Multum ex parvo, parvum ex multo

      Практический характер у Запада. Схоластика и спекуляция.
      Где Церковь Христова в первую очередь юридическая организация.
      И если вы читали, к примеру, труды блаженного Августина.
      То вам будет ясна и понятна рисуемая мною картина.
      Востоку чужд практицизм.
      Его влечёт мистицизм, научно-теоретическое исследование, склонность к
      умозрению
      А не простое (зато каноническое и законное) слепое следование учению.
      Откровенная истина имеет цену прежде всего сама по себе, не следует искать
      от неё пользы в практическом смысле.
      Нужно сперва вникнуть в неё, осуществляя затем постепенно, по мере
      усвоения и углубляя в оную собственные мысли.
      Ум, то бишь способность созерцания, - это вам не прелесть и не мания.
      Почему? Да потому, что данные для учения о Боге, нам даёт Святое Писание.
      А без ума его не уразуметь, не осознать, ни тем паче применить.
      Бог не даром через Слово (читай: - Иисуса Христа) себя изъявил проявить.
      И может в этом, а не в «Filioque», папизме или политике, расхождения
      Запада и Востока,
      И пусть простят меня критики (а также нытики), просто два разных подхода,
      пути , не могли сойтись до определенного срока,
      Данного им для построения собственного строения, если хотите, - храма.
      По сути существует две (и более) модели и их насильственное соединение, -
      это новая драма.
      Я не говорю о крайностях. Не провожу границу,
      Мол, мистики – направо, в Сирию; практики, налево, - в Ниццу.
      Вздор! Я опять к сожалению, плавно удаляюсь от сути рассказа.
      У Августина (у Запада), основа – антропология, а данные непосредственного
      сознания, - это исходный пункт, изначальная фаза.
      У Востока, напротив, - Бог есть главный предмет, и исходный пункт и
      последняя цель умозрения.
      Восток утверждается исключительно на объективно данном откровении самого
      Бога в своём учении.
      Но где я в этой географии? Каково моё кредо, вера, путь, мировоззрение?
      Попытаюсь вкратце это кредо извлечь. Имейте терпение.
      Бог познаваем мной лишь настолько, насколько САМ благоволит открывать Себя
      мне.
      Посему я восхожу в Самого Бога, в Котором находится всё, кроме того, что
      вне.
      И что я, ничтожный, могу знать о Боге, тем более иным повесть?
      О Боге можно сказать только то, что он ЕСТЬ, а не то, ЧТО Он есть.
      И вот, товарищи (господа) оппоненты, зажгли в этом мраке понятий, горящее,
      словно лучину
      Мнение отцов богословов, определяющее как Сущность, Премудрость и Жизнь,
      эту самую Первопричину.
      Согласен. Сущность – Отец, Сын – Премудрость, Жизнь – Святой Дух.
      Аминь. И, казалось бы, в этом догмате не может быть изложений двух.
      Но моё мнение отлично. И в тот же момент не совсем.
      Ведь это в догматике сидят у руля аксиомы. В созерцании же добрая почва
      для теорем.
      Божественное существо не может быть выражено никакими наименованиями. Как
      Его, неизреченного, именовать?
      Они (имена) открыты отцами для того собственно, чтоб о неизреченном и
      непостижимом, ХОТЯ БЫ ЧТО ЛИБО могли мыслить и возвещать.
      Но если убрать эти костыли и выразить в двух словах однозначность
      определения,
      То Бог, не есть сущность, количество, качество, неприложима к нему
      категория отношения,
      Неприложимы также категории места и времени, положения и состояния,
      Неприложима и категория действия, равно как и страдания.
      Единого, не имеющего бессмертия Нечто, что в неприступном свете живёт
      Какими понятиями, именами и категориями ум человечь поймёт?
      И в собственном смысле безумием, есть попытка Творца описать.
      Как пишет Павел в послании к Римлянам: «кто может ум Господень познать?»
      Бог лучше познаётся через неведение, ибо бесконечен и непостижим сам
      Объект, при любых стараниях.
      Но Он познаваем при этом в Своих откровениях, проявлениях, теофаниях.
      Ведь Тот, Кого ищут не оставляет ищущих Его.
      И посему дух человечь (ум) есть образ Божий, ибо никогда не созерцает себя
      самого,
      И не знает, ЧТО такое он есть по существу. Знает, что Есть и финал.
      «Не почтить ли лучше нам все это молчанием?» (фразу не я сказал).
      И в чём собственно разница, в чём отличие негра от белого, бедного от
      богача, епископа от блудницы, грудных детей от дряхлых старух?
      Всё по существу есть мысль Бога и всё существует постольку, поскольку
      существует мыслящий или знающий их абсолютный творческий Дух.
      Творческий! А в начале, сотворил Бог… что ж, обратимся к творению.
      А есть ли время у Бога? Наверное нет. Значит сразу (в начале) ко
      грехопадению.
      Запад (в лице Августина) говорит, что ещё до греха, тело человека было
      животным, смертным, плотским и земным.
      Восток не согласен всецело (всецело не согласен) с ним.
      Падение последовало непосредственно за моментом творения.
      Неотделимо по времени от него. Я разделяю Восточное мнение.
      Неразумная изменчивость свободной воли, не избрав добра, поработила себя
      злу, быв неким злом, изначала существовавшем в человеке. Вам не жутко?
      Так что между моментом творения и моментом внутреннего падения человека НЕ
      БЫЛО никакого временного промежутка.
      Чувственный мир, как мысль божества, существует в Божественных идеях и в
      Боге самом.
      Как творение Божие, он прекрасен, и человек захотел познать его, оказаться
      в нём.
      Но прежде всего нужно было обратиться к Богу, чтоб низшее познавать в Нём,
      а через него в истинном свете.
      Сам по себе человек не имел и не имеет мудрости на этой планете.
      Он должен был её сперва у Бога получить,
      Чтоб различить, различать, уметь сравнить.
      Сотворённый по образу Божию дух человеческий, обратившись к себе самому,
      отвратился от своего Творца.
      Обратился к чувственному миру, доверив всецело внешнему чувству (образу
      этого мира) и увлекся наслаждением чувств, что стало началом конца.
      Оставив Бога, человек устремился к наслаждению чувственностью, к
      повиновению собственным мнениям.
      Вот и Бог тогда, со своей стороны, предоставил собственным его неразумным
      хотениям и движениям
      Чтобы он ОПЫТОМ убедился, что значит благодать Создателя,
      И к чему приводит неразумие и гордость самого человека – предателя.
      И ниспал человек с идеального в эмпирическое, настоящее.
      И тогда перестало повиноваться ему чувственное, желаемое да манящее.
      Произошло внутреннее разделение в природе человека, разделение на полы,
      Эмансипация чувства от духа или интеллекта, как бы развод мужа и жены.
      Как бы изъятие ребра у Адама, чувств у духа, во время сна.
      Место изъятия Бог закрыл плотью. Тут и ирония Творца и мысль ясна.
      А вы на Запад окна рубите топорами. А мы кирками откапываем Восток…
      Творец мой! Создатель и Ум над умами! Научи нас читать между строк.
      12.12.08. Чоргунь


Рецензии