Всего полтона... Совместный Венок сонетов. 1

Александр  Архангельский - http://www.stihi.ru/avtor/dmytrovych51
 Ольга  Мищенкова (МиОль) -  http://www.stihi.ru/avtor/sever74


 Antonio Vivaldi.Four seasons.Winter.

Gidon Kremer-Piazzolla Seasons (Summer)


 ***

           В С Е Г О          П О Л Т О Н А ...

  Магистрал
 ===========

 Александр

 «Чтоб тоны сердца научиться слушать»*,
 тона в душе не лучше ль различать?
 Особая на каждом  есть  печать –
 тот созидать способен, тот – разрушить.

 При  гонке форс-мажорной друг за другом
 Случился  этот  гибельный испуг –
 и синь мечты, и жёлтый цвет разлук –
 всё вперемешку – «Максвелловским кругом»**.

 А то ещё тональность подведёт,
 в мажор нелепый нота уведёт –
 а там пропущен был лишь знак «диеза»!

 Всего полтона – музыка не та…
 Зияет вместо смысла пустота.
 Насмарку всё – и жизнь, и эта пьеса…


 1.

 Александр
 =============

 Чтоб тоны сердца научиться слушать,
 И в ритме уловить малейший сбой,
 Не  лучше  ль быть в ладу -  самим  собой,
 Преодолев зимы  седую  стужу?

 Не поддаваясь  страсти откровенной,
 Быть  может, нужно  взять себя в узду,
 С судьбой  игру  затеяв в чехарду,
 Не вскрыв в безудержном порыве вены?..

 И  вот  однажды, из  туманов  утра
 К  тебе  приходит  (из  мечты  как будто?)
 Тот  сон,  который  не  позволит  спать…

 И ты  уже  не  мыслишь  односложно,
 И  думаешь,  сбежав  от  истин  ложных -
 Тона в душе не лучше ль различать?


 2.

 Ольга
 =========

 Тона в душе не лучше ль различать,
 Чтоб  избежать  нелепостей ничтожных,
 Которые  всё  переврут  безбожно
 И вновь  принудят  свет  не  замечать?..

 Скажи мне,  друг,  зачем  из  века  в  век,
 Пересекая  стран  меридианы
 Одни  и  те  же  кровоточат  раны
 И  пурпур  льют   на  самый  чистый  снег?

 Подведены  когда  судьбы  итоги
 Присядет тихо  на  твоём  пороге
 Дарованная  небом  благодать…

 В   полутонах,  быть  может, много   толку,
 Когда судьба   крошится  на    осколки?
 Особая на каждом  есть печать…

 *
 Пурпурный цвет - сложная комбинация красного и синего цветов, имеющая множество вариаций, его определяют также как цвет запекшейся крови.


 3.

 Александр
 ===========


 Особая на каждом есть печать:
 Холодный тон всегда  ли  безразличен?..
 Один, быть  может, более привычен,
 Другой  сумеет  насмерть  взволновать.

 Вдруг  понимаешь -  крупно повезло:
 В смешеньи красок масляных в палитре,
 И в нотах, размещенных на пюпитре,
 Огромное нашёл тонов число.

 А  в добрых отношеньях меж людьми
 Пусть  будет  тёплый  цвет  тебе  сродни –
 Пусть вдохновляет  искренностью души.

 Тональный сбой не вышел бы опять
 (о прошлом чтоб потом не горевать?) -
 тот созидать способен, тот – разрушить.


 4.

 Ольга
 ========


 Тот созидать способен, тот – разрушить,
 А  кто-то  серой   тянет  жизни  нить,
 Не  напрягаясь – «быть  или  не  быть?»,
 Не  выходя  в  бесчувствии  наружу.

 Нам  сквозняков приятней   вдохновенье,
 Мы  не  живем  в  безвременье  с  тобой,
 Летим  свободно  над  шальной  волной,
 У  ветра  взяв  безудержность   мгновенья.

 И  чайки с  нами  в  небе заодно,
 И  солнца  луч  увидеть   хочет  дно,
 Не  ведая   глубинного  испуга…

 А  где-то  снова  рвутся  паруса
 И  морю  слёз – еще  одна  слеза
 При  гонке форс - мажорной друг за другом.               


 5.

 Александр
 ==========


 При гонке форс-мажорной друг за другом
 Не потерять бы собственного «я»,
 От  суеты  благую  весть  тая…
 А в  душах  зимних  – март  расцвёл  недугом…

 Но  есть  ли  смысл  в  капели  изначальный?
 Бывает,  зло    соседствует  с  добром,
 И  вера,  у  любви  найдя  излом,
 Не  сможет  слышать  музыки  венчальной.

 Мы зимы  наши  на  весну помножим
 (пусть  время,  бег  отчаянно  стреножив,
 Бросает  нас  волной  в  бездонность  мук!)

