Демон Врубеля

«ДЕМОН» ВРУБЕЛЯ

Он дух изгнанья или страсти?!
Опустошенья иль мечты?
Сомненья дух или всевластья?
Быть может, гений красоты?!
Какая мощь! Какая сила
В изломе гордого плеча!
Легко Тамару покорил он,
Сгорая страстью по ночам.
Глаза! От них не оторваться:
Они следят, они боятся,
Что кто-нибудь, когда-нибудь
Их тайны приоткроет суть.
Что в них? Надменность иль страданье,
Задумчивость иль пустота?
Крушенье всех живых желаний
Иль неземная высота?!
Скорей всего – опустошенность,
Желанных чувств незавершенность
И обреченность – до конца
Не знать ни счастья, ни венца…
Отрезан от людского мира,
А одиночество – могила,
Хоть вечен он, как вечно зло!
Всмотритесь – злым быть не дано,
Тому, кто так страдает сам
В угоду праведным богам –
Тем, кто вершит  свой суд над ним –
Могучим, грешным, неземным!
А, может, потому и грешен,
Что неподвластен и силен,
Он в помыслах своих успешен,
Могучей страстью наделен!
Неинтересны ему люди:
Корыстливы, умом мелки,
Не привлекают Божьи будни,
Молитвой купленной тоски.
Как он силен и как могуч!
Он – эхо мира гроз и туч!
Он сеет зло, страдая сам,
Он неугоден небесам.
А пролетает над Землей –
Страшит его ее покой!
Найдет ли сам успокоенье –
Не в этом ль дум его стремленье?
Вы уловите его взгляд:
Глаза о многом говорят…



    К картине Врубеля «Демон сидящий»


Рецензии
Продуманно-философский Авторский экскурс,
характеризующий "Демона сидящего",
выписанного М.Лермонтовым и М.Врубелем.
------------------------------------------------
"..Неинтересны ему люди:
Корыстливы, умом мелки,
Не привлекают Божьи будни,
Молитвой купленной тоски.
Как он силен и как могуч!
Он – эхо мира гроз и туч!
Он сеет зло, страдая сам,
Он неугоден небесам.
А пролетает над Землей –
Страшит его ее покой!
Найдет ли сам успокоенье –
Не в этом ль дум его стремленье?
Вы уловите его взгляд:
Глаза о многом говорят…"
----------------------------------
"..Основной идейный пафос поэмы «Демон» — возвеличивание человека
в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира.
Лермонтовский Демон, как справедливо пишет Белинский,
«отрицает для утверждения, разрушает для созидания.
Это тема движения вечного обновления, вечного возрождения». (VII, 555).

В поэме «Демон» широко используются символика.
В ее фантастическо - «космическом» сюжете о «духе изгнания»,
полюбившем смертную деву, ясны земные приметы.

Это философское и социально-политическое произведение
смело ставит сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия:
о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере
и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле..."
http://www.couo.ru/school/lermontov/471/demon.htm

В души заглядывая биотоки,
Вы описали "Демона" истоки..
Словесных красок не жалели:
С художником -
по взглядам - параллели.../Гр.К./

P.S.Нонне Ильенковой:
=================
Изучая много лет характеры -
Юности,не просто время тратили..
..И "птенцов" в полёты оперяли,
Чтоб они о жизни больше знали.
----------------------------------------

И я встречал "демонических" людей,
которые,даже сами себя,свой образ жизни,
ассоциировали с персонажами М.Врубеля
по картинам:
- "Демон сидящий"(1890)
- "Летящий демон"(1899)
- "Демон поверженный"(1901-1902).

Григорий Кипнис   18.02.2014 21:02     Заявить о нарушении
И умно, и интересно, и завораживающе. Спасибо, григорий.

Нонна Ильенкова   14.01.2018 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.