Священные понятия сердца. Главы из книги. Бог

«Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог.» (Евр. 3;4)      Разум человеческого сердца - самое совершенное Божие устроение в сотворённом мире, абсолютно согласованное в наивысшем благе – в любви. А вот рассогласование сердца и разума – устроение исключительно человеческое, искажающее понятие о совершенстве, о благе и, наконец, о Боге, как об источнике всякого совершенства и блага. Но искренняя вера способна уврачевать этот тяжёлый недуг души:
«Господи! помоги моему неверию.» (Мк. 9;24)               


Без веры понять Бога невозможно, но и с верой – только отчасти, настолько, насколько это необходимо на каждый новый момент нашей жизни приближающий нас к вечности.               
  Понятие о Боге важно не подменить в сознании своего сердца идеей Бога, чтобы, в свою очередь, веру истинную не подменить верой в собственную  идеологию, удобную для оправдания любых своих действий и мудрствований лукавых.


Всё, что нам дано знать о Боге, открыто Им Самим в Божественном Откровении и в опыте святых, которые приняли Его Откровение в своё сердце, отказавшись от попытки приспособить Небесную Истину к земным потребностям.  «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5;8).
  Нам, далёким от святости мыслей и чистоты сердца,  недоступно непосредственное восприятие понятия о Боге ни высотою ума, ни глубиною чувств, которых Бог неизмеримо выше и глубже. Но, при относительной чистоте намерений, опыт встречи с Богом, всё же, доступен каждому человеческому сердцу, и каждое человеческое сердце ищет этой встречи, часто вопреки рассудку, который скован условностями мира сего, и вопреки чувственности, которая ищет альтернативу скорбной реальности человеческого существования в предлагаемых миром соблазнах. От такого несогласия сил души опыт встречи с Богом в повседневных обстоятельствах либо остаётся совсем незамеченным, либо не осознаётся в полной мере.               


Это особенно ясно видно в момент вынесения чаши с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа на Божественной Литургии: мы делаем положенный земной поклон, выслушиваем слова молитв, произносимые священником, полностью соглашаясь с тем исповеданием, которое в этих молитвах содержится, и даже причащаемся Святых Тайн, но кто из нас переживает в своём сердце встречу с Живым Богом?!   Не потому ли и наши понятия о Боге не простираются далее догматических определений, в лучшем случае?  Но корень слова «определение»- «предел»; догматы только показывают пределы человеческого разумения Истины, рамки, за которыми начинаются умствования и заблуждения.               


Для нас, верующих и стремящихся встретить Бога в своём сердце, а не в воспалённом воображении, мало умозрительного вероучения; разум, ищущий Истину, уничтожает сам себя на этом пути, и дальнейший наш путь, это путь Истины в поисках разума, а не наоборот.
 Истина открыта миру, Свет Её не может померкнуть. Нужно иметь абсолютно больное, глухое и слепое сердце, чтобы не испытывать совсем Её вездесущия. Остаётся только признать своё сердце именно таким, чтобы упразднить в нём ложь, закрывающую Истине путь через него к другим сердцам, ведь Любовь Бога это не любовь человека, Бог не выбирает, Он любит всех, соединяя сердца в Своей Истине. 


«Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин. 14;6) – эти слова Спасителя о Себе и есть самое точное, самое полное и самое глубокое понятие о Боге для человеческого сердца на человеческом языке. Триединый Бог наш Небесный Отец, но: «…никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14;6).
 В этом понятии полнота Любви Отца, выраженная в Сыне и открывающая путь к жизни в Святом Духе. Это понятие мы выражаем, когда поём все вместе в храме Символ Веры, поём каждый от своего лица: «Верую…»; и после этого слова все последующие перестают быть просто точной догматической формулой, они превращаются в священные понятия сердца.


 А другая молитва: «Отче наш…», которая тоже поётся всеми вместе, вообще никакого предела понятию о Боге не полагает.
В ней мы обращаемся к Богу, бесконечно могущественному, бесконечно любящему Своё творение, с прошением о проявлении Его Любви к нам: «и прости нам грехи наши…» - зная, что единственное условие прощения находится в сердце каждого из нас: «… ибо и мы прощаем всякому должнику нашему…» (Лк. 11;4). Только, когда и мы уподобимся Ему в жертвенной любви ко всем, без исключения, нашим братьям и сёстрам по божественному происхождению и, увы,  по несчастью грехопадения, от которых всегда ожидаем угодных нам действий, считая поэтому их своими должниками, только тогда мы сможем встретить Бога в своём сердце. Только тогда станет возможным для нас обрести истинное понятие о Нём вне логики, вне пространства и времени, но в единственно верном и вечном измерении бесконечного приближения к тайне собственного бытия.

               


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Антоний! (Простите, я не знаю, как согласно Вашему сану к Вам обращаться) Я все внимательно прочитала, и решила, что чаще буду к Вам заходить, чтобы прочитать все на Вашей странице. Я тоже очень люблю в своих мыслях разговаривать с Богом и рассуждать о жертве Иисуса Христа, его жизни. Но на бумаге писать об этом не рискую, считая, что не достойна в силу своей некомпетентности в этом вопросе, хотя много читаю об этом у других. Благодаря лекциям профессора А. И. Осипова полюбила читать святителя Игнатия (Брянчанинова)
Счастья Вам и благоденствия!
С глубоким уважением,

Лидия Косарева   31.12.2012 05:57     Заявить о нарушении