 Но  мы,  быть  может,  в  том  лишь   виноваты,
 Что  вместе – порознь?.. Нам  за  то - расплатой
 Случился  этот  гибельный испуг?..


 6.

 Ольга
 ========

 Случился  этот  гибельный испуг –
 И  изменился  вид  глаголов  прежних,
 И  раньше  срока  зацвели  черешни,
 И  долгой  ночью  плыл  протяжный  звук…

 На  лунную  дорожку  падал  снег,
 Кружась  беспечно  в  пируэтах   тихих,
 А  мы  с  тобой  придумывали  диптих
 И  замышляли  от  себя  побег…

 Крылом  не  белым  где-то   билась  птица
 И  искажались   мыслей  светлых  лица,
 Когда  прощанье  не  сводило  рук…

 Строкой  стучало  возле  сердца  : «Поздно!»
 Реальностью  стирался  контур  грёзы,
 И синь мечты, и жёлтый цвет разлук …               


 7.

 Александр
 =============

 И синь мечты, и жёлтый цвет разлук,
 Как рок, всё время были  с  нами рядом.
 Желали  мы преодолеть преграды,
 Как птицы, что летят (к  мечте?) на юг.

 В стремленьях  наших  чувств звучал  надрыв,
 Мы в  сотый  раз   слагали  Песнь сначала,
 Но цветом меди осень нас встречала,
 Бросая  охру  в  трепетный порыв.

 И если случай всё-таки сводил,
 Нам каждый миг и дорог был, и мил –
 И ночь –  длиною в жизнь…И  длится  вьюга.

 В мерцании  свечей, без  суеты –
 И боль разлук, и сладкий плен мечты –
 Всё вперемешку – «Максвелловским кругом».


 8.

 Ольга
 =======


 Всё вперемешку – «Максвелловским кругом» -
 Глаза,  и губы, и  волос  каскад,
 И  мысли,  что  приходят   невпопад,
 Перетекающие   звуком   в   фугу…

 Твои  я  помню  руки… В лунных  дугах
 Они  свивались… Ночь  плела  ажур…
 (А там, над  нами, старый абажур
 Скрипел о  чем-то  под  февралью  скуку)

 И,  Гончих  Псов  не  сдерживая  бега,
 Мы   мчались  мимо  холода  и   снега
 И  вслед  за  счастьем  шли  по  топям  вброд….

 Но в  позапрошлых  вёснах  жили  годы
 Напоминаньем  прошлой  непогоды -
 Боялись, что тональность подведёт…            


 9.

 Александр
 ===========

 Боялись, что тональность подведёт?
 Мы  не  спешили  жить  легко  и   просто,
 Навстречу  мчались, не считая вёрсты,
 И  таял на губах полынный мёд.

 Из  откровенья  пили,  не  таясь,
 Сдержать  не  смея  грешных  душ  стремленья,
 И  было  так  прекрасно  вдохновенье,
 Пока  писалась  сердцем  строчек  вязь.

 О дне грядущем не было заботы.
 В предчувствии мы жили поворота,
 Cобытий ход предвидя наперёд.

 Монета вверх подброшена судьбою –
 Вдруг выпадет не тою стороною –
 В мажор нелепый нота уведёт.


 10.

 Ольга
 =========
   
               
 В мажор  нелепый  нота уведёт?
 Случается  и  смех  сквозь  слёзы  слышать –
 Пассаж  дождя  когда бежит  по  крышам,
 Мы  понимаем  всё  наоборот.

 В  бессмысленности  ищем  смыслов ряд,
 (как  наши  ухищрения  нелепы!)
 Обиду  возвести  стремимся  в  степень,
 Из  вымыслов  нагородив  преград.

 А  может  быть, ошибся  музыкант,
 Иль  сочинителя  подвёл талант,
 Когда  писал  он  откровеньем  мессу…

 Но  мы  уже  готовы  всё забыть,
 Вмиг оборвав  связующую нить, –
 А там пропущен был лишь знак «диеза»!               


 11.

 Александр
 ===========

 А там пропущен был лишь знак «диеза»,
 И  в  наших  отношеньях -  пустота
 Зияет,  словно бездны  чернота,
 Лишая  вдохновенье  интереса.

 Умоюсь, как  водою  ключевой,
 В  миноре  РЕ  звучать  опять  заставлю
 И знак  верну,  и  боль  веков  прославлю,
 И перейду в  тональность  за  тобой.

 И будет  тон   пастельно-незаметен,
 Но  ярче пересудов, басен, сплетен –
 Взойдёт  высоким  слогом  чистота.

 О музыкант! Сфальшивил почему ты,
 Поддавшись настроению минуты?
 Всего полтона – музыка не та…


 12.

