М. Пшанцева. О твёрдых формах стихосложения

М а р и я      П ш а н ц е в а.*
 Т в ё р д ы е     ф о р м ы   с т и х о с л о ж е н и я   в    т в о р ч е с т в  е

 Ольги  Мищенковой  и  Александра  Архангельского.

                Д в у х г о л о с и е.

 (В   следующий  номер журнал « ПАРАЛЛЕЛИ» приглашает авторов - поэтов, писателей, критиков, публицистов. Мы ждем ваши работы до 1 МАЯ  ВКЛЮЧИТЕЛЬНО! Прочитать про все, что нужно для публикации можно как на нашем сайте www.paralleli.ucoz.ru, так и в соответствующей теме, скачать заявку можно на нашем сайте)

http://www.stihi.ru/2011/04/21/9723 возможность не электронной  публикации!


    Сегодня  на  страницах  нашего  литературного  журнала  « ПАРАЛЛЕЛИ» хотелось  бы  поговорить  о  твердых  формах  стихосложения, которые  на  протяжении  многих  веков  удерживают  каноническое  звучание  и  имеют  в  связи  с этим  очень  много  ревностных  приверженцев.
     Нам  показалось  интересным  проиллюстрировать  типы  твёрдых  форм  примерами  одних  авторов – Ольги  Мищенковой  и  Александра   Архангельского,  которые  их активно  используют  в  своём  творчестве  и  являются,  к  тому  же, нашими  постоянными  авторами.
     Мы  предлагаем  вниманию  читателей  литературоведческую базу,  известную  многим  по  разного  рода  справочным  пособиям  и  материалам и   потому  ни  в  коем  случае  не  изобретаем  велосипеда,  а лишь  пытаемся  на  страницах  нашего  издания  систематизировать  уже известное,  проиллюстрировав не  классическими  примерами,  а  произведениями  нынешних  авторов,  доказывая  тем  самым,  что  формы  эти,  даже  самые  древние,  пока  еще  в  активном пользовании  современных  поэтов.
    Нам  представляется  интересным  продолжить  разговор  на  эту  тему после  публикации  материала. Хотелось  бы,  чтобы  новые  авторы приняли  активное  участие  в  этом  небезынтересном  разговоре  и  пополнили  бы  своими  примерами  наш  журнальный  вариант  литературоведческого  словаря  в   разговоре  о  твердых  формах.
         Твёрдая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом» (М. И. Шапир), иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя. «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами» (Иван Рукавишников).
     От твёрдых форм принято отличать строфы, также обладающие устойчивым набором просодических характеристик, но при этом позволяющие свободное комбинирование и умножение в пределах текста. В то же время устоявшиеся строфы способны автономизироваться и превращаться в твёрдую форму (см. онегинская строфа), и наоборот, устоявшиеся твёрдые формы могут функционировать как строфы в текстах более сложной структуры, в том числе также являющихся твёрдыми формами (см. венок сонетов)

 Т и п ы    т в ё р д ы х    ф о р м
 =====================================

 Вено;к соне;тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

 Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.
 Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

 В С Е Г О          П О Л Т О Н А ...  (Венок  сонетов. Двухголосие.)

 Магистрал.  Александр  Архангельский
 ============================================

 «Чтоб тоны сердца научиться слушать»*,
 тона в душе не лучше ль различать?
 Особая на каждом  есть  печать –
 тот созидать способен, тот – разрушить.
 При  гонке форс-мажорной друг за другом
 Случился  этот  гибельный испуг –
 и синь мечты, и жёлтый цвет разлук –
 всё вперемешку – «Максвелловским кругом»**.
 А то ещё тональность подведёт,
 в мажор нелепый нота уведёт –
 а там пропущен был лишь знак «диеза»!
 Всего полтона – музыка не та…
 Зияет вместо смысла пустота.
 Насмарку всё – и жизнь, и эта пьеса…

  1.  Александр  Архангельский
 =====================================

 Чтоб тоны сердца научиться слушать,
 И в ритме уловить малейший сбой,
 Не  лучше  ль быть в ладу -  самим  собой,
 Преодолев зимы  седую  стужу?
 Не поддаваясь  страсти откровенной,
 Быть  может, нужно  взять себя в узду,
 С судьбой  игру  затеяв в чехарду,
 Не вскрыв в безудержном порыве вены?..
 И  вот  однажды, из  туманов  утра
 К  тебе  приходит  (из  мечты  как будто?)
 Тот  сон,  который  не  позволит  спать…
 И ты  уже  не  мыслишь  односложно,
 И  думаешь,  сбежав  от  истин  ложных -
 Тона в душе не лучше ль различать?

 2. Ольга  Мищенкова
 =======================


 Тона в душе не лучше ль различать,
 Чтоб  избежать  нелепостей ничтожных,
 Которые  всё  переврут  безбожно
 И вновь  принудят  свет  не  замечать?..
 Скажи мне,  друг,  зачем  из  века  в  век,
 Пересекая  стран  меридианы
 Одни  и  те  же  кровоточат  раны
 И  пурпур  льют   на  самый  чистый  снег?
 Подведены  когда  судьбы  итоги
 Присядет тихо  на  твоём  пороге
 Дарованная  небом  благодать…
 В   полутонах,  быть  может, много   толку,
 Когда судьба   крошится  на    осколки?
 Особая на каждом  есть печать…

 *
 Пурпурный цвет - сложная комбинация красного и синего цветов, имеющая множество вариаций, его определяют также как цвет запекшейся крови.


 3.  Александр  Архангельский
 ================================

 Особая на каждом есть печать:
 Холодный тон всегда  ли  безразличен?..
 Один, быть  может, более привычен,
 Другой  сумеет  насмерть  взволновать.
 Вдруг  понимаешь -  крупно повезло:
 В смешеньи красок масляных в палитре,
 И в нотах, размещенных на пюпитре,
 Огромное нашёл тонов число.
 А  в добрых отношеньях меж людьми
 Пусть  будет  тёплый  цвет  тебе  сродни –
 Пусть вдохновляет  искренностью души.
 Тональный сбой не вышел бы опять
 (о прошлом чтоб потом не горевать?) -
 тот созидать способен, тот – разрушить.

 4. Ольга  Мищенкова
 ========================

 Тот созидать способен, тот – разрушить,
 А  кто-то  серой   тянет  жизни  нить,
 Не  напрягаясь – «быть  или  не  быть?»,
 Не  выходя  в  бесчувствии  наружу.
 Нам  сквозняков приятней   вдохновенье,
 Мы  не  живем  в  безвременье  с  тобой,
 Летим  свободно  над  шальной  волной,
 У  ветра  взяв  безудержность   мгновенья.
 И  чайки с  нами  в  небе заодно,
 И  солнца  луч  увидеть   хочет  дно,
 Не  ведая   глубинного  испуга…
 А  где-то  снова  рвутся  паруса
 И  морю  слёз – еще  одна  слеза
 При  гонке форс - мажорной друг за другом.               

 5.  Александр  Архангельский
 ===============================

 При гонке форс-мажорной друг за другом
 Не потерять бы собственного «я»,
 От  суеты  благую  весть  тая…
 А в  душах  зимних  – март  расцвёл  недугом…
 Но  есть  ли  смысл  в  капели  изначальный?
 Бывает,  зло    соседствует  с  добром,
 И  вера,  у  любви  найдя  излом,
 Не  сможет  слышать  музыки  венчальной.
 Мы зимы  наши  на  весну помножим
 (пусть  время,  бег  отчаянно  стреножив,
 Бросает  нас  волной  в  бездонность  мук!)
 Но  мы,  быть  может,  в  том  лишь   виноваты,
 Что  вместе – порознь?.. Нам  за  то - расплатой
 Случился  этот  гибельный испуг?..

 6. Ольга  Мищенкова
 ===========================

 Случился  этот  гибельный испуг –
 И  изменился  вид  глаголов  прежних,
 И  раньше  срока  зацвели  черешни,
 И  долгой  ночью  плыл  протяжный  звук…
 На  лунную  дорожку  падал  снег,
 Кружась  беспечно  в  пируэтах   тихих,
 А  мы  с  тобой  придумывали  диптих
 И  замышляли  от  себя  побег…
 Крылом  не  белым  где-то   билась  птица
 И  искажались   мыслей  светлых  лица,
 Когда  прощанье  не  сводило  рук…
 Строкой  стучало  возле  сердца : «Поздно!»
 Реальностью  стирался  контур  грёзы,
 И синь мечты, и жёлтый цвет разлук …               


 7.  Александр  Архангельский
 ================================

 И синь мечты, и жёлтый цвет разлук,
 Как рок, всё время были  с  нами рядом.
 Желали  мы преодолеть преграды,
 Как птицы, что летят (к  мечте?) на юг.
 В стремленьях  наших  чувств звучал  надрыв,
 Мы в  сотый  раз   слагали  Песнь сначала,
 Но цветом меди осень нас встречала,
 Бросая  охру  в  трепетный порыв.
 И если случай всё-таки сводил,
 Нам каждый миг и дорог был, и мил –
 И ночь –  длиною в жизнь…И  длится  вьюга.
 В мерцании  свечей, без  суеты –
 И боль разлук, и сладкий плен мечты –
 Всё вперемешку – «Максвелловским кругом».


