Долго будет Гренландия сниться

Все знают, что есть такая земля – Гренландия (Greenland). И знают, что это очень большой остров, на котором плодятся айсберги, один из которых протаранил знаменитый Титаник. Но, почти никто не представляет себе, что это такое в реальности...  Мы тоже не представляли, и даже в мыслях не держали, что когда-нибудь здесь побываем. Но, когда нам предложили эту поездку: «Would you like to spend a weekend in Greenland?», мы не задумываясь, ответили: «Yes, sure, we want very much!» Наш чартер вылетел из международного аэропорта Торонто, Пирсон, 10 сентября в пятницу в 9-00 утра. Весь полет занял около пяти часов, и мы приземлились в аэропорту столицы Гренландии, в Нууке, в 16-00, уже по местному времени.
   Весь полет мы провели в возбужденном ожидании чего-то совершенно необычного, и постоянно торчали у иллюминаторов. Пролетая над Канадой, ничего особо интересного мы, конечно, не видели – сплошное зеленое море, лес. Но вот совершенно неожиданно зеленое море превратилось в настоящее море – Лабрадор, серо-стального цвета, почти сплошь скрытое густой облачностью; от него веяло невероятной мощью! Да, тут на легкой парусной яхточке не походишь - эти воды явно не предназначены для развлечений. И вдруг мы увидели множество маленьких белых барашков, размерено гуляющих с севера на юг – айсберги! Они действительно напоминали стада барашков, и с высоты полета не казались очень уж страшными; значит, Гренландия где-то уже близко.
   Пилот сказал, что если мы хотим увидеть гренландский ледник с воздуха, то он может сделать круг – погода позволяет. – «Хотим!», хором крикнули мы; пилот нам озорно подмигнул, подумав, наверное: «Сущие дети…», и стал снижать высоту. И вот показался берег – узкая полоска скал, глубоко изрезанных фьордами с множеством мелких скалистых островков, и кое-где покрытых зеленым ковром… А далее, далеко за горизонт, убегало что-то белое-белое… Это и был знаменитый гренландский ледник, занимающий почти всю территорию острова. Это что-то потрясающее! У берегов он, наползая на скалы, был весь изрезан глубокими трещинами, просачиваясь к морю через узкие горные долины,  здесь он рождал айсберги. Дальше, вглубь острова, ледник был сплошным и более ровным невозможно белого цвета, и тоже напоминал море, замерзшее взволнованное море… Лучи солнца скользили по этой белой лаве, отражаясь и преломляясь в кристалликах льда, и окрашивали ледник и пролетающие над ним облака во все цвета спектра… Невероятно красиво! Ничего подобного нам раньше видеть не приходилось…
   Совершив почти часовую воздушную экскурсию вглубь острова, мы приземлились в аэропорту Нуука. Нуук (Nuuk) – столица Гренландии, с воздуха напоминал россыпь разноцветных кубиков, как будто какой-то озорник поиграл-поиграл, да так и бросил их тут в живописном беспорядке. Только мы приземлились, погода начала резко меняться, небо заволокло серыми тучами и все вокруг сразу стало ужасно скучным и каким-то негостеприимным… С земли, Нуук кажется совсем маленьким на фоне окружающих скал… Наш гид подъехал на своем внедорожнике прямо к самолету, тепло нас поприветствовал, и мы поехали в приготовленный для нас домик… Никаких документов у нас никто не спросил… Прикольно! Пока мы ехали до дома, пошел мелкий противный дождик… Но мы все равно решили немного погулять, посмотреть городок, скалы, фьорд…
   Почти все дома в городе, маленькие - одно или двухэтажные, выкрашенные в основном в четыре цвета – желтый, красный, синий или зеленый, такой же домик предоставили и нам – три маленькие комнатки (гостиная и две спальни), кухня-ниша прямо в гостиной, небольшой холл - передняя, еще ванная, гостевой туалет и бойлерная. Дома раскиданы просто на скалах – как Бог на душу положил, асфальт только на главных улицах центральной части, остальные все – грунтовые, зелени очень мало – только трава и кое где низкий кустарник… и везде вода и скалы… В общем, Нуук был бы очень похож на заштатные городки северной Норвегии, все очень утилитарно, без изысков, если бы не его столичный статус… Здесь есть все атрибуты столицы – парламент, национальный музей, университет, культурный центр, стадион и много чего еще. На общем, довольно безликом, фоне очень необычно смотрится исторический центр Нуука, застроенный в европейских традициях в период XVIII-XX веков.  