Рассказы для души и тела. 2 - Ступень к Высшему...

“Ну что за ребёнок! Сел бы за стол, да ел, как все нормальные люди! Телят ему, видите ли, жалко! Из-за тебя, вегетарианца сопливого, мы ни пообедать спокойно не можем, ни на природу выехать: отец мясо на шашлык готовит, а этот буравит его своими глазищами или закрывается в комнате. Ничего не жрёт!”
Дородная женщина, сидя в удобном черном кресле на съёмочной площадке популярного телешоу, сыпала обвинениями и просто ругательствами в адрес своего десятилетнего сына. Мальчик, сидевший рядом с ней, спокойно и твёрдо смотрел то в набегающую камеру, то в глаза ведущего, взирающего на него, как на диковинного питомца зоопарка, то на зрителей. Было заметно, какая необъятная пропасть пролегает между двумя близкими людьми – героями передачи. Казалось, что, по меньшей мере, пятьдесят человек в студии, старавшихся ободрить мальчика взглядами и репликами, куда ближе и роднее ему, чем та, кто его родила, и теперь на глазах у многочисленной аудитории выставляла как горе и позор своей семьи.

“Ну и правильно! – возмутится обыватель. – Семью ломает, отношения портит! Выдумали новую моду – вегетарианство – и выделываются! Проще надо быть!”

Факт: подавляющее большинство наших соотечественников рассматривает вегетарианство как пустую блажь своевольной молодежи, прихоть богатеньких или чудачество странных, “не от мира сего”, людей. “Пельмени, сало с горчицей, куриная ножка – составляющие нашего менталитета! А вегетарианство подрывает устои самобытной славянской культуры и морально разлагает наших людей! Все это происки враждебного Запада…” – довелось мне услышать гневное высказывание. Так, откровенным злом назвал отказ от мясоедения один пожилой, нездоровый на вид и, похоже, несчастливый человек.
Налицо проблема: существует яркое, активное, независимое социо-культурное явление – вегетарианство. Одни воспринимают его негативно, другие позитивно. На стыке противостоящих позиций вспыхивает конфликт – в рамках одной семьи и общества в целом. Как решить его? Как сделать так, чтобы мать окончательно не потеряла своего отдалившегося сына, а бывший фронтовик не начал стрелять в того, кто призывает его не резать быков?

Выход есть, и он очень прост – надо разобраться. Что несет вегетарианство? Новомодное ли это течение или имеет глубокие исторические корни? Ставит ли оно своей целью окончательно ослабить простой народ, и без того надорванный тяжёлым трудом, неустроенным бытом, регулярными "возливаниями" и сигаретным чадом? Или, напротив, оно несет благо – силы, здоровье, долголетие? И не опустошит ли вегетарианство наши и так тощие кошельки? И что по этому поводу скажет батюшка в церкви, и не накажет ли нас за это Господь Бог адским пламенем?

Предлагаю разобраться вместе – рассмотреть и определить место вегетарианства в обществе людей. Начнём с истории.

Латинское слово vegetus, переводимое как “развивающийся, растущий, крепкий, свежий, здоровый, бодрый” в словосочетании homo vegetus, введено в обиход основателями “Британского Вегетарианского общества” в 1842 году. Изначально слово “вегетарианец” указывало на духовно и физически развитую личность, а понятие “вегетарианский” определяло не просто фруктово-овощную диету, но гармоничный, с философской и нравственной точки зрения, образ жизни. Необходимо отметить, что существует два типа вегетарианской диеты и, соответственно, две категории вегетарианцев: веганы употребляют только растительную пищу, а лактовегетарианцы, отказываясь от продуктов убийства, включая яйца, вместе с растениями используют молоко и молочные продукты.

     В свое время необходимость вегетарианства, как важного шага на пути к совершенствованию человека, личным примером манифестировали величайшие учителя человечества: Бхагаван Шри Кришна, Господь Будда, Господь Иисус Христос. Его преимущества осознавали такие мыслители как Пифагор, Сократ, Платон, Климент Александрийский. Плутарх, царь Ашока, Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, император Акбар, Джон Мильтон, Исаак Ньютон, Эммануэль Сведенборг, Вольтер, Бенджамин Франклин, Жан Жак Руссо, Ламартин, Ральф Эмерсон, Дэвид Торо, Лев Толстой, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Энштейн, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Первой ступенью к Высшей Цели называл вегетарианский образ питания любимый классик русской литературы Лев Толстой. Предварительной стадией, без которой невозможна практика духовного совершенствования, обозначил в своих трудах вегетарианство А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Но не только отдельные личности являлись вегетарианцами и пропагандировали вегетарианство. История знает целые государства и народы, в которых общепринятой была молочно-злаково-фруктово-овощная система питания. Так, древнеиндийские эпосы и Пураны называют ряд царств во главе с арийской Бхарата-варшей, где вегетарианство являлось нормой, установленной в соответствии со Священными Писаниями. Народы же не следующие этому принципу назывались нецивилизованными и неразвитыми – млеччхами, в противовес – ариям – “духовно продвинутым”.

     Общеизвестно, что и на древнем Западе вегетарианство всячески поощрялось. Эллины из высших сословий не употребляли мясо. Спартанцы, известные своей красотой, силой и выносливостью были исключительно вегетарианцами. Более того, в Спарте вегетарианство являлось непременным требованием к желающим обрести квалификацию воина. Мясо же считалось едой невежд.
     Шаолинские монахи, японские самураи и ранние христиане отдавали предпочтение вегетарианской пище. И сегодня большинство жителей Юго-Восточной Азии воздерживается от поедания плоти животных. На Западе же вегетарианская культура питания распространяется с каждым днем.
     Более половины британцев – вегетарианцы, ненамного отстают от них немцы, французы, голландцы и швейцарцы. Впрочем, в любой современной европейской стране, а также в Америке, достаточно высок процент людей, отказавшихся существовать ценой жизни животных.
Мировое вегетарианское движение координируют Европейский и Всемирный Вегетарианский союзы. Печатаются десятки специализированных журналов и газет, проводятся гуманитарные акции, снимаются пропагандирующие ненасилие фильмы, работают кафе, рестораны, клубы. С 1908 года проводятся ежегодные всемирные Вегетарианские фестивали. Постепенно к вегетарианскому образу жизни приобщаются и украинцы, планомерно развивается “Общество Вегетарианской Культуры” в Крыму.

     Итак, всё вышесказанное позволяет опровергнуть обвинение в "новомодности" и "сиюминутности" этого общественного явления и сделать первый шаг к положительному разрешению конфликта его сторонников и противников. С уверенностью можно утверждать:  вегетарианство - это здоровое, авторитетное гуманистическое движение, имеющее давние истоки и теоретическое обоснование.
     В следующих статьях рубрики "Рассказы для души и тела" предлагаю заинтересованному читателю продолжить исследование Вегетарианской Культуры.

Оксана В. Лозовая.


Рецензии
Замечательная статья, дорогая Оксаночка!
Как хорошо, что у Вас возникла идея создать цикл статей на эту тему!
Спасибо за свет Высшего знания, который несёте.
Пусть люди обретут здоровье и станут счастливыми!

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

С любовью сердца к тебе, дорогая Оксаночка. Кари

Кари Вестова   29.09.2011 22:17     Заявить о нарушении
намас те сарасвате-деве гаура-ване прачарине
нирвишеша шуньявади пашчатья деше тарине!

Слава Шриле Прабхупаде и его искренним последователям...
Спасибо, дорогая Кари!

Белая Рута   03.10.2011 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.