 8. Ольга  Мищенкова
 =======================

 Всё вперемешку – «Максвелловским кругом» -
 Глаза,  и губы, и  волос  каскад,
 И  мысли,  что  приходят   невпопад,
 Перетекающие   звуком   в   фугу…
 Твои  я  помню  руки… В лунных  дугах
 Они  свивались… Ночь  плела  ажур…
 (А там, над  нами, старый абажур
 Скрипел о  чем-то  под  февралью  скуку)
 И,  Гончих  Псов  не  сдерживая  бега,
 Мы   мчались  мимо  холода  и   снега
 И  вслед  за  счастьем  шли  по  топям  вброд….
 Но в  позапрошлых  вёснах  жили  годы
 Напоминаньем  прошлой  непогоды -
 Боялись, что тональность подведёт…            


 9.Александр  Архангельский
 ==============================

 Боялись, что тональность подведёт?
 Мы  не  спешили  жить  легко  и   просто,
 Навстречу  мчались, не считая вёрсты,
 И  таял на губах полынный мёд.
 Из  откровенья  пили,  не  таясь,
 Сдержать  не  смея  грешных  душ  стремленья,
 И  было  так  прекрасно  вдохновенье,
 Пока  писалась  сердцем  строчек  вязь.
 О дне грядущем не было заботы.
 В предчувствии мы жили поворота,
 Cобытий ход предвидя наперёд.
 Монета вверх подброшена судьбою –
 Вдруг выпадет не тою стороною –
 В мажор нелепый нота уведёт.

 10. Ольга  Мищенкова
 ==========================

 В мажор  нелепый  нота уведёт?
 Случается  и  смех  сквозь  слёзы  слышать –
 Пассаж  дождя  когда бежит  по  крышам,
 Мы  понимаем  всё  наоборот.
 В  бессмысленности  ищем  смыслов ряд,
 (как  наши  ухищрения  нелепы!)
 Обиду  возвести  стремимся  в  степень,
 Из  вымыслов  нагородив  преград.
 А  может  быть, ошибся  музыкант,
 Иль  сочинителя  подвёл талант,
 Когда  писал  он  откровеньем  мессу…
 Но  мы  уже  готовы  всё забыть,
 Вмиг оборвав  связующую нить, –
 А там пропущен был лишь знак «диеза»!               

 11.  Александр  Архангельский
 ==================================

 А там пропущен был лишь знак «диеза»,
 И  в  наших  отношеньях -  пустота
 Зияет,  словно бездны  чернота,
 Лишая  вдохновенье  интереса.
 Умоюсь, как  водою  ключевой,
 В  миноре  РЕ  звучать  опять  заставлю
 И знак  верну,  и  боль  веков  прославлю,
 И перейду в  тональность  за  тобой.
 И будет  тон   пастельно-незаметен,
 Но  ярче пересудов, басен, сплетен –
 Взойдёт  высоким  слогом  чистота.
 О музыкант! Сфальшивил почему ты,
 Поддавшись настроению минуты?
 Всего полтона – музыка не та…

 12. Ольга  Мищенкова
 ========================

 Всего полтона – музыка не та
 И рвётся мысль вчерашнего рапсода,
 Которым ярко отыгралась кода –
 На белом отпунктирила черта.
 И ты уже не мыслишь, как  тогда …
 Цветы опять заводят хороводы
 И оттеняют междометьем годы,
 А вёсен след потерян навсегда…
 И  нет его…  Уже не повторится…
 Лишь в памяти всплывут невольно лица,
 Забытой  тенью  вспыхнет  темнота.
 Рахманиновским всплеском вспенят воды, –
 Вчерашней болью плачет непогода…
 Зияет вместо смысла пустота.

 13.  Александр  Архангельский
 ==================================

 Зияет вместо смысла пустота,
 Не  та взята была тобой тональность -
 (тебя  не  подвела  рациональность,
 Когда  всё  начал  с  белого  листа?)
 Прелюдия предвиделась иной
 Высоким  смыслом  в  чьей-то  увертюре, -
 Но затерялся образ в авантюре:
 Финал прошёл напрасной стороной.
 С  фальшивой  ноты  утром  начал  путь,
 К  полудню  потеряешь  форму  -  суть
 И  о барьер споткнёшься ты в стипльчезе*.
 Когда  же  к  нам  неправда – на  беду –
 Разрушить  сможем  многое  в  бреду –
 Насмарку всё – и жизнь, и эта пьеса…

 *стипльчез (steeplechase  (англ.)) - бег на 3000 метров с препятствиями  http://ru.wikipedia.org/wiki/

 14.  Ольга  Мищенкова
 ========================

 Насмарку всё – и жизнь, и эта пьеса…
 Вновь  Реквием  тревожит  листопад,
 Играем  сгоряча  когда  вразлад
 И  отдаём  себя  терзанью   стресса…
 А  после  бьёмся  головой  об  лёд.
 Исправить  чтобы  в  строчках  окончанья…
 Нам  мудрости  не  прибавляют знанья,
 Раз  пишем  парафраз  наоборот.
 …но    ультрафиолетом  старый  вальс
 Приходит  в  сны,  чтоб   растревожить  нас,
 И  вот  уже  удары   пульса  глуше…Мы  нужный знак  находим  при  ключе
 И  открываем  все  замки (зачем?) –
 Чтоб тоны сердца научиться слушать…   10. 03. - 15.03.2011

 ***
 * Максвелл впервые указал на возможность применения принципов трехцветной теории зрения в практике воспроизведения цветных изображений

 РУБАИ; — одна из самых распростр. форм лирич. поэзии народов Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии. В письм. лит-ре появляется в 10 в. Р. представляет собой 4-стишие, в к-ром 1-я, 2-я и 4-я строки зарифмованы, а 3-я остается незарифмованной. Иногда в Р. после рифм следует редиф. В России Р. традиционно воспринимается как экзотич. форма, используемая гл. обр. для переводов. Образцы Р. в нач. 20 в. дал В. Брюсов.( Российский гуманитарный энциклопедический словарь).

 Александр  Архангельский
 ===========================

 Я не знаю, что завтрашний день принесёт –
 Деньги, властью  отраву,  известность-почёт,
 Может, всё повернётся иной стороною…
 Знаю только – и то, и другое пройдёт.                17.04.2011

 Ольга  Мищенкова
 ====================

 Укроешься  от  туч   архангельским  крылом,
 Наполнится  теплом    холодный   отчий  дом
 И  вёсны  расцветут  среди  зимы  сиренью,
 Печали  отойдут  под  мысли  о  былом.
                17.04.2011
 ДЕЦИМА — 10-строчная строфа испанской поэзии (отсюда название), пишется 4-стопным хореем, схема расположения рифм — abbaa ccddc.

 Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
 ДЕЦИМА — твердая строфа, имеющая 10 строк по следующей схеме рифмования:


 1 — a
 2 — b
 3 — b
 4 — a
 5 — a
 6 — b;,
 7 — b;,
 8 — a;,
 9 — a;,
 10 — b;,

 Децима — одна из немногих принятых европейской поэзией испанских форм. Поскольку формы, идущие из Италии и Франции, сбиваются на ямб, постольку децима сбивается на хорей.
 Говоря грубо, дециму по-русски следует писать четырехстопным хореем с мужскими и женскими окончаниями; интересных децим русская поэзия не знает. При своем обрусении и развитии Децима может идти по неожиданным путям в смысле метрики, ритмики и каталектики, с соблюдением лишь главнейших основ схемы. Может практиковаться и как твердая строфа, и как твердая форма.

 И. Р. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

 Децима (от лат. decima ; десятая), эспинела (по имени испанского поэта 16 в. В. Эспинеля, которому приписывается её создание), твёрдая строфическая форма: десятистишие с рифмовкой abba accdc. Классическая поэтика Д. требует остановки (точки) после 4-го и 6-го стиха; тогда первое четверостишие содержит исходную коллизию, последнее ; её разрешение, два центральных стиха служат переходом. Широко употребительна в испанской поэзии, в том числе в стихотворной форме глоссы. В русском стихосложении ритмика Д. наиболее точно передаётся 4-стопным хореем.

 Александр  Архангельский
 ===========================

 … И себя покуда  помню,
 Всё бежал со всех я ног.
 И со ста моих дорог
 Прочь летели грязи комья, -
 И вперёд бежали кони!

 Бег – занятие пустое…
 Кто-то спросит: «Что такое?
 И куда исчезла прыть?»
 Вновь копытом стану рыть,
 Слово молви лишь простое!..

 Ольга  Мищенкова
 ===================

 Слово  молви  лишь  простое, -
 Я  поймаю  сердца  звук
 (Вопреки  зиме  разлук),
 Нарушая  все  устои.
 Душу  я  тебе  открою.

 Ты  решил,  что  я  не  стою…
 Откровению  прибоя
 Нужды  нет  здесь  слёзы  лить.
 Если  сердце  хочет  пить,
 Кто  его  теплом  укроет?..                17.04.2011


 Александрийский стих
 ====================
 — французский двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских, то двух женских рифм. Название свое он (предположительно) получил от «Романа об Александре» (Roman d’Alexandre, 1180), который был написан как раз таким двенадцатисложным стихом. Впервые он встречается в конце XI века («Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь»). Особенно он был распространён в период французской классической трагедии (Корнель, Расин). Ритмически александрийский стих характеризуется тем, что распадается на два полустишия по шесть слогов в каждом. В каждом полустишии имеется обычно два ударения — одно постоянное (на конце — «accent fix;»); различные комбинации этих ударений, дающих 36 фигур, и создают ритмическое движение александрийского стиха. Первоначально александрийский стих являлся чисто силлабическим стихом, но в результате длительной эволюции приобрёл отчётливое тоническое строение. У французских романтиков (В. Гюго и др.) Александрийский стих характеризуется резкими нарушениями цезуры, передвигающейся направо и соответственно изменяющей расположение ударения.