Но в Нууке есть еще кое-что, что делает его поистине уникальным местом. Нуук окружен морем и в хорошую погоду со всех сторон открываются красивейшие виды на окружающие ландшафты,  которые буквально созданы для экстримального отдыха, и еще здесь есть вообще уникальная штука - смотровая площадка для наблюдения за китами, такого, по-моему, нет нигде в мире. И что меня особенно поразило – это яхтенная стоянка, пожалуй, это единственный в мире парусный центр в заполярье. Буквально рядом с аэропортоми Нуука расположен горнолыжный комплекс, прямо в черте города. Это просто уникально! Машины в городе в основном внедорожники, и почему-то почти сплошь Тойота… Население, гренландцы – странная смесь из эскимосов, очень напоминающих японцев или китайцев, и датчан… Много собак – почти у каждого дома, но они не лают, а приветливо машут хвостами всем проходящим мимо… Почти все жители города заняты или в рыболовстве или в туризме… Сюда, оказывается, приезжает очень много туристов – любителей дикой природы и экстрима, но только по путевкам – отель в городе один… Как нам сказал гид, в городе есть все что только душе угодно: магазины и супермаркеты, спортивные центры, клубы, рестораны и бары, но в выходные дни мало что работает…
   День уже закончился и начался томительный, очень долгий и серый вечер – свет просто медленно-медленно тускнет, окончательно стемнело уже где-то около 22-00. Мы стояли у кромки воды, на берегу фьорда, и смотрели на огромные серые скалы, верхушки которых тонули в густой облачности, на далекий ледник, уже потерявший из-за облачности былое великолепие, посеревший и поэтому казавшийся еще более суровым… И вдруг, мы ощутили себя маленькими-маленькими человечками, оказавшимися на самом краю земли… здесь все, что не было связано с человеком, имело какие-то немыслимо бесконечные размеры – море, скалы, ледник… здесь, среди этой мощи, ощущаешь свою полную ничтожность перед природой и понимаешь, что только самонадеянный идиот мог придумать формулу, что человек – царь природы… Здесь любой царь будет смят и раздавлен, здесь никакие человеческие законы не властны, и, наверное, поэтому местные жители никуда не спешат, они просто живут тут и с благодарностью принимают то, что эта супер-суровая природа дает им по милости своей… Играть в покорение сил природы здесь смогут только безумцы или самоубийцы…
   На субботу у нас была запланирована поездка к айсбергам. Погода с утра уже не заладилась – лил сильный, но мелкий дождь, небо было густого серого цвета, волнение на море порядка 4-х баллов, но мы решили не отказываться от поездки, тем более что экскурсия морская, на лайнере… лайнер – смешной тупоносый ботик, с жутко дымящим мотором… здесь вообще все жутко дымит – котельные, машины, суда, от этого повсеместно пахнет соляркой… похоже что сюда еще ступала нога Greenpeace… Гуляя вчера вечером по городку, мы познакомились в кафе с двумя молодыми парами из Ирландии, и предложили им поехать с нами на морскую экскурсию к айсбергам. Утром мы созвонились с ними, подтвердили, что поездка состоится, и уточнили время…
   Мы отошли от причала в 10-00 по местному времени (в Москве 16-00), на встречу нам шли траулеры с утренним уловом – здесь море очень богато рыбой и щедро делиться с людьми… Наш лайнер вышел из гавани Нуука, и капитан взял курс на север – туда где начинают свое величественное шествие айсберги! Встреча с ними была неминуема! Вот и они – эти огромные белые скалы, плывущие вдоль побережья. Если с воздуха айсберги нам показались барашками, то вблизи они производили поистине колоссальное впечатление, особенно в сравнении с нашим маленьким «лайнером». Близко к ним подходить было опасно – от них постоянно откалываются куски льда, ударяются о выступы, разбиваясь на еще более мелкие кусочки, и с шипением падают в воду… это такое своеобразное звуковое сопровождение – гремяще-звеняще-шипяще-булькающая какофония… Они постоянно движутся - плывут медленно но непреклонно, и никакие силы никогда не смогут остановить это движение… ледник ежедневно рождает сотни новых айсбергов, и они плывут в тупом упорстве с севера на юг, чтобы неминуемо умереть – раствориться в теплых водах Атлантического океана… Непостижимая сила! И мы вновь ощутили всю суетность и ничтожность человеческой жизни, нам людям это не дано… даже не дано понять… мы может только наблюдать и  благоговеть перед силами природы…
