Я от беды не отведу лица

Я от беды не отведу лица,
Не брошусь и к безумия подножью,
На первую же ласку подлеца,
Набросив маску, скрашенную ложью.

Я не устрою громовых боёв,
Отчитывая подлость за поступки.
Терпеньем не наполню до краёв
Сосуд души своей. Он слишком  хрупкий.

Я не оставлю сирого в беде,
Коль от меня исход зависеть будет.
Я не ходила, право, по воде,
Но разве по воде ходили люди?

Я не свята, но не могу смотреть
На боль чужую ровно, и беспечно
При этом вить своей удаче клеть,
Спасая от желаний человечьих.

Скажу, что выживать так - не легко,
Не  панибратствует со мной  Фортуна.
Но счастье жить настолько  велико,
Сколь крепко в жизнь вцепились толстосумы.

И в пламени настойчивого зла
Не жгу  моих, пусть странных, пониманий.
Без сожалений отвернусь. Зола
Мне не нужна в обобранном кармане. 

                02.20.2011


Анализ стихотворения
Тема стихотворения — размышление о жизненной позиции лирического героя, его отношении к миру и моральных принципах.

Основная идея заключается в утверждении собственной жизненной позиции: лирический герой не идеален, но сохраняет человечность и способность к состраданию, отвергая при этом лицемерие и зло.

Композиция состоит из 6 строф, построенных по принципу отрицания-утверждения. Первая часть посвящена тому, чего лирический герой не сделает (отказ от зла, лицемерия, мести). Вторая часть показывает его положительные качества (сострадание, человечность).
Образная система богата метафорами:
«пламя настойчивого зла»
«клеть удачи»
«сосуд души»
«обобранный карман»
Художественные средства:
Антитеза: противопоставление добра и зла, святости и греховности
Метафоры: «сосуд души», «клеть удачи»
Эпитеты: «настойчивое зло», «странные понимания»
Олицетворение: «не панибратствует Фортуна»
Ритмика и рифма: стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что придаёт ему торжественность и философскую глубину.
Стилистические особенности:
Использование высокой лексики («панбратствовать», «подножье»)
Сочетание философских обобщений с конкретными образами
Преобладание личных местоимений («я», «моих»), подчёркивающее исповедальный характер
Настроение произведения философское, размышляющее, с элементами трагизма, но без пессимизма. Лирический герой принимает жизнь со всеми её сложностями, сохраняя верность своим принципам.


Рецензии
Да, трудновато представить "толстосумов,
уставших жить", а главное - народ свой грабить...

Анатолий Бешенцев   03.10.2011 21:15     Заявить о нарушении
спасибо...ухахатываюсь)я не только рассеяна...но ещё тугодумка...как оказывается...и ведь не заметила... лишний раз убеждаюсь, что за мыслью не всегда успеваешь...а порой конспектируешь...пропуская и ошибаясь глупо по детски)

Ольга Сергеевна Василенко Красни   07.11.2011 22:18   Заявить о нарушении