 Александр  Архангельский
 ===========================

 Мышиный утра цвет сменяет серость ночи.
 И грязь всё чавк да чавк, да так, что нету мочи.
 Безвременье окрест, а серый тон лишь знак.
 А ты бредёшь сквозь тьму, терпенье сжав в кулак.

 В тумане виснет звук, неясен и приглушен.
 Заволокло глаза и заложило уши.
 Кого опять зову, чьи имена шепчу?
 Ответа не дождусь – напрасно хлопочу.

 Живи ещё хоть век, живи хоть четверть века.
 Канала рябь, фонарь, ночь, улица, аптека –
 На благостный исход, увы, надежды нет...
 Всё будет только так, как предсказал поэт.

 Ольга  Мищенкова
 ==================

 Всё  будет  только  так… И  никогда – иначе,
 Когда  под  листопад  не  осень горько  плачет,
 А  небеса  дождям  дают  приют  земной,
 Чтоб  охры  звукоряд  отправить  на  покой.

 И  из туманов  зим – туманы  сновидений –
 Не  облаком  пустым, а  грёзами  без  тени
 Наполнят  поутру  закатный  твой  рассвет,
 Которого  (зачем?)  красивей  в жизни  нет.

 Фонарь  разбудит  ночь  на  улице  с  аптекой…
 Тебе  сейчас  невмочь  сомкнуть  от  света  веки…
 Надеждой   на  твои  дохнуло  паруса…
 И  сердце  слышит  такт… И  катится  слеза…      17.04.2011


 ОКТАВА (от итал. - восемь)
 =============================
 — строфа из восьми стихов итальянского происхождения. Традиционный стихотворный размер русской октавы - 5-ти стопный или 6-ти стопный ямб, мужская и женская рифма обычно чередуются. В отечественную литературу октаву ввел В.А. Жуковский, вслед за которым многие поэты стали пользоваться этой формой строфы. Существуют две традиции русской октавы: лирическая и лирико-сатирическая. Лирическая октава:


 Ольга  Мищенкова
 ======================

 Весенние ручьи,  подснежников  смятенье
 Оставят  в  сердце  дрожь  восторгом  ясных  дней,
 Из  снов   к  тебе придёт  под  утро   вдохновенье  -
 Ты  различишь  его  средь  искуса  теней,
 Настроив   бег  строки  под  тихий  плеск  теченья,
 Чтоб  Словом  улететь  к  безумию  страстей…
 Октавами  сердец  перепроверишь  душу,
 И  будешь  сладко  спать,  и  голос  Неба  слушать.               17.04.2011

 Александр Архангельский
 ===========================

 Октавами сердец перепроверишь душу,
 Стараясь излечить от мелочных потерь.
 Зачем  сегодня  тьма    рассветы  наши  душит?
 Наветам злой молвы не верь, мой друг, не верь.
 Накатит океан на узкий берег суши –
 Песчаным берегам не избежать потерь.
 Но мы с тобой сильны, как сжатые ладони.
 Что ропот и навет? Попробуют пусть тронут!                17.04.2011


 ***

 Онегинская строфа, строфа из 14 стихов с рифмовкой АвАвССddEffEgg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские). Ритмически и интонационно распадается на 3 четверостишия (с перекрёстной, парной и охватной рифмовкой) и заключительное двустишие. Композиционно тяготеет к определённому построению: 1-е четверостишие даёт тему строфы, 2-е — развитие, 3-е — кульминацию, двустишие — афористическую концовку. Это сложное строение делает О. с. как бы стихотворением в стихотворении; поэтому О. с. применяется почти исключительно в больших жанрах с обилием лирических отступлений. О. с. была создана А. С. Пушкиным для романа "Евгений Онегин" и затем употреблялась неоднократно в русской поэзии ("Казначейша" М. Ю. Лермонтова и др.), но всякий раз — с ассоциациями, рассчитанными на пушкинскую поэтическую традицию.


 Александр  Архангельский
 ------------------------------------

 1.

 Пришла любовь ко мне нежданно –
 И завертелась круговерть…
 О, как мила ты и желанна!..
 А раньше где была, ответь?..
 Строка легка и невесома…
 Разлита сладкая истома,
 И не исчерпан слов запас –
 И в каждом слове – всё про нас -
 Про наши встречи и разлуки,
 Про боль и радость – пополам.
 Испить так хочется губам
 Горчайший  яд сладчайшей муки!
 О дне грядущем нет забот.
 И каждый день, как жизни год.

 2.

 Не замечаем дат теченье:
 Мелькают дни в календаре,
 Но лишь сильнее душ влеченье…
 Опять по утренней заре
 Нам с петухами просыпаться –
 К несчастью, снова расставаться
 И окунаться в круг забот –
 День изо дня, из года год…
 Такой ли участи достойны
 Мы, что любили, как во сне
 И поклонялись той весне,
 Где мир, и где не место войнам?
 Мы не хотим терять ту нить,
 Что нас смогла соединить.

 3.

 Иной эпохи нынче время…
 Опять за окнами апрель…
 Копыта – в звон и ноги -  в стремя,
 И соловья нещадно трель
 Разбередила ненароком.
 И снова чувства бьют потоком,
 И снова кровь бурлит рекой,
 Строка несётся за строкой…
 Любовь опять ко мне вернулась
 В обличьи новом – новым сном.
 А я мечтаю об одном -
 Чтоб на полшаге не споткнулась.
 И я –  опять  пружины сталь.
 А чувство хрупко, как хрусталь…      

 4. 

 Наполнен день опять до края,
 Сияет солнце в вышине,
 Поют пичуги, не смолкая –
 Всё о весне, всё  о  весне…
 О, как прекрасно жить на свете!
 И, поутру тебя приветив,
 Растаять в нежности твоей –
 И с уст течёт, течёт елей…
 Сегодня –  жизнь моя и счастье,
 Не место сумраку и тьме.
 Они остались в той зиме,
 Где было сплошь одно ненастье.
 Любовь, воспетая с лихвой,
 Поёт  Онегинской строфой.

 Ольга  Мищенкова
 ======================

 1.

 Строфы  Онегинской  звучанье
 Хотелось  отыграть  пассаж,
 Испробовав  строки  касаньем
 То,  что  дарует  сердца  блажь,
 Которой  нет   на  свете  слаще,
 Не  затерявшись  в  райских  чащах.
 Которой  свет  манит  в  веках,
 Звуча  в  прославленных  стихах,
 Нам  выпал  этот  миг  с  тобой –
 Кто  так  решил  за  нас – не  знаем,
 Но  Книгу  Перемен  слагаем
 Под  обезглавленной  луной
 И  пьём её дыханья  свет,
 И  пишем  звёздных  зим  сонет.


 2.

 Когда  звучит    минором  кода,
 То  плачем  полнятся  снега,
 Переиграв  акценты  года,
 Перенастроив  жизни  такт.
 Вчерашний  день,  не  знавший  правил,
 Историю  строкой  подправил,
 Продирижировав  рассвет
 Вперёд  на  сотни  тысяч  лет.
 Скажи,  мой  властелин  всевластный,
 Горчит  ли  наш  «Осенний  сон»?
 Не Вальсом   был  ли  пробуждён
 Тот  зимний  обморок  от  счастья,
 А  жемчугом  в  оправе   грёз
 Стекали  слёзы  в море  слёз.


 3.

 Весне  не  ведомы  страданья
 Осенних  проливных  дождей,
 Когда  в  режиме  ожиданья
 Застыли  дни  в  потоке  дней…
 Сегодня  листопадов притчи
 (Безумством боли  и  величья
 Тоской  оставленный  порок)
 Перешагнув  зимы  порог,

 Звучат иначе,  чем  всегда
 Не  потому,  что  карта  бита,
 А   потому,  что  позабыта
 Осенних  ливней  череда
 И  листьев  золотистых  вязь
 Вивальди - звуком  ранит  глаз.

 4.

 Ты  помнишь  ли  наш  первый  вечер
 И  крымский  роз  восторг  морской,
 Когда  волна  то  в    «чёт»,   то  в  «нЕчет»
 Бросала  нА  берег  прибой…
 Когда  ты  полутонил    нежность
 И  контрабасил  побережье, –
 Строкой   звучала   боль  греха –
 Из  низких  нот  мотив  стиха…
 А  саксофон  минутный   слог
 Усиливал  тоской  Прелюда…
 Тогда  не  знали  мы, откуда
 Сонет,  пройдя  века  дорог,
 Отыщет    слог   среди  печалей,
 Преодолев  даль  болью  далей.                16.04.2011


 Рондель
 =============

    Рондель (фр. rondel) — стихотворение (твёрдая форма), состоящее из 13 стихов, в трёх строфах. В наиболее строгом виде представляет собой два катрена и заключительное пятистишие, написанные таким образом, что первые два стиха повторяются в седьмом и восьмом, а самый первый, сверх того, ещё и в качестве заключительного (тринадцатого). Рифменная схема, таким образом: АВbа аbАВ аbbаА (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).

 Рондель возник в средневековой французской поэзии, где писался преимущественно восьмисложником; у истоков формы стоял, по-видимому, Эсташ Дешан. Знаменитые рондели принадлежат Карлу Орлеанскому, а в новейшее время Стефану Малларме.

