Казаки

Статья из Этнологического словаря в книге Этногенез и Цивилизация

КАЗАКИ  Понятие "казаки" в данной книге рассматривается в контексте общей концепции происхождения мобильных отрядов всадников, покоривших Европу, Азию, Египет, Месопотамию и другие регионы (см. ст. "Великое переселение народов", "Технологический взрыв" и др. статьи).
 
     Начало появления мобильных отрядов вооруженных всадников следует отнести к началу приручения лошади - животного, жившего тогда только в одной точке земного шара - прикаспийских степях между низовьями Волги и Южным Уралом (эндемичный вид).

     Приручение лошади было невозможно без изобретения плавки железа на Южном Урале в "доменицах" - огнеупорных каменных печах для выплавки кричного железа (не путать с доменными печами, появившимися в позднее средневековье для выплавки чугуна). Это позволило создать подковы, стремена, уздечку и прочую сбрую, без которых выезд на лошади за пределы степей между Волгой и Южным Уралом было бы абсолютно невозможно (без подковы лошадь вне степи собьет все копыта немедленно).

     Кроме того, современные генетики доказали. что все теперешние лошади земного шара происходят от ОДНОГО жеребца и нескольких кобыл. И проживал этот жеребец в степях между Волгой и Южным Уралом.

     Однако, одного приручения лошади для проникновения в дальние страны было недостаточно, если всадник не был хорошо вооружен. Железное оружие стало хорошим, но недостаточным подспорьем. Главным оружием всадника в те времена стал композитный (многослойный) лук, из которого на полном скаку можно было уничтожить противника на расстоянии 100-200 метров. Созданию композитных луков послужила не только железная стамеска, позволявшая подгонять друг другу обструганные дощечки из древесных пород с разным модулем упругости. Для склеивания дощечек применялся особый клей, получаемый  из плавательного пузыря осетра, который в изобилии водился в то время лишь в Каспийском море (эндемичный вид). Склеенный таким клеем многослойный лук много лет выносил и летний зной и зимнюю стужу.

     Раскопки скелетов древних людей, убитых из таких луков, показывают, что наконечник стрелы входил в кость на 2 см. Очевидно, что мягкую ткань стрела из такого лука пронзала насквозь. Надо заметить, что все современные спортивные луки являются многослойными (композитными), правда теперь для склеивания таких луков применяются эпоксидные и иные синтетические клеи, но принцип сочетания нескольких модулей упругости остался прежним.
     Всадник на подкованной лошади со стременами, вооруженный композитным луком, представлял из себя в восприятии древних южных людей либо мифического кентавра, либо посланца Всевышнего. Тем более, что лошади южане того времени в жизни своей никогда не видели, а на осле вооруженная стремительная атака была и остается невозможной.

     Надо сказать, что вооруженные мобильные отряды всадников, хотя и происходили из оседлого населения, составляли отдельное военное сословие, оставлявшее в родных краях своих жен и детей. Хотя, молодые незамужние девушки часто входили в состав мобильного войска, надевали штаны (а без штанов воевать на лошади невозможно) и уходили в военные походы вместе с мужчинами (см. ст. "Амазонки").

     Что касается национального (языкового) состава мобильных отрядов всадников, то он изначально был достаточно пестрым. Начиная с того, что в Волго-Уральском регионе жили представители славянской, тюркской, угорской и множества гибридных, либо самостийных языковых групп (см. соответствующие статьи), которые объединялись в единое целое в отсутствии книгопечатания только общностью экономических и военных интересов и общим природным ландшафтом - холодная зима и жаркое лето (континентальный климат). А близкое соседство гор, лесов, рек и степей лишь способствовало тому, что многоукладность образа жизни привела к созданию уникальных технологических достижений (см. ст. "Великое переселение народов" и "Технологический взрыв").

     Следует особо отметить, что проникновение в отдаленные страны породило дополнительное языковое многообразие благодаря тому, что всадники-пришельцы формировали из местного населения военизированные "группы поддержки", в основном путем заключения смешанных браков.

     Что касается антропологического типа всадников, то следует заметить, что исходный Волжско-Уральский тип сильно разбавился в густонаселенных районах южнее Кавказского хребта. (Заметим, насколько и теперь северокавказский тип отличается от населения южнее Кавказского хребта). В европейской России этот тип оставался и остается почти неизменным, хотя и изменившимся в некоторых периферийных районах.
     В средней и северной Европе, где по окончании ледникового периода (см. ст. "Ледниковый период") людей не было вообще, заселение происходило целиком из людей антропологического типа Поволжья и Южного Урала (так называемый "арийский тип" [см. ст. "Арийцы" и "Кельты"])

             Одной из первых групп всадников-пришельцев были так называемые гиксосы - цари-пастухи, проникшие на территорию Египта из Нижнего Поволжья и организовавшие там древнейшую цивилизацию раннединастического и додинастического Египта.

     Интересно, что на изображениях раннединастического Египта часто встречается рогатый олень, либо даже северный олень, которые, как известно южнее Кавказского хребта в природе не встречаются.

