроение
Парадоксальное единство восторга и тревоги, восхищения и предостережения. Тональность — призывно;дарующая, но с осознанием сложности и противоречивости дара.
Итог
Стихотворение выстраивает философию принятия Мира во всей его полярности. Дарение — не просто передача объекта, а инициация в полноту жизненного опыта, где красота и ужас, радость и скорбь существуют нераздельно.
Свидетельство о публикации №111100209745
Людмила Лайм 04.10.2011 00:27 Заявить о нарушении
Ольга Сергеевна Василенко Красни 07.11.2011 22:22 Заявить о нарушении