 На русскую почву рондель был перенесён в начале XX века такими авторами, как Игорь Северянин и Софья Парнок. При этом в ряде случаев озаглавленные таким образом стихотворения собственно ронделями не являлись (в частности, «Кавказская рондель» Северянина представляет собой не полностью выдержанный в формальном отношении триолет). Сходные процессы происходили и в других европейских литературах (в частности, не вполне отвечают классическому пониманию ронделя озаглавленные таким образом стихотворения Георга Тракля, Алджернона Чарльза Суинберна и др.). Традиция ронделя существует также в чешской (Ярослав Врхлицкий, Витезслав Незвал, Ярослав Сейферт), украинской (Павло Тычина, Николай Боровко) и других поэзиях.

 В новейшее время рондель изредка встречается в творчестве поэтов, склонных к стилизации и формальной игре, — в частности, у Александра Кондратова.


 1. Ольга  Мищенкова
 ========================

 Мне  надоел  вчерашний  день
 С  его  дождями  вековыми
 И  снегопадами  шальными,
 Когда  проснуться  утром  лень…

 Не  укрывает   мрака  тень
 И  ветры  не  поют  степные,
 Мне  надоел  вчерашний  день –
 Он   помнит  страсти  вековые –

 Давно  над  ним  звучала  трель,
 Теперь  поют псалмы  другие
 И листья  свежие,  резные
 Под  вёсны  пьют  иную  трель…
 Мне  надоел  вчерашний  день…             13.04.2011


 2 . Александр Архангельский
 ====================================

 Теперь поют псалмы другие,
 Другие песни тешат слух.
 Не тополиный носят пух
 Ветра над городом – шальные.

 И облака плывут иные,
 Иными стали лес и луг.
 Теперь поют псалмы другие,
 И соловьи не тешат слух.

 Шумят деревья вековые.
 Привычно землю пашет плуг.
 Вчерашний мой прошёл недуг –
 мир вижу, будто бы впервые -
 И пусть поют псалмы другие!


 РО'НДО [ит. rondo] и РОНДО' [фр. rondeau], нескл., ср.
 1. (рондо;). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.).

 Ольга  Мищенкова
 ====================

 Зачем  нам  день? Не  солнечным  сияньем,
 Когда  восторг  небес – к нам    покаяньем
 Водой  пречистой льёт  благую  весть,
 И  мы  с  тобой в  тех  капля  солнца  есть,
 Узнавшие  восторженность  признанья.

 Нам лабиринт из  строк – как  храм  свиданья,
 В  котором  не  в   почёте  зависть – лесть…
 Мы  спросим  Утро,  посчитав  за  честь:
 «Зачем  нам  день?»

 Он  нам не нужен  нотой  расставанья!
 Пусть  прозвучит  нам  Моцарт  в  оправданье
 Изгнав  из  Рондо  чьих-то  звуков  месть,
 Которая  души  усталой –   крест,
 Для  нас  же – новых строчек  ожиданье…
 Зачем  нам  день?..                16.04.2011


 Александр  Архангельский 
 =============================

 О, мой суровый критик, нечитатель -
 В моих стихах изъянов изыскатель -
 Неласков ты порой, несправедлив.
 Напрасно мается, души порыв излив,
 Навязчивый какой-то там мечтатель.

 В душе его живёт чуднОй старатель –
 Ему бы отыскать простой мотив…
 Услышь его ты, воле супротив,
 О, мой суровый критик!..

 Стихи поэта, кажется, в печати.
 И различишь там – кстати иль не кстати –
 Себя – ты там весьма велеречив.
 Застынешь, в изумленьи, рот раскрыв:
 Разделал «под орех» тебя писатель,
 О, мой суровый критик…

 Сонет
 =============

 (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка), твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах — 2 или 3. Наиболее обычны 2 типа расположения рифм:

 1) "итальянский" — катрены по схеме abab abab  или  abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cdс;

 Александр  Архангельский
 ==============================

 Людей в свой мир впускаю осторожно –
 Боюсь их мести, зла и взглядов вкось.
 Найти друзей, пожалуй, очень сложно.
 Не повезло, увы, не удалось.

 Не знаю, понимал ли дружбу ложно,
 Но так уж между нами повелось:
 Мы вместе – всё, казалось, сдюжить можно.
 Оказывалось, были-то поврозь!

 Не разобраться в этом нам вопросе.
 Толкует каждый, кто во что горазд.
 Твердят: мол, равнодушных больше бойся.

 Вражда и дружба – так – пустой  баласт.
 И не убьёт вас враг, не враг что вовсе.
 И друг, что и не друг вам, не предаст.                (2010)

 2.

 Я философским взглядом вижу мир, -
 Сойдёшь с ума иначе ведь, ей-Богу!
 Толпою сотворён  сейчас  кумир,
 А там –  глядишь –  и место некрологу.

 Зачитанная книжица до дыр –
 (Фортуна  впрямь  писателю в подмогу?..)
 Когда-то  будет  кончен  званый   пир,
 Незримо   приближая  к  эпилогу.

 И ценят нас (увы…) не по делам,
 Мы чаще  пьём  из омута  презренья,
 А крохи счастья  делим пополам.

 И вороньё над нами – вьёт  не  тенью,
 И не хватает истины словам…
 О  Господи,  даруй  векам  прозренье…                (2010)

 Ольга  Мищенкова
 ===========================

 1.

 И снова ночь остудит полдня зной,
 И  серебра  добавит  травам  лунность…
 И где-то, в спелом поле, за  мечтой,
 Исчезнет до рассвета изумрудность.

 Ромашек  желтоглазая  уютность,
 Желая до утра  испить  покой,
 Не потревожит  тишиной  безумность,
 Чтоб не нарушить камерности строй.

 Я приглушаю лиры голос томный
 И,  отразившись  в отзвуках  теней,
 Читаю  образ,  прежних красок полный.

 На берег катят песнь стихии волны,
 Наполненные музыкой твоей,
 Песку даруя откровенность   формы.       01.01.2011

 2.

 Два  месяца  сейчас    слагают  Песнь –
 Октябрь кленовый  с  майским эхом  вёсен…
 Давай  у  них  мы   звук  стихам   испросим…
 Пусть    прозвучит  извечное   «Азъ есмь!»
 И  снегом  февраля  растает  лесть,
 И  новым  зазвучит  июнь  вопросом
 А мы  войдём  в  оранжевую  осень
 С  тем,  чем  богаты  и  какие  есть.
 Два  месяца – порывом  откровенья –
 Не  застят  светом  вечности   простор,
 Который  постигаем  сотвореньем,
 Ведя  с  луною  звёздный   разговор
 И отдаём  на  откуп  вдохновенью
 Кленовых  листьев  кружевной  убор.                17.04.2011

 2) "французский" — abba abba и ccd eed или ccd ede.

 Александр  Архангельский
 ==========================

 …и лишь одной поэзии служить.
 И быть влюблённым в Музу без предела.
 И за перо хвататься то и дело.
 И душу на бумаги лист излить.

 Бездельником, повесой, мотом слыть.
 И нежиться с красоткою в постели.
 Быть поясной мишенью на дуэли.
 Измены чашу горькую испить.

 И, ощущая бренность бытия,
 Души порывов вовсе не тая,
 Слов сдвинуть пласт усилием натужным.

 Оставив за собою яркий след,
 Покинуть сей постылый «высший» свет,
 Где лишним был и никому не нужным… 


 Ольга  Мищенкова
 ====================

 Хочу  к  тебе  врываться  сквозняком,
 Безудержностью  снегопадных  вёсен,
 Забыв  всю  в  рыжих откровеньях  осень,
 Чтоб  отложить  печали на  потом.

 И  хочется   поведать  о  былом,
 И в  Магистрал  строфу   причастьем   бросить,
 Испив  судьбою  на  рассвете  росы,
 Взмахнуть  стиха  архангельским  крылом.

 И,  дав  дождю  изведать  вкус  земли,
 Переписать  всё  то,  что  не  смогли
 Когда-то  уместить  в  сонета  форму…

 Сегодня  мы  слагаем  пастораль
 И  прячем  в  красках  естества  мораль,
 Когда  хотят  напомнить  нам  про  норму.            17.04.2011

 Стих С. — 11-сложник в итальянской и испанской поэзии, 12-сложник — во французской, 5-стопный ямб в английской, 5- и 6-стопный ямб — в немецкой и русской поэзии. От классической схемы возможны разнообразные отклонения: изменение порядка рифм (abab baab, "Поэту" А. С. Пушкина), введение лишних рифм (abba cddc и т.п.), введение лишних строк (С. с кодой и т.п.), вольный порядок катренов и терцетов, использование нетрадиционных размеров и т.д. Из таких "вольных форм" канонизирован до некоторой степени лишь

 "английский С." шекспировского типа (abab cdcd efef gg).


 Ольга  Мищенкова
 ======================

 Вдыхает  воздух  из  январской  стужи,
 Зелёным  листьям  белый снег  приснился…
 А  ты  сегодня  не  зимой  разбужен,
 Твою  слезу  заметили  ресницы…

 А  за  окном – из  серого   муара
 На  соснах  отдыхают  палантины…
 И  полдень  серый   будет  длинным, длинным…
 И  света  в  сердце  станет  мало, мало…

 Но  в  воздухе  уже  запахло  вешним…
 И  вкус  тепла – в раскрытое  окошко…
 Цветеньем  переполнится  черешни…
 Кристаллик  снега  на  твоей  ладошке…

 Случится   чудо  (может  быть!)  когда-то –
 И вечер  смолкнет   ароматом мяты.   29.01.2011

 Александр  Архангельский
 ==========================

 На нужную волну никак не выйти -
 Диапазон коротких волн шалит.
 Свалить ту стену не хватает прыти -
 Помехи кто-то ставить норовит.

