Кем он будет. Ассоциации зрителя

- - Картина --
***
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_85.html

Петров-Водкин К. «Купание красного коня»

Картина "Купание красного коня" принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Это было этапное произведение в творчестве художника. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке "Мир искусства", причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью - поверх всей выставки, "как знамя, вокруг которого можно объединиться".
    И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее "буревестником революции в живописи".
    Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела и очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится красным. Правда, некоторые говорили, что таких коней не бывает, но эту подсказку - цвет коня - художник получил у древнерусских иконописцев. Так, на иконе "Чудо архангела Михаила" конь изображен совершенно красным.
    Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега - вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина.
    По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник - обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что "конь величав, монументален, исполнен могучей силы, помчись он - и не удержать его неукротимый бег". Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире.. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы - чистые и прозрачные изумрудные воды...


--Символика коня—
***
http://igorinna.livejournal.com/99474.html
Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).
      Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.
      Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.
    В китайской мифологии лошадь - Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.
      В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. 
      Рыцарство:"Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг."(Раймунд Луллий ).



                --- Всадник ---
                (от автора)
***
     Кем же можно представить в будущем этого хрупкого подростка, держащего поводья коня – символизирующего собой столь разнообразные и значимые качества?
     Каким может быть повзрослевший хозяин этого благородного животного , научившийся управлять им ,оценивший его возможности и  достоинства, его независимый и гордый нрав?
     Символика коня складывалась вместе с человеческой историей, поэтому мы можем позволить себе захватить в качестве возможных воплощений достаточно широкий временной исторический диапазон.
     Кем мог стать этот юный всадник, если бы картина была написана лет 500 назад?!
     Одним из его возможных воплощений, мне представляется, герой Сервантеса, «Рыцарь Печального Образа», Дон Кихот Ламанческий.
     Следующее  возможное воплощение этого юноши – образ страстно и беззаветно преданного  революции Павки Корчагина.
     Наше время – это поэт – трибун, горячая совесть и мужество нашей эпохи - Владимир  Семенович  Высоцкий.
     Что объединяет этих героев?
     Страстность, искренность, пламенность, романтичность и мужественность. В этих мужчинах нет ни капли «голубизны», а, напротив, в их жилах кипит только красная – яркая, горячая кровь, которая заставляет учащенно биться сердца женщин и вдохновляет на подвиги мужчин!
     Это лишь – малая часть примеров на эту тему!
     А сколько их, менее известных или известных только узкому кругу- мужчин, вполне достойных роли всадника этого «Красного коня», направивших свои необузданные страсти и природные инстинкты - сознательное и бессознательное – на борьбу с косностью, отжившим, созидание нового и прекрасного в мире, испытывающих  восхищение и вдохновленность от этого Прекрасного, которое проявляется и в их отношении к Женщине!
     Можно,правда,внести "капельку дегтя" в эту возвышенную картину - кем будет Всадник,если этот могучий Красный конь понесет его со всей своей мощью и энергией, и всадник не сможет справиться с этой невероятной,сокрушительной силой - и этому мы знаем немало примеров - страсти всепоглощающей,сжигающей,опрокидывающей,заставляющей забыть всё и вся на свете!
     И,на самом деле,эта "капля" может иметь масштабы значительно бОльшие и всеобъемлющие,чем "медовая" составляющая! )
      


Рецензии
Анна, мне как-то в юности запала мысль о том, что настоящее художественное произведение неисчерпаемо. И я много раз убеждалась в том, что это именно так. Сегодня рядом с картиной рождается одна мысль, а завтра совсем другая.
Уже после написания стихотворения я ещё раз увидела "Коня" и изумилась золотому, буквально иконному цвету тела мальчика. Возникла ещё одна мысль - что мальчик это душа, а конь и все окружающее это мир, в который она послана. Возможно, как раз для того, чтобы с ним справиться и научиться управлять. И самой при этом окрепнуть и повзрослеть.
Мне кажется, очень хорошо, что возможных интерпретаций много.
Картина живая, она цепляет, загалывает загадки, провоцирует на размышления.
С теплым творческим приветствием,

Марта Журавлева   20.06.2022 09:00     Заявить о нарушении
Добрый день,Марточка!
С удовольствием прочла Ваш отклик,как самостоятельное произведение!
Ваше творчество говорит о Вас как о большом мастере экфрасиса- отражения в литературной форма возникающих у зрителя(а в Вашем случае,и поэта) размышлений!
Спасибо Вам за одобрение моего взгляда,как возможности увидеть произведение по-своему.Это,Вы правы,идет,в первую очередь, от глубины,бездонности смысла,вложенного художником в свое произведение.
***
С огромной благодарностью и наилучшими пожеланиями -

Анна Ченских   20.06.2022 17:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.