   За айсбергами можно наблюдать часами - их движение завораживает, их формы рождают в мозгу различные ассоциации – вот проплывает «яхта королевы Елизаветы», а вот – «огромный лебедь», а там – «средневековый замок»… Бесподобно! Через четыре часа мы повернули обратно, погода несколько улучшилась – кончился дождь и даже временами выглядывало робкое северное солнышко… Мы договорились с нашими новыми друзьями пообедать в отеле, где они жили, и провести вечер в боулинге… Замечательный вечер! Ирландцы очень веселые люди, хотя и сильно набожные! Но повеселиться любят, они оказались такими же конченными «алкашами» как и мы – поэтому мы пили только очень вкусный и малоалкогольный местный эль… На следующий день мы запланировали поездку в горы, если конечно повезет с погодой, которая здесь меняется очень часто и без предупреждения… Когда мы шли поздно вечером к себе домой, то на улице было довольно много народу с состоянии приличного подпития… странно, а гид нам говорил, что в выходные дни почти все магазины и заведения закрыты… значит не все... Пьют гренландцы очень неслабо!
   Утро, воскресенья. С погодой повезло – переменная облачность, дождя нет, ветер юго-западный слабый, температура +8 градусов С, по местным меркам – бабье лето. Ирландцы прибежали к нашему дому на полчаса раньше, пришлось угостить их кофе… В 10-00 мы отправились на двух мощных внедорожниках в горы. Дороги туда нет никакой, поездка на грани экстрима, пока доехали, нам чуть всю душу не вытрясло. Видели овец, которые мирно паслись на зеленых лужайках сами по себе… И вот они – горы! И снова ощущаешь себя мелочью и полным ничтожеством… Горы напоминают пасть акулы – частые и острые как зубы пики, между ними глубокие долины, расщелины и каньоны, в некоторые из них своими щупальцами проник ледник, но лед сильно подтаявший и ходить по нему очень опасно, в некоторых каньонах с бешенной скоростью несутся ручьи от тающего ледника, иногда эти ручейки собираются в небольшие озера… растительности в горах практически нет – кое-где зеленые пятна травы или пушицы, в расщелинах, не продуваемых ветром, заросли низкорослого кустарника, в которых обитают куропатки, на камнях встречаются причудливые росписи из рыжего лишайника… За самые высокие пики цепляются, проносящиеся с довольно большой скоростью, облака. В целом пейзаж напоминает нечто абсолютно неземное – инопланетное, как картины из фантастических романов. Людей мы в горах не встретили… вообще! Зато видели руины американского военного самолета, когда то на Гренландии были американские военные базы… Почти три часа прыгаем по камням как горные бараны – мы жутко устали, проголодались и решили возвращаться в город. Стало заметно холоднее – подул северо-восточный ветер с ледника, но зато небо прояснилось.
   Мы пригласили ирландцев к нам на обед в национальном гренландском стиле – для этого мы специально позвали нашего гида, который и угостил нас местной кухней, состоящей почти сплошь из того что дает море – треска, палтус, креветки, крабы, акула, а также мясо северного оленя… Вкусно и просто, а для тех кто спокойно относится к сыроедению – так просто великолепно… Во время обеда он рассказывал нам немного о самой Гренландии, ее истории, народе… Но, мы были уже сильно разморены сытной едой, элем, да и устали просто дико! Впечатления от увиденного итак то с трудом умещались у нас в головах, потому все что нам было поведано о Гренландии мы практически не запомнили… К тому же нам уже пора, пора возвращаться в Канаду. Мы тепло попрощались с гидом и нашими новыми друзьями-ирландцами и поехали в аэропорт. Наш самолет вылетел из Нуука в 18-00 и взял курс на Монреаль, где мне предстоит провести всю следующую неделю… через пять часов мы приземлились в аэропорту Монреаля, 21-00 по атлантическому времени...  Теперь нам точно – долго будет Гренландия сниться…

12 сентября 2010, Нуук – Монреаль
(редакция от 11 января 2011)