 Друг другу много мы не досказали –
 Коротким больно был диапазон.
 Окутал он не радостью – печалью
 И явь дневную и полночный сон

 Надежды на удачу не теряю.
 Назло пробьюсь сквозь частокол помех.
 И я волну на длинную сменяю -
 ведь связь продлить с любимою не грех.

 Сигналю «SOS» я точками-тире:
 пропасть не дайте в радиоигре!

 ***

    Чёткое внутреннее членение С. позволяет подчеркнуть диалектическое развитие темы: уже ранние теоретики предусматривали "правила" не только для формы, но и для содержания С. (паузы, точки на границах строф; ни одно значащее слово не повторяется; последнее слово — смысловой ключ всего стихотворения и пр.); в новое время развёртывание темы по 4 строфам С. не раз осмыслялось как последовательность "тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез", "завязка — развитие — кульминация — развязка" и т.п.


 Терцины (итал. terzina, от terza rima — третья рифма), форма цепных строф: ряд 3-стиший, связанных рифмовкой по схеме aba, bcb, cdc, ded... yzy z. Таким образом, Т. дают непрерывную рифменную цепь произвольной длины, удобную для произведений крупных форм. Т. появились в итальянской поэзии 13 в., были канонизированы в "Божественной комедии" Данте, вызвали подражания почти во всех европейских литературах (особенно у немецких романтиков и русских символистов), позднейшее употребление их нигде не вышло за пределы экспериментов и стилизаций.



 1. Александр Архангельский
 ================================

 Себя переливаешь в бесконечность,
 звеня струной надсадно в тишине.
 Когда в небытие уйду я, в вечность,

 Вы вспоминайте всё же обо мне.
 Живём мы, к сожалению, так мало.
 (толь наяву, а, может, и во сне?)

 А жизнь, что так и эдак нас ломала,
 весне скорее бешеной сродни.
 И нас она однажды повенчала.

 В ту пору жили, не считая дни.
 И март был весь промытый, как стекло.
 Апрель - он нас навек соединил.

 И май, в котором крупно повезло,
 ведь жизнь была в нём новая зачата -
 стихиям вопреки, всему назло!

 …Что в прошлом всё, мы оба виноваты...


 2. Ольга  Мищенкова
 ==========================

 …Что в прошлом всё, мы оба виноваты,
 Когда  слагали  Песнь  наедине,
 Не  ожидая  за  рефрен  расплаты.

 Давай  не  вспоминать  небытие,
 Еще  испить  успеем  бесконечность,
 Когда  погаснут  звуки  на  струне,

 Мы  потеряем  навсегда  беспечность
 И  суету  передадим  в  архив,
 Упрятав  далеко  души  сердечность

 Там, где навеки  голос  жизни  тих,
 Пускай  хранится  отглагольной  тенью,
 Однажды  промелькнувшей  тайной  в  стих,

 Чтоб  там  на  строчках  говорить  с  сиренью,
 К  полудню  разморившись  возле  роз,
 Проспать  часок-другой,  укрывшись  ленью,

 И  видеть  в  полусне  рассвет  из  рос,
 Что  жемчугами  по  траве  скатилась
 И  воплотилась  в  Песнь  безумством  грёз…

 Скажи,  мой  Друг,  нам  это  только  снилось?
 Ты  не  придумал  эту  пастораль,
 В  которой  дольше  века  счастье  длилось?

 Я  не  поверю,  что  весны  не  жаль…


 3. Александр  Архангельский
 =================================

 Я не поверю, что весны не жаль,
 что просто так мы отдали апрели,
 и  марту  снова    предпочли   февраль,
 И  отдали  морозам  акварели…               
 Не соглашусь уйти в разгул зимы,
 чтоб окунуться вновь в её метели.

 Устали мы от снежной кутерьмы…
 Капель звенит весны победным маршем,
 А мы как будто вышли  из  войны,               

 оттаяли на солнце, будто пашня,
 и радуемся пению ручья,
 что снегом прошлогодним  стаял  в  чаще…

 Чуть  подожди, и трели соловья
 нам не дадут уснуть под  «ДО» рассвета,
 И в шёпоте: «Конечно же, твоя…» -

 Расслышу Песнь Любви, Тебя и Лета.

 4. Ольга  Мищенкова
 ==========================

 Расслышу  Песнь  Любви,  Тебя  и  Лета,
 Когда  забуду  осени  рапсод
 И  холод  строк  уставшего  поэта…

 Ты  мне  предложишь  нашей  песни  код,
 И мы  уйдём,   минор  не  забывая,
 Тональности  не  нарушая  ход,

 Встречать  рассвет  с солнцезвучаньем  мая,
 «И  перечтем  «Женитьбу  Фигаро»,
 Андрея  в  этой  роли  вспоминая,

 Никто  не  скажет,  что  старым-старо
 То,  что  поставил  на  Сатире  Плучек…
 Ты  мне  подаришь,  кистью  Писсаро,

 Упавший  на  палитру  света  лучик –
 Почтовый дилижанс в Лувесьене*
 Обгонит  прошлого  седые   тучи,

 И  лёгким ветром  принесёт  ко  мне
 Твоё  тепло,  и  аромат сонета,
 И  строчку  Блока  с «истиной  в вине»…

 Мы  разве  будем  вспоминать  об  этом,
 Когда  неоном  звёзд  раскинет  ночь
 Над мирозданьем полог  нерассветный,

 Изгнав  из  лабиринта  тени  прочь?
 И  свечи  не  задует  ветер властный,
 Который  мы  не  сможем  превозмочь

 И…отдадим  ему  наш  голос  страстный…

 5. Александр Архангельский
 ===============================

 И… отдадим ему наш голос страстный –
 И пусть ветрило дует в февралях,
 И кружит канитель  пургой  ненастной,

 Живое раздувая в пух и прах
 Над белой  замороженной  планетой…
 Нам  выпал  март  во всех  календарях –

 (не позабыть  бы  до  зимы об этом)
 Покуда живы, ты со мной побудь –
 Романсом, слогом, лунностью,  рассветом

 К  тебе  я  снова  пролагаю  путь,
 И давит  строк  посеребрённый ком,
 В  котором  ты  упрятывала  «Будь!»

 И пусть расскажет твой любимый гном,
 Что у поэта «без тебя метели»,
 И как приветен твой уютный дом,

 И про тепло поведает постели…


 6. Ольга  Мищенкова
 =========================

 И про тепло поведает постели
 Вчерашнего вишнёвая метель…
 Мы позабыть весну не захотели,

 Нам снова Песню возвратит апрель,
 Когда сойдут снега седой лавиной,
 Когда в полях прольётся птичья трель,

 А мы, лучами тёплыми гонимы,
 Взойдём рассветным всполохом однажды,
 Оставив где-то за спиной все зимы,

 И все метели, вьюги, непогоды,
 И дождь простывший, и седое утро,
 И в инее промёрзшие восходы…

 Мы вновь родимся (веришь ли?) как будто
 И утолим души одной печали…
 И ты опять поступишь очень мудро

 (я так смогла бы поступить едва ли…) –
 Чуть оттенишь привычную минорность,
 Взяв изумрудность сероглазой ели…

 Оптическим обманом иллюзорность
 Перед тобой снимает шляпу с тени
 И отступает ложная условность,

 И радует пленительность смятенья,
 Когда – как в первый раз – ты видишь небо,
 И можешь плакать от строки волненья…

 А миг назад – как будто бы и не был…
 А час назад – и в мыслях не рождался…
 А год назад – не замышлялась небыль

 И ты над этим от души смеялся,
 А нынче слёз боишься откровенных…


 7. Александр Архангельский
 =============================

 «А нынче слёз боишься откровенных»*,
 Когда ты от души смеялся раньше.
 Но чувства наши, к счастью, неизменны.

 А после ссоры - поцелуи слаще,
 Не понаслышке – так бывает – знаю,
 Но возникают разногласья чаще…

 …А отчужденье льдинкою растает
 И по стеклу стечёт куда-то струйкой…
 Читаешь ты стихи, не умолкая.

 Но их на слух попробуй, осязуй-ка!..
 И бьётся в ритм: «За что ты мне такая?..»
 Ох, затянулась, всё-таки, разлука!..

 Я Вас пишу, желаньям потакая…

 8.  Ольга  Мищенкова
 ========================

 Я Вас  пишу,  желаньям  потакая,
 Я  Вас  у  облаков   сворую  утром,
 Когда  приду  из  полночи,  босая,

 Не  в  изумрудах – в  шали  с  перламутром…
 И гребень  брошу  где-то  в  зазеркалье,
 И  затоскую  по  зиме  как  будто,

 А  ночь  звездою  заблестит  в  бокале,
 А  ты погасишь  сумрак  добрым   словом,
 И  упадёт  с  души   ненужным   камнем

 Всё то, что  много  дней  питало  соло,
 В  котором  тень  таилась   ежедневно,
 Не  замечая  слов  моих  сурово…

 Ты  акварелью  скажешь  нежно-нежно
 Про  то,  что  мы  с  тобой  забыть  хотели…
 В  твоём  саду вчера  расцвёл  подснежник…

 В  моём  саду сейчас  цветут метели…

 9. Александр Архангельский
 =============================

 В моём саду опять цветут метели,
 В садах  у нас так  радужно – бело, -
 В душе не вьюжить снежной карусели!