 Ольга
 =======

 Всего полтона – музыка не та
 И рвётся мысль вчерашнего рапсода,
 Которым ярко отыгралась кода –
 На белом отпунктирила черта.

 И ты уже не мыслишь, как  тогда …
 Цветы опять заводят хороводы
 И оттеняют междометьем годы,
 А вёсен след потерян навсегда…

 И  нет его…  Уже не повторится…
 Лишь в памяти всплывут невольно лица,
 Забытой  тенью  вспыхнет  темнота.

 Рахманиновским всплеском вспенят воды, –
 Вчерашней болью плачет непогода…
 Зияет вместо смысла пустота.


 13. 

 Александр
 ============

 Зияет вместо смысла пустота,
 Не  та взята была тобой тональность -
 (тебя  не  подвела  рациональность,
 Когда  всё  начал  с  белого  листа?)

 Прелюдия предвиделась иной
 Высоким  смыслом  в  чьей-то  увертюре, -
 Но затерялся образ в авантюре:
 Финал прошёл напрасной стороной.

 С  фальшивой  ноты  утром  начал  путь,
 К  полудню  потеряешь  форму  -  суть
 И  о барьер споткнёшься ты в стипльчезе*.

 Когда  же  к  нам  неправда – на  беду –
 Разрушить  сможем  многое  в  бреду –
 Насмарку всё – и жизнь, и эта пьеса…

*стипльчез (steeplechase  (англ.)) - бег на 3000 метров с препятствиями 

 14.

 Ольга
 ==========

 Насмарку всё – и жизнь, и эта пьеса…
 Вновь  Реквием  тревожит  листопад,
 Играем  сгоряча  когда  вразлад
 И  отдаём  себя  терзанью   стресса…

 А  после  бьёмся  головой  об  лёд.
 Исправить  чтобы  в  строчках  окончанья…
 Нам  мудрости  не  прибавляют знанья,
 Раз  пишем  парафраз  наоборот.

 …но    ультрафиолетом  старый  вальс
 Приходит  в  сны,  чтоб   растревожить  нас,
 И  вот  уже  удары   пульса  глуше…

 Мы  нужный знак  находим  при  ключе
 И  открываем  все  замки (зачем?) –
 Чтоб тоны сердца научиться слушать…


 10. 03. - 15.03.2011

 ***

 * Максвелл впервые указал на возможность применения принципов трехцветной теории зрения в практике воспроизведения цветных изображений



Рецензии на «Всего полтона... Совместный Венок сонетов. 1» (Миоль)


 У Вас великолепные стихи! Понравилось все: слог, стиль, Ваша манера преподносить читателю свои чувства и мысли.
 И, как я поняла, здесь сонетный дуэт, который прекрасно состоялся! Сожалею, что дотошно вникать начала в стихи так поздно ночью, когда слипаются глаза...
 Но обязательно буду Вас ещё и с интересом читать.
 С полночным приветом,)
 Тамара.

Соловьёва Тамара Томашевна   17.03.2011 01:52 

***

Рецензия на «Всего полтона... Совместный Венок сонетов. 1» (Миоль)

 Несомненно - венок!
 Но в самих сонетах Вы слишком уж облегчили себе задачу, отойдя от канонической системы рифм abba abba ccd ede.

 Всё равно - труд - огромный!
 Аплодисменты!

 Ю,

Юка Куарский   16.03.2011 20:25   

***

*Мы нужный знак находим при ключе
 И открываем все замки (зачем?) –
 Чтоб тоны сердца научиться слушать…*

 Чтоб наконец ответить жизни - ДА!
 Спасибо Ольга!
 С уважением. Рада знакомству.
 Любовь.

Коломбина3   15.03.2011 21:42 

***

Рецензия на «Всего полтона... Совместный Венок сонетов. 1» (Миоль)

 Ольга, спасибо Вам за со-творчество. Это было замечательно! Надеюсь на продолжение подобных опытов совместного творчества. Удач Вам, весеннего настроения и творческих находок.
 С уважением и признательностью, Александр
 Посылаю Вам то, что написано для нас обоих:
 *
 Рецензия на «Всего полтона... Совместный Венок сонетов 1» (Александр-Георгий Архангельский)

 Александр и Ольга, с удовольствием почитал ваше совместное творение!
 По себе знаю, как это увлекательно, захватывающе и интересно писать диалоги.
 В вашем венке чувствуется единение мысли и сюжета, а значит и Вам удалось проникнуться пониманием друг друга.
 Пусть ваш диалог продолжается и находит отклик у читателей.
 С симпатией к авторам и пожеланием удачи и вдохновения -
 Александр.

 Александр Февральский 30.03.2011 23:35

Александр-Георгий Архангельский   31.03.2011 00:11


Рецензии