медленное приближение к девушке

На пятисотой странице второго тома – и примерно на девятисотой, если считать с начала всей эпопеи, – мы впервые встречаемся с приемом саспенса, или нагнетанием напряжения. Пруст описывает, как Марсель предвкушает встречу в гостинице с Альбертиной, как он поднимается в лифте, идет по коридору, неожиданно сталкивается с Франсуазой, входит в номер, видит Альбертину и тихо приближается к девушке. Все это напоминает эпизод из фильма Хичкока. Возможно, мое восприятие испорчено десятками детективов и триллеров, но я слежу за Марселем с тем же волнением, с каким обычно слежу за Милтоном Арбогастом, входящим в дом Нормана Бейтса. И громкий звонок, которым Альбертина останавливает Марселя в его попытке поцеловать ее, заставляет меня вздрогнуть – точно так же, как мелькание ножа, который Норман (или его мать) вонзает в незадачливого сыщика, сталкивая его потом с лестницы.


–––––––––––––––––––––––––
     1) «Но тут я услышал тревожный, долгий и резкий звук. Альбертина звонила во всю мочь». – М. Пруст. «Под сенью девушек в цвету».
     2) Норман Бейтс и Милтон Арбогаст – персонажи романа Р. Блоха «Психо» (1959) и одноименного фильма А. Хичкока (1960).
     3) «Медленное возвращение домой» (1979) – роман П. Хандке.


Рецензии