Двухголосие

 Тот  факт,  что  на  сегодняшний  день  нами  написано 22   Венка  сонетов,  в  комментарии  не  нуждается.
     Не  случайно  выбрано  «Двухголосие»  в качестве  подзаголовка,  потому  что  такая  работа очень  напоминает  либо игру  на  рояле  в  четыре  руки, либо -  игру  на  двух  роялях,  когда  каждый ведет не  просто  самостоятельную  тему,  а ведёт  ее  созвучно   СО - автору.
      Мы впервые  попробовали  писать  сонеты  в  разных  стихоритмах  и   размерах,  исключив  ХОРЕЙ  как  единственно  непригодный  ( на  наш  взгляд!) для  сонетного  слога  размер.
       Мы  не  пытались  настаивать  на  том,  что  для  сонета – все  размеры хороши,  кроме  скучного,  которых  просто  нет  в   стихосложении.
      Мы  отталкивались  исключительно  от  желания  высказаться  в  той  или  иной форме,  чуть  раздвинув  границы  самой твёрдой  и  капризной   стихоформы,  ничуть  при  этом  не  умаляя  её  незыблемых  достоинств  и  не  посягая  на  них.
      Оказалось (на наш,  разумеется,  взгляд!),  что  никак  не  унижена  сонетная  данность  ни  Александриной,  ни  анапестом,  ни  амфибрахием.
     Вспомнилось  при  этом,  что  в  музыке,  например,  Время  (отнюдь,  не  безжалостно!)  посягнуло  на  сонатную  форму,  сократив  её  до  трех  нынешних  частей,  когда  во  времена  г-на  Генделя  полагалось  их  иметь четыре.   
      Стали  ли  сонаты  Людвига   Бетховена  хуже  в  трёхчастном  варианте? 
      Пусть  кто-то  это  посмеет  признать…
      Смею  утверждать,  что   и  мы  не  нанесли  ущерба  капризно-отвердевшей  форме сонета, а  всего  лишь  слегка  размягчили  её  звучание  и  разнообразили  звуковой  строй,  потому  ревнители  канонизации  всегда  смогут  выбрать  из нашего творческого  разнообразия  тот  вариант  для себя, который  полностью сможет  ответить  его  вкусовым  пристрастиям. Надеюсь,  что  семь  написанных  нами  совместных  Венков  такую  возможность  читателям  предоставляют  сполна.
     Наверное,  имеет  смысл  привести  несколько  сонетов  из  наших  Венков,  написанных  в разных  размерах.

 (из  Венка 1)  Александр
 --------------------------


 Чтоб тоны сердца научиться слушать,
 И в ритме уловить малейший сбой,
 Не  лучше  ль быть в ладу -  самим  собой,
 Преодолев зимы  седую  стужу?

 Ольга
 --------

 Тона в душе не лучше ль различать,
 Чтоб  избежать  нелепостей ничтожных,
 Которые  всё  переврут  безбожно
 И вновь  принудят  свет  не  замечать?.. 

 (Из  Венка 2)   Александр
 -----------------------------

 Часто стремимся найти мы того журавля -
 Взмыть на крылах вместе с ним в беспокойное небо.
 Тщетными будут попытки взять верхнее «ля»,
 Крошки синице когда не достанется хлеба.

    Горечь минувшего - болью слезы из-под век…
 «Было» - что «не было» - временем стаявший снег…               

 Ольга

 «Было» - что «не  было»  –  временем  стаявший  снег
 В  лужах  утонет и    высохнет,  солнцем  согретый…
 И  суетой  поутру  вновь  зажжется  рассвет,
 Завечереет, и  Слово  отыщется где-то…      
         
 (Из  Венка 3) Ольга
 ----------------------

 Переполнены   сумерки  прошлого
 Отгоревшими  звёздами… Холодно
 Было  жить  в  переулках  изношенных…
 А  сегодня   волнуется  молодость…

 Силуэты  мелодий  безгрешные
 С образАми святых перемешаны…         


 Александр
 -------------

 С образАми святых перемешаны
 Наши лики в зеркал отражении.
 Разве были итогом утешены,
 Что дался нам с таким напряжением? 

 (из  Венка 7)    Ольга
 ---------------------------

 Сонаты  голоса – как  кода  полночи,
 Ты   чувствуешь  её  прикосновение…
 Ушли  из-под  крыла  рояля  горечью
 Печальные  лады  за   вдохновением…

 Узнаешь  ли  когда –  нет  горчше  бремени,
 Но  музыка  одна, и  пальцы – в  стремени…          

   Александр
 --------------

 Но музыка одна – и пальцы в стремени,
 И левая на гриф небрежно брошена.
 А правая – отсчёт веди во времени
 И звуки извлекай со струн встревоженных.      


 ****
 Полный текст - http://www.stihi.ru/2011/04/13/3238


Рецензии