 Что мучило, от сердца отлегло.
 Что  отболело, то    уже  не важно.
 И ты приходишь,  языкам  назло –

 Переступаешь мой  порог отважно
 (нельзя украсть, по праву что твоё)…
 Мы утолим отчаянную жажду!

 Пусть каркает молва, как вороньё,
 Нам  даже  дня  не  выжить  друг без друга.
 А кто иначе думает – враньё.

 Лекарство от душевного недуга –
 С  нежданной  музой страстный  диалог…
 Не зимняя уже к финалу фуга –

 Весны всеутверждающий пролог!

 10. Ольга  Мищенкова
 ==========================

 Весны всеутверждающий  пролог,
 Который  не  смогли затмить финалом,
 Еще  недавно  так  неволить  мог…

 Позавчера,  листая   мелодраму,
 Никто   не  думал  про  сюжет  всерьёз,
 Когда  небрежностью  минорил  гамму,

 И  верил  честно,  что  весна – курьёз –
 Случайно  просто  вышла  на  дорогу,
 Чтоб  подразнить  капелями   мороз…

 Не  захотелось  верить  эпилогу
 И  вздумалось  перекроить  рассказ,
 Отдав  его  героев  воле Бога…

 Сонет  сонету  молвил  пару  фраз,
 Зажглись  глаза,  и  заалели  губы,
 И  плыл  не  лунным   откровеньем  джаз,

 О  будущем  отгоревали    трубы,
 А  мы  брели  по  листьям тополей,
 И  ты  уже  не  притворялся  мудрым,

 И  пил  восторг  закатом  жгучих  дней,
 И  нежность  прятал  на  моей  ладони,
 Не  изгоняя  из  души  страстей…

 Февраль опять  тепло  апреля вспомнил…


 11.Александр Архангельский
 ===========================

 «Февраль опять тепло апреля вспомнил»*
 И наизнанку вывернулся весь –
 Январские упрятав снегом корни.

 Ушла в песок высокомерья спесь…
 Его душа уже цветёт пролеской*
 И жадно пьёт из кобальта небес.

 …а мы с тобой в гостях у перелеска
 Вдыхаем листьев пряный аромат,
 не сдерживая откровений всплеска…

 Я нашему созвучью страшно рад -
 Не календарь уже диктует время
 И разрушает монолит преград…

 Навалится забот весенних бремя
 Но в днях апрельских будешь рядом ты,
 желанный лейтмотив в сердечной теме,

 Пришедший новолуньем из мечты…

 * Пролеска - голубой подснежник

 12. Ольга  Мищенкова
 ========================

 Пришедший  новолуньем  из  мечты
 Был, словно  Бог,  красив  талантом  мысли
 И  бросил  солнца луч  из  темноты,

 И  на   лучах  души  тотчас  повисли
 Сонетом  новым   сны  его   мелодий,
 Чтобы звучать  вовеки,  ныне,  присно

 В  осенних  листьях,  на  снегах   рапсодий,
 И  отражаться  в  горных  водопадах,
 И  радугой  гореть  на  непогоде…

 Исчезли  тени  прошлого  разлада,
 И  ветер  пел  романсы  на  закате
 И  золотил  слегка  цветенье  сада,

 И  облака  тянулись    мягкой  ватой,
 А  мы  тонули  в  облаках  пушистых,
 Остановив  движенье  в  циферблате

 И  плыли  в  вечность  без  ветрил  и  мысли…

 13. Александр Архангельский
 ==============================

 И плыли в вечность - без ветрил и мысли
 два одиночества – сквозь полночь и распад…
 Но… Если ты к Поэзии причислен -

 Подвержен перегрузкам многократ:
 Чуть что не так – разорвана аотра –
 Залито кровью страсти всё подряд.

 …Ни бога не боимся мы, ни чёрта!..
 И планка нами новая взята –
 Грань меж добром и злом в той Песне стёрта

 И  пройдена  запретов  в  ней  черта -
 В два голоса ведём Венок сонетов
 О том, что  междометья – суета.

 И ровный строй катренов и терцетов
 Выстраиваем, будто на плацу:
 Петь о Любви – призвание Поэта,

 (А нам ведь это звание к лицу!)
 Веленью Свыше будто бы в угоду,
 Грядущего   внимаем  со-Творцу –

 И наш второй Венок ведём на коду!

 13. Ольга  Мищенкова
 ========================

 И  наш  второй  Венок   ведём  на  коду,
 Из  бытия выводим  Триолет,
 Терциной  перелистывая  годы,

 Из  нашей встречи  сотворив  Сонет,
 Которого  пречиста  Увертюра –
 Для  коды –   послевкусием – ответ

 Ты  пишешь…Снов  иных  колоратура –
 Подснежниковым  ликом – тишине –
 Как  тихий  голос  в  жизни  партитуры,

 Как  тень  вчерашних  грёз  в  больном  огне –
 Воспоминаньем  тлевшего  Рапсода,
 Пришедшего  из  февраля  к   весне,

 Звучавшего   отвергнутым  аккордом,
 Рождённого  Мелодией  твоей,
 В  которой  бьётся  нерв трезвучий  гордых –

 Отживших  тем  полУночных  сильней…

 14. Александр Архангельский
 =============================

 «Отживших тем полуночных сильней»*
 Желанье петь и жить на полном вдохе.
 Хоть власть сильна у призрачных теней,

 Им не суметь поймать нас на подвохе.
 Живём мы, всем доступные ветрам.
 И не понять какому-то пройдохе,

 Какая власть принадлежит словам!..
 Поэзия – ну чем не «лунный камень»?
 Воздаст Всевышний всем нам по делам.

 …Касался Слова чистыми руками,
 Не помышлял о славе наперёд,
 И почести воздал Прекрасной Даме, -

 К тому признанье всё-таки придёт!..
 Пиши о том, что солнце светит ярко
 И что в душе уже растаял лёд -

 Твои слова – мне лучший из подарков!

 15. Ольга  Мищенкова
 =======================

 Твои  слова – мне лучший  из  подарков –
 Любимый  мой,  (тебя  строкой  касаюсь!) –
 Сонетов  Триумфальнейшая  арка –

 Люблю  тебя,  и  в  этом  не  раскаюсь,
 И  ни за  что  не  брошу  посох  странный,
 И  даже  ветру  в  счастье  не  признаюсь,
 Что  ты и  есть – единственно-желанный…
 Твоих  гармоний  кружевом  укроюсь,
 Украв  у  утра  аромат  туманный,

 Я  на  заре  твоим  Стихом   умоюсь,
 Чтобы,  как  в  зеркале,  увидев  отраженье,
 Не  перестать  пленяться  тишиною,

 Не  испугаться  выдуманной  тени,
 И захотеть  почувствовать  безмолвье,
 Летящим  мне  из   облака  сирени,

 Которое  коснётся  изголовья
 И  возле  сердца  полутоном  ляжет
 Далёким  слогом  из  средневековья,

 Чтобы  изгнать  души  былую  тяжесть…


 16.  Александр Архангельский
 ===============================


 Чтобы изгнать души былую тяжесть,
 как демона, лупя его кнутом,
 Любовь дорогу к Раю пусть укажет.

 Случится диво дивное потом –
 мозаикою сложится картинка,
 предстанет живописным полотном.

 И будет – к половинке половинка –
 плестись венок сонетный в тишине.
 Разбита надоевшая пластинка.

 И, вновь плывя на трепетной волне,
 ничуть о дне минувшем не раскаюсь.
 И пусть звучит мелодия во мне.

 Рождённый в мае, вовсе я не маюсь.
 Открылась жизни новой сторона.
 И не строкою к вам я прикасаюсь –

 сонетом, в коем жизнь заключена!


 17. Ольга  Мищенкова
 ======================

 Сонетом, в коем жизнь заключена,
 Мы  открываем  новое  звучанье,
 В  котором  сердцем  мысль  пригвождена,

 Рождённая  из  самовозгоранья…
 Полуночи  даруя  наш  букет
 Изысканностью  нежного  признанья -

 Мы  растревожим  пасмурный  рассвет,
 Покончить  чтобы  с  грозами  степными
 И, растворившись  в  «ДА»,  не  вспомнить «НЕТ»,

 И, вёснами  воскреснув  озорными,
 Забыв  навеки  про  минорный  лад,
 Писать  пастели  строчками  цветными

 И, взбудоражив  чувством  звукоряд,
 Прийти  во  снах  Мелодией   друг к другу,
 Отдав (до  ноты!)  то,  чем  стал богат,

 Остановив  любовью  злую вьюгу…

 18.  Александр Архангельский
 =================================

 «Остановив любовью злую вьюгу»*,
 Воскреснуть, воспарить бы к небесам,
 Утешить словом милую подругу.

 Прекрасней Слова нету – знаю сам.
 Оно убьёт иль возродит из пепла
 И сотворит такие чудеса!..

 Мои слова – хоть малая, но лепта,
 Чтоб навести грядущего мосты,
 И чтоб любовь случайно не ослепла.

 Строками прикасаясь, я и ты
 Переплетём в сонете многострочье,
 В одно смешаем грёзы и мечты!

