Слова, слова... и всё на этом

Просроченностью ожиданий
Болеет разума предел.
Из всех несбывшихся мечтаний
Одно - и ныне не у дел.

К передающейся по крови,
По чести, совести, любви,
Желаньям полусонной воли
Отвага не благоволит.

Сложив покорность белым платом
У постамента храма лжи,
 Удача - ветхою заплатой
На дырах совести лежит.

И падая в руины истин,
Не удосужились досель
Понять, что наше счастье - мглисто,
В тени заслуженных потерь.

Слова, слова... и всё на этом.
Но, ждём известий от судьбы.
С  обманами поём дуэтом,
Как  подневольные рабы. 
                02.10.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема. Размышления о разочаровании, утраченных надеждах и иллюзорности счастья; конфликт между внутренними идеалами (честь, совесть, любовь) и реальностью, полной обмана и потерь.
Основная мысль. Человеческая жизнь омрачена несбывшимися ожиданиями и компромиссами: подлинные ценности (совесть, честь) оказываются «у постамента храма лжи», а счастье — лишь «мглистым» отблеском среди «заслуженных потерь». Люди продолжают ждать перемен, несмотря на осознание несвободы («как подневольные рабы»).
Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф (всего 20 строк). Композиционно выделяется:
зачин (1;я строфа) — постановка проблемы «просроченных» ожиданий и несбывшихся мечтаний;
развитие (2–4;я строфы) — углубление конфликта через образы «храма лжи», «ветхой заплаты» удачи, «руин истин»;
финал (5;я строфа) — горькое обобщение: слова остаются пустыми, люди поют «дуэтом» с обманами, сохраняя надежду на «известия от судьбы».
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами описания (образные картины «храма лжи», «руин истин»).
Стиль. Художественный, с чертами философской лирики. Лексика возвышенная («покорность белым платом», «постамент храма лжи»), местами архаизирующая («ныне», «удел»), что усиливает трагический тон.
Средства связи предложений:
лексические повторы («совесть» в 3;й и 4;й строфах);
синтаксический параллелизм («Из всех несбывшихся мечтаний…», «К передающейся по крови…»);
анафора («И падая…», «Не удосужились…»);
местоимения и контекстные синонимы («одно» ; «желаньям» ; «отвага» ; «удача» ; «счастье»).
Средства выразительности:
метафоры: «болеет разума предел», «храм лжи», «удача — ветхою заплатой / На дырах совести», «руины истин», «счастье — мглисто»;
эпитеты: «несбывшиеся мечтания», «полусонная воля», «ветхая заплата», «заслуженные потери»;
олицетворения: «отвага не благоволит», «удача лежит»;
антитезы: «честь, совесть, любовь» vs «храм лжи»; «счастье» vs «потери»;
символика: «белый плат» (покорность), «храм» (сакральный образ, обращённый в ложь), «руины» (разрушенные истины);
инверсии: «Болеет разума предел», «Сложив покорность белым платом»;
риторические конструкции: «Слова, слова… и всё на этом», «Но, ждём известий от судьбы».
Вывод. Стихотворение создаёт мрачную, рефлексивную атмосферу через насыщенные символы и контрасты. Автор показывает разрыв между идеалами и реальностью, подчёркивая хрупкость человеческого счастья и неизбежность компромиссов. Тональность — философско;трагическая, с нотами смирения и горькой иронии.


Рецензии
Когда Тютчев говорил что "Мысль изречённая есть
ложь", он, наверное, имел в виду то соображение, что мы часто думаем одно, а говорим совершенно
другое...

Анатолий Бешенцев   03.10.2011 21:04     Заявить о нарушении
слова конкретны... я, если честно, не представляю конкретики мыслительного процесса.Мысли пробегают в голове, столь быстро, что к моменту речевого оформления половина из них теряется в глубинах памяти... это, как читать художественное произведение наискосок....выхватывая ключевые моменты...вроде бы и действие не проходит мимо, и в то же время особенностей, тонкостей повествования не касаешься..и никакого очарования...голые факты... как то так...

Ольга Сергеевна Василенко Красни   07.11.2011 22:15   Заявить о нарушении