     Вот тут мы и подошли к происхождению слова "казак". Многие историки казачества полагают, что само это слово происходит от сочетания названия древнего имени саков (оленей-сохатых) с приставкой "кос", что означало "белый". Получается, что казаки - это "белые олени". Отметим, что древний герб войска донского - олень, пронзенный стрелой.

     В русских летописях казаков называли также "черные клобуки", либо черкесы. Заметим, что клобук - шапка со срезанным верхом. На севере это меховая шапка (папаха), на юге "красная корона" юга Древнего Египта (без меха), либо такая же шапка у православных, либо исламских священнослужителей. Именно черные клобуки положили конец Византийской империи.

     Белый клобук - это конусообразная шапка (митра), которая называлась также "белая корона Египта", либо митра у митраистов (см. ст. "Митраизм" и "Митридат"), либо шапка римского папы, либо головной убор православного "черного священства" (безбрачного). Знаменитая шапка Мономаха - типичный "белый клобук".

     Поэтому, союз двух корон Древнего Египта - это союз двух типов ранних племенных союзов Поволжья и Урала, которые поделили Древний Египет. Этот союз был скреплен общими целями. Однако, после распятия Эхнатона и славяноязычные и тюркоязычные властители Египта были изгнаны. Их заменили арабские племена. (см. ст. "Раскол").

     Под именем черных клобуков обозначены в средневековых рукописях яссы, косоги, торки, белояры, бродники нижнего Дона и др. (бродники - от слова бродить (двигаться), которое в древности означало "путешествовать в военных походах", а отнюдь не бродяжничество). Слово "брод" - того же корня, означавшее движение или переправу через реку в удобном месте. Того же корня и "брожение", как теста и вина, так и народных масс.

     По причине того, что казаки всегда составляли независимое военное сословие, неподвластное крепостному праву, рабству и самодержавию, любое государство, будь то Русь, Египет или Османская империя имело двойственное к ним отношение. С одной стороны - это была военная сила, охранявшая и расширявшая границы, а с другой - неподвластная никому вольница. Таковы были и янычары и северокавказские народы и племена хабиру (гибрид северян и арабов) на Ближнем Востоке. Таковы же были и гунны, давшие начало венграм и финнам. Сюда же относячтся атаманы (оттоманы) Османской империи и северные казаки - викинги (см. ст. "Викинги"). Цыгане - гибрид северян и индусов, первоначально были созданы как конный конвой для торговых караванов между Индией, Средней Азией и Поволжьем. Со временем эта группа превратилась в бродячее сословие во многих странах (за исключением немногих оседлых потомков цыган).

     То же самое произошло и в самодержавной России, когда при царе Алексее Михайловиче Романове и при Петре I вольное казачество, казалось, было ликвидировано, а часть его превращена в гвардию Петра I. Но и эта гвардия сохраняла вольность и окончательно была ликвидирована лишь в 1825 году на Дворцовой площади (одновременно с ликвидацией янычар в том же самом году).

     Попытки возврата вольницы - восстания казаков под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина (1705-1708), Емельяна Пугачева и других атаманов в борьбе с самодержавием были утоплены в крови. (Слово "атаман" означает "отец").

     Заселение немцами Поволжья и других территорий России по указу Екатерины II (1762) было предпринято в попытке ликвидации волжской и казакской вольницы. (В то время не было слова "Казахстан", а был большой "Киргизский край", объединявший территории теперешних Казахстана и Киргизии. однако слово "казаКстан применялось в отношении Старшей, Малой и Средней орды - казацких поселений смешанного типа на территории теперешних Казахстана и Киргизии [см. карты, изданные до 1917 года]).

     Государственное внедрение ислама и массовое строительство мечетей на средства царской казны при Екатерине II, напуганной Емельяном Пугачевым, также было предпринято, чтобы ликвидировать казачество Поволжья (Казань была одной из столиц казачества, как следует из ее названия). Одновременно Екатерина II ввела крепостное право на Украине, чтобы подорвать тамошнее казачество.

     Казаки никогда не знали крепостного права и рабства, и потому не были прикреплены к тому или иному церковно-помещечьему наделу. Отсюда - существенные отличия религии казаков от поздней государственной религии России, установленной при патриархе Никоне. Религия казаков России и сопредельных, либо завоеванных стран была монотеистической, при этом христианской (арианство-несторианство). Лишь после никоновских реформ многие казаки стали постепенно принимать греческий тринитаризм (см. ст. "Тринитаризм"), введенный Никоном в ранг обязательного. Именно поэтому никоновские реформы привели к массовому переходу старообрядцев на сторону казачества. Окончательно победить арианский монотеизм казачества удалось лишь при Екатерине II, которая ввела ислам в ранг государственной религии, в которую было предложено перейти всем христианским монотеистам. Отказавшихся ждала очень незавидная участь.

     Помимо мощной государственной поддержки строительства мечетей, было подтверждено, что крепостным рабом может быть лишь христианин, признавший никоновский (греческий) тринитаризм, но никак не мусульманин. Это стимулировало массовый переход вольных христиан в ислам.

     Принявшие никонианство казаки, однако, оставались вольницей вплоть до прихода к власти большевиков в 1917 году. Большевики окончательно покончили с казачьей вольницей. Однако, в современной России казачество вновь возрождается, правда в совершенно иных формах, чем это было в далекой древности.


Рецензии