Летят они в жаркие страны... О стереотипах в поэзи

                «Летят они в жаркие страны…»

      О некоторых стереотипах в поэзии и немножко об осеннем перелёте птиц.

   На дворе – осень! Красивая, хотя и грустная немного пора, когда опадают с деревьев расцвеченные разными красками листья, увядают цветы и травы, а птицы покидают остывающие леса и болота, поля и водоёмы, направляясь к местам зимовок.

       И почему-то находится большое количество людей, считающих осень лучшим временем года. Причины разные: кто-то счастлив собранным хорошим урожаем в саду и в огороде, кто-то доволен про-ведённой успешно охотой или рыбалкой, о которых мечталось полгода, бывают, наверное, и другие причины. Но есть среди этих любителей особая категория людей – неисправимые романтики, соста-вившие для себя и навязывающие другим свой особый подход к пониманию всех осенних процессов, как явления романтически возвышенные, сугубо необычайные, загадочные и потому – восхитительные. И когда они начинают воспевать это в своих стихах или песнях, то могут напридумывать такого! Особенно «достаётся» от них улетающим птицам, – водоплавающим и околоводным – они заметнее в вышине хмурого осеннего неба, причём  оно у них обязательно «с просинью». Отлёт всякой певчей мелочи они, как правило, не замечают, – те не поднимаются выше леса.

       Но даже из тех, кто летит вЕрхом, более всего отмечены в их творчестве журавли. Так уж повелось.  Да и потом – они крупней, а потому заметнее других и ещё кричат. Для их крика даже придумано красивое слово – курлычат! А на втором месте, конечно, гуси. Истоки воспевания этих птиц теряются где-то в прошлых веках. Помню, как сам я в раннем детстве восхищался песней «Журавли» запрещён-ного тогда певца десидента Петра Лещенко. Когда я слышал фразу: «Перестаньте рыдать надо мной журавли…» у меня от умиления наворачивались слёзы. И затем всю жизнь – у классиков и дилетантов, у поэтов и песенников слышал и читал я журавлиные и гусиные «стоны и рыдания». А у многих авторов, живописующих эти душураздирающие картины, находил желание «улететь» вместе с ними в далё-кие и романтические «жаркие страны… Да вот жаль, крыльев нет – сетуют многие. И хорошо, что нет! А то – узнали бы, отчего стонут журавли…

       Причина, по которой покидают птицы те места, где родились, всегда одна – закрытие льдом и снегом их кормовой базы. Всё! Других нет. Только это заставляет их улетать. Холодов многие из них боятся меньше, чем люди, одетые в тёплую одежду и обувь. Жители крупных городов уже давно в этом убедились, наблюдая и подкармливая в осенне-зимний период оставшихся на зимовку кряковых и некоторых других уток. А с каждым годом их видовой состав расширяется. И если бы они могли говорить, то поведали бы, как они счастливы, что не нужно улетать в «жаркие страны».

       Во-первых – сам перелёт – это тяжелейшее испытание для всех птиц. Особенно для молодых, кто позднее других родился, не успел по-настоящему сменить детское перо, не набрался сил, не накопил жировую теплоизоляционную прослойку под кожей. Поэтому до 30% молодняка гибнет во время перелёта. Есть от чего зарыдать при отлёте! Прекрасно знают вожаки и как их встретят «жаркие» страны! Во многих из них ждут, не дождутся их прилёта, чтобы начать лёгкую и добычливую охоту. Да и места зимовок не везде жаркие и ласковые. И если уж там их застанет непогода со льдом и снегом, то улетать некуда – рыдай, не рыдай!

       А климат, не без воздействия человека, меняется, а проще сказать – портится практически на всей планете. И на многих птичьих зимовках в последние годы обстановка складывается катастрофическая. Особенно это ощущается на юго-западе Европы: в Италии, Франции, Испании, куда прилетают зимовать многие птицы с российского Северо-запада. Зимы там начинают приобретать наш характер. И мало того, что много прилетевших гибнет от резких и продолжительных похолоданий, не дающий птицам найти корм, их ещё там варварски отстреливают и ловят сетями. Шашлыки из мелких птиц очень популярны у туристов, посещающих в зимний сезон юг Франции и Италии.

       Да и журавлям, зимующим частично в Прикаспии, а частично в Иране или в Турции, – главному объекту лирических «песнопений» - приходится тоже не сладко, поскольку относятся там к ним не как к романтической птице, а как к солидному куску вкусного мяса. Так что, грустно курлычат журавли не потому, что покидают родину, не способную прокормить их в зимний период, а потому, что знают свою нелёгкую дальнейшую судьбу. Но альтернативы у них, увы, нет! Так уж постаралась «премудрая» природа. Может быть когда-то, ещё до всех ледниковых периодов на нашей планете всё было не так, и не нужно было птицам никуда улетать? Но пока даже палеантологи об этом помалкивают.

      Отлёта журавлей в эту осень я не наблюдал, но сегодня - 28 сентября - над рекой Мстой, где я сейчас нахожусь, прошла на небольшой высоте стая гусей гуменников. Обычные сроки их массового пролёта - середина месяца, и если эти задержались, значит по трассе "Великого Северного Морского Пути" пернатых держится ещё тёплая погода. И птицы не спешат в "жаркие страны". И если вам посчастливится увидеть в небе задержавшийся журавлиный или гусиный клин, - не мечтайте улететь вместе с ними, а просто пожелайте им лёгкого перелёта, а весной возвращения на Родину без потерь!


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.