 …В финале действа счастье напророчьте -
 Как не хватает нам его всегда!..
 Пожалуйста, того лишь не сурочьте,

 Что в памяти несём мы сквозь года…

 19. Ольга  Мищенкова
 =======================

 Что  в  памяти  несём  мы  сквозь  года,
 То  нам    с  тобой  теперь  всего  дороже…
 И  пусть  ослепнут  наши  города,

 Когда   цветет  терциной  страсти   ложе,
 Перед  которым  меркнет  свет  небес,
 И  звёзды  наблюдают  осторожно,

 Как  мы  бредём  по  полю   из  чудес,
 Рождённые  из  откровений коды,
 Которой  магистрал  во  тьме  исчез

 За  поворотом  прошлой  непогоды,
 На  перекрестках  старых  миражей,
 Под  листопад-готические  своды…

 Мелькают  краски  ярких  витражей,
 И  нашим  светом  кто-то  сон  листает...
 Совсем не  замечая рубежей,

 Куда  идем – мы, кажется, не  знаем…


 20. Александр Архангельский
 ==============================

 Куда идём – мы, кажется, не знаем -
 Нет вех на этом призрачном пути.
 Как «человек песчаный»*, мир  теряем

 В надежде иллюзорность обрести.
 Бессмысленность пустот воображенья…
 Доколе крест тяжелый  нам нести?

 Как можно  душу  уберечь от  тленья?
 Спасти  наш  мир  старается  Любовь -
 Я убедился в этом, – прочь сомненья!

 В  полутонах  мир  различаю  вновь,
 Из-под пера   рекой  текут  сонеты,
 Не нарушая  классики  основ,

 Перепевая старые  сюжеты,
 В  которых  строчек светел    небосклон…
 А  мы  слагаем  нашу  Песнь   о  том,

 Поэт  ли  тот,  который  не влюблён?..

 *А. Вознесенский

 21. Ольга  Мищенкова
 ========================

 Поэт  ли тот, который  не  влюблён?
 Зачем  сегодня  говорить об  этом,
 Когда  весь  мир  тобою  заслонён,

 Когда  строка  летит  к  тебе  приветом,
 Пересекая  безграничность  дней,
 Чтоб  от  тебя  ко  мне – душевным  светом –

 Не  иллюзорностью  придуманных  теней
 Сказать  о  том,  что  вдруг  случилось  с  нами,
 И  это  «вдруг» - всех  сил  земных  сильней,

 И  это  «вдруг» - сильнее  волн  цунами…
 Быть  может,  нас  накрыл  девятый вал
 И  бросил  в  бездну  там,  за  облаками,

 Чтобы вернуть  к  началу  всех  начал,
 И  не  болеть  печалью  сожаленья
 О  том,  что  поздно,  поздно  повстречал

 То,  что  всего  дороже  вдохновенья…


 22. Александр  Архангельский
 =================================

 То, что всего дороже  вдохновенья,
 Подвигло нас на  камерный венок
 И в творческом – как в чувственном - томленьи

 Свивали нить строфы  из  сотен  строк,
 И  ЯМБ  сначала  взяли  за  основу,
 В  котором  мысли  бился   кровоток.

 Мы  упивались  откровеньем  слова –
 И  ДАКТИЛЬ  во  втором торжествовал,
 Когда  мы  о  любви  запели  снова…

 Слог  слогу  на  строке  не  изменял,
 А  мы  в  многоголосии  сливались
 И  каждый  темп  другого  ощущал,

 Анапестом  излив  души  усталость
 И  выплеснув  эмоций светлых шквал,
 Двоих чтоб  чувство  в  нём перемешалось.

 Час  окончания  Венка   настал –
 Прими  его, любезный  наш Читатель,
 (возможно,  нас  ты  раньше не  встречал) –

 Владей  им,  путник – истины  искатель,
 Пусть  охраняет,  словно,  талисман –
 Мои  Романсы  с  Ольгой  пей,  мечтатель -

 Излечат  душу от  сердечных  ран.


 23. Ольга  Мищенкова
 ========================


 Излечат  душу от  сердечных  ран
 Нас  откровенья  наших  песнопений,
 В  которых  вряд ли  сыщется  изъян

 Неискренности  встреченных  видений
 Мы  перекрыли  кислород,  мой  Друг,
 Чтоб  не  укрыться  кружевом  затмений,

 Рождающих  под  сердцем злой  испуг,
 Который  изгонять  трудней  недуга…
 Мы  закружились  в  терции  не  вдруг,

 Нас  вновь  и  вновь  пытала  злая  вьюга,
 Лишая  нежности  мой  окрылённый   стих,
 Тебе  даруя  силу  силы  друга,

 И  голос  ожиданьем  не  утих,
 И  не  утратил  нот   священной  мессы,
 Которую  мы  пили  на  двоих,

 Переписав  конец   извечной  пьесы…   


 24.  Александр  Архангельский
 ==================================

 «Переписав конец известной пьесы»*,
 Мы  новой  строчкой  продолжаем  путь
 Не  потакая  чьим-то  интересам,

 Мы до конца дойдём не как-нибудь –
 Звеня струной, натянутой донельзя!
 Терцинным  ветром  заклинаю: «Будь!

 Еще  нас  держит откровений  бездна
 И, к счастью, только снится нам покой…
 Пока творить потребность не исчезла,

 И  я касаюсь  трепетной  душой
 Заветных чувств – бездонных, будто небо,
 Что распростёрлось  властной  синевой...

 В  них  быль  переплетается и небыль…
 Каденцию рождает  наша  нега
 И  нам  другой  мотив  сейчас  не  ведом –

 Лишь  тот  романс, что мы с тобой поём!» 


 25.  Ольга  Мищенкова
 ===========================

 Лишь  тот  романс,  что  мы  с  тобой  поём –
 В  два  голоса,  под  лунную терцину…
 Уже  давно  растаял  снежный  ком,

 И  небо  над  стихами  плещет  синью,
 И  птиц  весенних  из  окошка  гвалт –
 Такой  вселенской  искромётной  силы,

 Что навсегда  уносит  в  Лету март,
 Которым  мы  повенчаны  не  тайно…
 Не  гонит  нас,  безумствуя,  азарт,

 Друг    другом  мы  пленились  не  случайно…
 (Читатель  если  вдруг  бывает  зол –
 Лишь  потому,  что  мыслит  магистрально,

 Но  мы  пропустим гневный  тот  глагол,
 Возрадуясь тому,  что  сердце  живо,
 И  не  заметим  каверзы  укол…)

 Лишь  то  имеет  цену,  что  не  лживо.  25.02. - 30.02.2011

 ***

 Триолет (франц. triolet), твёрдая стихотворная форма: стихотворение в 8 строк с рифмовкой по схеме ABaA авАВ, где 1-й стих повторяется на 4-м и 7-м местах, а 2-й стих — на 8-м месте; художественный эффект Т., как и других подобных форм, в том, чтобы эти повторы казались естественно мотивированными. Т. появляется во французской поэзии 15 в.; вызывает подражания в европейских литературах (особенно в "лёгкой поэзии" 18 в.), оставаясь "салонной игрушкой". В России одни из первых Т. написаны Н. М. Карамзиным; в 1910-х гг. сборники Т. выпущены Ф. Сологубом и И. Рукавишниковым.

 Лента  Триолетов
 ====================

 1.

 Ольга  Мищенкова
 ---------------------

 Вчера  рассказывала  мгла  о  неизбежном…
 Сегодня  утром  повторилось  откровенье,
 В  котором  был  закат  забыто - нежным –
 Вчера  рассказывала  мгла  о  неизбежном…
 А  в  декабре  расцвел  судьбы  подснежник –
 Дарило  небо  нам  с  тобою  Сотворенье –
 Вчера  рассказывала  мгла  о  неизбежном –
 Сегодня  утром повторилось  откровенье.                20.04.2011

 Александр  Архангельский
 ------------------------------

 Сегодня утром повторилось откровенье
 в цветах весенних радугою вспыхнув.
 И снизошло как будто бы прозренье.
 Сегодня утром повторилось откровенье.
 Не исчезай, прошу, прекрасное мгновенье,
 Не растворяйся, образ милый, раз возникнув!
 Сегодня утром повторилось откровенье,
 В цветах весенних радугою вспыхнув.



 2.

 Ольга  Мищенкова
 --------------------

 В цветах весенних радугою вспыхнув,
 Стихи  твои  катились  с  гор  потоком…
 И птица  ночью,  о  прошедшем  вскрикнув,
 В цветах весенних радугою вспыхнув,
 Меня  зачем-то  полутьмой  окликнув,
 Вернуть  хотела  к  не  твоим  истокам,
 В цветах весенних радугою вспыхнув,
 Стихи  твои  катились  с  гор  потоком…

 Александр  Архангельский
 ----------------------------

 Стихи  твои катились с гор потоком,
 Смывая всё, неслись навстречу морю.
 И поражали  сердце, будто током.
 Стихи  твои катились с гор потоком.
 А мне была всего одна морока –
 Поддаться им, с течением не спорить.
 Стихи  твои катились с гор потоком,
 Смывая всё, неслись навстречу морю.


 3.

