Мария Пшанцева. Двухголосие. О Любви

*
 Мария Пшанцева,
 главный редактор журнала «Параllели», член Российского Союза профессиональных литераторов, аспирант РИК (Москва)

***   ***   ***

Вы держите в руках необычную книгу. И необычная она не только потому, что объединила под своей обложкой двух талантливых – хотя и совершенно по-разному талантливых – поэтов.
 Казалось бы, совместные книги не редкость (любой сходу назовет несколько примеров) Но эта книга – особая. Особая не потому, что это содружество физика и лирика (кстати, в прямом смысле слова – Александр действительно физик, а Ольга – филолог), не потому, что вначале как-то не очень понятно, зачем двум самодостаточным творческим людям объединяться. Да и подзаголовок книги звучит несколько странно. Ну, понятно – венки сонетов, терцины и триолеты (хотя и редко встречающийся жанр, но все же). Но что значит – дуэтом? И зачем это? И вообще – как?
     Дуэт – слово понятное, означает, что двое музицируют вместе, исполняя произведение специально для двоих написанное. Но как такое возможно в поэзии? Оказалось, возможно.
 Когда мне, главному редактору журнала «Параllели», на почту пришло письмо с темой «Венок сонетов. Дуэтом», второе слово мною было воспринято как название. И каково же было мое изумление, когда, открыв файл, я увидела венок сонетов, написанный диалогом ! Сонету Александра отвечал сонет Ольги, причем, написаны они были в необычном для сонетного жанра дактиле (обычно сонету свойственен пятистопный ямб, но никак не эпический дактиль).
     Но главное – это действительно был дуэт. Не диалог, отнюдь – хотя и голоса их следовали друг за другом, а именно дуэт – говорящих вместе, об одном, продолжая мысль друг друга и дополняя ее.
 Творческое содружество этих поэтов оказалось столь плодотворно, что уже сейчас перед вами их общая книга – дуэтом.
      Самые разнообразные по размеру и виду сонеты – в книге вы найдете как английское (abab cdcd efef gg), так и французское (abba abba ccd eed * abba cddc eef ggf * abba cddc eff egg) , их построение – разнообразны и в тематике.
       Как-то так сложилось, что сонетную форму принято считать пригодной лишь для любовной лирики. Однако в книге Ольги и Александра это не всегда так. Безусловно, любовная тема затронута и ими – нежные, как бы акварельные образы Ассоль и Грея в двух сонетных венках (Четвертом и Пятом) вряд ли смогут кого-то оставить равнодушным. Да в других венках – где темой, где голосом, а где и чуть слышным подголоском – любовь всегда присутствует, раскрываясь перед читателем порой в самых неожиданных ракурсах.
 В сонетах – не важно, о любви они или о человеке, как, например, Второй венок – постоянно присутствует мотив обреченности. Это и обреченность мира, и обреченность человека перед Судьбой, и обреченность на память о прошлом, и обреченность невозможности что-то изменить.
 Объединяет шесть венков в единый цикл еще один неизменный образ – образ музыки. Потому ли, что «одной любви лишь музЫка уступает, но и любовь мелодия», потому ли, что оба автора музыку любят страстно и «слышат» свои чувства, «слышат» окружающий мир? Как бы то ни было, но именно музыка выступает еще одной составляющей в их дуэте.
 Но если говорить о венках – нельзя не упомянуть и последний, Шестой. Сонеты-посвящения актерам, музыкантам, поэтам раскрывают новые грани любви – любви к Творчеству. «Байрон» (сонет-магистрал Александра Архангельского) и «Паганини», «Шевченко» и «Есенин», «Высоцкий», «Ахмадулина» – их всех связал венок сонетов «Наедине о вечном». Но только ли? Как можно связать воедино Байрона и Шевченко, достаточно ли только одинаковых сонетных строк? Но, читая венок, вдруг понимаешь – можно. И связь эта – ТВОРЧЕСТВО.

 Тобой глаголет птица Гамаюн,
 Ей петь или не петь – не всё равно…
 А третьего и вовсе не дано…
 (Высоцкий. Ольга Мищенкова)

    Книга Ольги Мищенковой и Александра Архангельского содержит и авторские разделы, которые перемежаются с дуэтными терцинами, триолетами, сонетами – уже не венками, а написанными более свободно по форме. Но даже в авторских разделах не покидает чувство, что это диалог – мужчины и женщины, физика и лирика, музыканта (Александр, имеющий и музыкальное образование, пишет очень красивую музыку и прекрасно исполняет ее) и поэта.
 Диалог о любви, о времени, о человеке, о вечном… О музыке… Но мы ведь помним – «…Из наслаждений жизни одной любви музЫка уступает, но и любовь – мелодия »…


Рецензии