 Ольга  Мищенкова
 ------------------------

 Смывая всё, неслись навстречу морю,
 Волне  солёной  доверяли  сердце,
 Чтоб  слёзы  слёз –  не  солью  нам  на  горе
 Смывая всё, неслись навстречу морю,
 А  мы  тонули,  полутон  минорив,
 И  не  желали  пустяком  согреться,
 Смывая всё, неслись навстречу морю,
 Волне  солёной  доверяли  сердце…

 Александр  Архангельский
 -----------------------------

 Волне  солёной  доверяли  сердце…
 Она – не соль на раны – исцеленье.
 От ран сердечных никуда не деться.
 Волне солёной доверяли сердце,
 И стук его переливали в скерцо,
 В котором вместе радость и смятенье.
 Волне  солёной  доверяли  сердце.
 Она – не соль на раны – исцеленье.


 4.

 Ольга  Мищенкова
 ----------------------

 Она – не соль на раны – исцеленье…
 Она – в  награду – крыл  Его  размахом
 За  все  молчанья  сердцем –  прегрешенья –
 Она – не соль на раны – исцеленье…
 Она – единственная – Богом  оправданье –
 И  за  Неё -  в огонь,  на  казнь,  на  плаху!
 Она – не соль на раны – исцеленье…
 Любовь – награда – крыл  Его  размахом.

 Александр  Архангельский
 ---------------------------

 Любовь – награда – крыл  Его  размахом –
 Всё унесла – беду, былую смуту,
 И надо мной носилась сизой птахой
 Любовь – награда, крыл  Его  размахом…
 Вселяла мощь, лишала чувства страха,
 И исцеляла душу поминутно.
 Любовь-награда – крыл  Его  размахом
 Всё унесла – беду, былую смуту…

 5.

 Ольга  Мищенкова
 ---------------------

 Всё унесла – беду, былую смуту, 
 Сон  успокоив,  день теплом  наполнив…
 Любовь  с  тобой  нам  дарит  не  минуты…
 Всё унесла – беду, былую смуту…
 И  мы сегодня  родились  как  будто,
 Не  в  дождь  осенний  друг  о друге  вспомнив…
 Всё унесла – беду, былую смуту, 
 Сон  успокоив,  день теплом  наполнив…


 Александр  Архангельский
 ----------------------------

 Сон  успокоив,  день теплом  наполнив,
 Ты царствуешь на троне, будто светоч,
 Предназначенье Высшее напомнив.
 Сон успокоив, день теплом наполнив,
 Как голубка, пою тебя с ладони
 И приношу я верности обеты.
 Сон  успокоив,  день теплом  наполнив,
 Ты царствуешь на троне, будто светоч.            21.04.2011

 6.

 Ольга  Мищенкова
 ---------------------

 Ты царствуешь на троне,  - будто светоч,
 Тебя  кропит  лучами  поднебесья
 И  отдаёт  в  твои  владенья  Вечность
 Ты царствуешь на троне… Будто светоч
 Тебя  манит  стихами  бесконечность
 И  льётся  строк  твоих  живая  Песня
 Ты царствуешь на троне,  - будто светоч,
 Тебя  кропит  лучами  поднебесья…                21.04.2011

 Александр  Архангельский
 --------------------------

 Тебя кропит лучами поднебесье
 И мощно окрыляет страсть земная.
 А без тебя уже извёлся весь я.
 Тебя кропит лучами поднебесье
 И  льётся из груди победно песня -
 Поётся в ней: «За что ты мне такая?»
 Тебя кропит лучами поднебесье
 И мощно окрыляет страсть земная.

 7.  Ольга  Мищенкова
 --------------------------

 И мощно окрыляет страсть земная,
 И   жемчуг  рассыпает на  страницы,
 Когда ты  говоришь: «Зачем  такая?»
 И мощно окрыляет страсть земная…
 И  ты  смиренно,  мысли  потакая,
 Крылом  коснёшься  небывалой  птицы,
 И мощно окрыляет страсть земная,
 И  жемчуг  рассыпает  на  страницы…

 Александр  Архангельский
 --------------------------

 И жемчуг рассыпает на страницы
 Любовь, ведя неведомым путём,
 В чернила слёз макнув перо жар-птицы.
 И жемчуг рассыпает на страницы,
 И вязь плетёт волшебную на спицах,
 Нежданная, войдя однажды в дом.
 И жемчуг рассыпает на страницы,
 Любовь, ведя неведомым путём.


 ///////////////////////////////////


 Александр   Архангельский.   А. Вознесенский. Триолет

 А третьего –  и вовсе не дано:
 Орите иль машите кулаками  -
 И вечности творим мы полотно!
 А  третьего – и вовсе  не  дано
 Мы обручились  огненной строкой
 Не ваша власть над нашими умами,
 Не  вам  решать,  кому  и  что  дано
 Орите иль машите кулаками  -

       А третьего –  и  вовсе  не  дано
       Однажды, подпоясавшись рассветом,
       Ты  ощутил  галактик  синих  дно
       И  выдумал  быть  с  ними  заодно,
       Когда  писал  сюжет сюжета  «О…»
       Ты  не узнаешь новую Планету,
       А третьего –  и  вовсе  не  дано
       Однажды, подпоясавшись рассветом,

 А  третьего – и вовсе  не дано…
 Он отыграл роль Гамлета до срока,
 Однажды, подпоясавшись рассветом,
 раскрасив  черно-белое  кино…
 А  третьего –   и  вовсе  не  дано,
 Когда  бурлит  грузинское вино
 И  строчки  в  полотне – из  уст  Пророка
 А  третьего – и вовсе  не  дано –
 Однажды, подпоясавшись рассветом.             07.04.2011

 Ольга  Мищенкова. Триолет
 =========================== 

 О  чем  печаль твоя, мой друг?
 Расцвел  у  нас  в   саду  подснежник,
 Переболев  аккордом  вьюг…
 О  чем  печаль твоя, мой друг?
 Мы  радость пьём  любимых  рук,
 Переполняясь   счастьем  нежным…
 Зачем  печалиться,  мой  друг? -
 В  саду  у  нас  живет  подснежник. 

        О  чем  печаль  твоя,  мой  друг,
        Когда забылся  непогоды
        Всепобеждающий  испуг?
        О  чем  печаль  твоя,  мой  друг?
        Забыты  отсветы  разлук,
        Что  так  туманили  восходы…
        О чем  печаль  твоя,  мой друг,
        Коль  нет причин  для  непогоды?

 О  чем  печаль  твоя,  мой  друг?
 Ты  мартовской разбужен  трелью,
 Которой  вторил  сердца  стук…
 О  чем  печаль  твоя,  мой  друг?
 Растаял  снег  и  там,  и  тут,
 И   мы  понять  с  тобой  сумели,      
 О  чем  печаль  твоя,  мой  друг…
 Ты  мартовской  разбужен трелью…

        О  чём  печаль  твоя,  мой друг?                03.04.2011

 ***

 Себе  придумывая  сон,
 Себя  придумывая  снова,
 Ты  хочешь,  чтобы  сбылся   он,
 Себе  придумывая сон,
 В  который  сам  уже  влюблён,
 Забыв  сюжет  первоосновы,
 Себе  придумывая  сон,
 Себя  придумывая  снова…

        Себе   придумывая  сон,
        Не  хочешь  видеть  пробужденья,
        Когда  звучит  со  всех  сторон,
        Себе  придумывая  сон,
        Чужой  распев  не  в  унисон
        Мелодия  без вдохновенья…
        Себе  придумывая  сон,
        Не  хочешь  видеть  пробужденья.

 Себе  придумывая  сон,
 Пытаешься продлить  рассветы,
 Которыми  ты  был пьянён,
 Себе  придумывая   сон,
 Мог  прекратить  июньский гром,
 Не  думая  совсем  об  этом,
 Себе  придумывая  сон,
 Пытаешься  продлить  рассветы…            01.04.2011

 Александр   Архангельский
 ============================

 Пою мотив давно забытой песни,
 В далёком детстве, что напела мать –
 Из прошлого она благою вестью.
 Пою мотив давно забытой песни.
 Для сердца не сыскать его прелестней…
 Над речкой васильки цветут опять…
 Пою мотив давно забытой песни…
 О, если б мне её напела мать!..                18.04.2011

 Ольга  Мищенкова
 ============================

 Пою  мотив  не позабытой  песни,
 Которую  вдвоём  слагаем  мы –
 И  этой  песни  нет  сейчас  чудесней…
 Пою  мотив  не позабытой  песни –
 Он  для  души – дождей  земных  небесней,
 Их  влагой  чистой  полнятся  мечты…
 Пою  мотив  не позабытой  песни,
 Которую   вдвоём  слагаем  мы.              18.04.2011


 ========================

 * Мария  Пшанцева - Мария Пшанцева,
 главный редактор журнала «Параllели», член Российского Союза профессиональных литераторов, аспирант РИК (Москва). Тема диссертации: ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ В БАЛЕТЕ СТРАВИНСКОГО «ПЕТРУШКА».

 Автор  книг:
 ==================

 Мелодия  для  скрипки  соло

 Здравствуй,  город!


Рецензии
Спасибо за подборки, я обязательно их все пересмотрю, и, конечно, что-то для себя здесь почерпну...
Заходите в гости, всегда рада... С уважением,
.
Владислава Лендель 24.11.2011 11:38
.

С такой подборкой, которая проиллюстрировала целый обзор твердых форм - поздравляю и вас, и Александра!

Сам пока отдыхаю от конкурса, но в ближайшее время собираюсь тоже сделать подобный обзор, чтоб проще было вести эту серию. Спасибо за идею "Вернисажа триолетов"!
.
Лекс Тур 21.04.2011 23:15

Двухголосие   17.04.2018 00:36     Заявить о нарушении