Воспоминание

Девушка – молодой учитель литературы с достаточно низкой зарплатой, давно мечтала переложить книги с пола в книжный шкаф, но денег на него не было. Вот накоплена, наконец, достаточная сумма для покупки, которая она с радостью совершает. Книжный стеллаж собран и она, взяв первую партию книг, идёт к нему.

Девушка  входит в коридор, где стоит стеллаж, со стопкой запылённых книг. У стеллажа уже заготовлен небольшой тазик белого цвета (белый это её любимый цвет) и тряпочка, чтобы как следует протереть книги от пыли. Мимолётным взглядом она окидывает знакомую обстановку: старые до боли знакомые обои, 3 дешёвые картины с пейзажем неизвестных авторов, старый комод с парой икон, не имеющих ни какой материальной ценности. Её взгляд останавливается на белом книжном  стеллаже, новом, но уже таком любимом и родном. Она с нежной улыбкой подходит к нему, не переставая любоваться долгожданным приобретением. Подойдя к стеллажу, она оценивает его вместительность, где какие книги будут стоять, хотя уже давно придумала и решила. Она опускается на колени рядом со стеллажом и аккуратно  кладёт книги  на пол, не переставая, светиться от счастья. Аккуратно, чтоб капли воды не попали на пол, она смачивает тряпочку в тазу, и начинает бережно, с трепетной любовью, вытирать одну за другой книги. Каждая книга ей дорога и любима. Тщательно протерев книгу, она ставит её на ту полку, которую выбрала только для неё. Берёт следующую. Действие повторяется с тем же трепетом и аккуратностью.

Вдруг среди любимых книг она встречает книгу Шекспира «Ромео и Джульетта». В её памяти всплывают образы из школьной постановки, она играла лишь в массовке, но отдала своей игре всю душу. Она открывает первую страничку и начинает с пафосом и иронией читать стихи: «Что есть любовь…». Высокие слова Шекспира вызывают в ней смех: они наивны и грустны, и когда звучали в речи 10 летнего мальчика, казались такими нелепыми. Она закрывает книгу, и с нежной улыбкой, вспоминая своё детство, кладёт её на предназначенную ей полку. Это книга вызвала в ней интерес к воспоминаниям. Ей захотелось вспомнить ещё что-нибудь, и она взяла следующую книгу в надежде, что и она напомнит ей о прошлом. Эта книга Пушкина. Протерев книгу, как следует от пыли, она открывает наугад любую страницу, ведь все стихи в этой книги ей хорошо знакомы и с каждым связана своя история жизни. Её взгляд падает на стихотворение «Мечта». В памяти всплывают уроки литературы. Она читает это стихотворение наизусть, да так красиво, что все одноклассники ей аплодируют. На её лице, как и тогда, появляется улыбка нескончаемого счастья. Она с любовью закрывает книгу и прижимает её к груди. А потом, с той же счастливой улыбкой, ставит книгу на выбранное для неё место. Берёт следующую. Это сборник стихов поэтов серебряного века. В ней тоже всё знакомо. Она открывает книгу на произвольной странице и начинает читать стихотворение на попавшейся странице. Это стихотворение Ольги Бергольц «Блокадный Ленинград». С лица девушки медленно уходит счастливая улыбка. На глаза наворачиваются слёзы. В памяти всплывают образы ветеранов, по щекам которых текут слёзы. Девочки 11 класса на День Победы приготовили композицию на стихи О. Бергольц. Шесть молодых девчонок играют в чёрных одеждах, в тёплых шалях и со свечами в руках. Вокруг гробовая тишина. Кажется, весь мир остановился и смотрит на них. А они, превозмогая слёзы и страх, играют чужую жизнь, жизнь, которая через свою боль спасла мир. Девушка, как и тогда, увидела глаза ветеранов, исполненные слёз благодарности и боли. В памяти у девушки возникли образы и тех ветеранов, с которыми она и её ученики каждый год встречаются у памятника павшим воинам в День Победы. С каждым годом их всё меньше и меньше. В последний раз их было всего только 5человек. По щекам девушки бежит слеза боли потерь, тех, кто подарил нам возможность жить, возможность быть теми, кто мы есть.

Встреча с этим больным воспоминанием меняет настроение девушки. Ей уже не до книг. Она больше не думает о новом стеллаже. Девушка медленно встаёт с колен и в некой грустной задумчивости застывает на некоторое время. Мыслей в голове её почти нет. Всплывают только обрывки композиции и слёзы ветеранов мелькают перед глазами. Ей захотелось сделать что-то для тех, кого уже нет с нами. Но что она может? В её памяти возникали образы солдат, стоящих в карауле у Вечного Огня и ей захотелось в память о воинах зажечь поминальную свечу. Она тихо продвигается в угол, где стоит небольшой старенький комод. На нём пара икон, не имеющих ни какой материальной ценности. Из верхнего ящика комода, который от старости открывается тяжело, девушка достаёт не большой церковный подсвечник, свечу и спички. Она некоторое время не решается поставить подсвечник….  Имеет она право?…Но потом понимает, что это верное решение и достаточно уверенно, но с не большой медлительностью, ставит подсвечник к иконам. Медленно и аккуратно вставляет свечу в подсвечник и, ещё подождав некоторое время, чиркает спичкой о коробок и зажигает свечу. Пламя горит ровно, не колыхнётся, как будто солдат выпрямился по струнке перед своим генералом, чтоб показать ему свою преданность и уважение. Девушка смотрит на пламя. По её щеке скользит слеза, и она шепчет тихо-тихо: «Спасибо…». Она не знает точно, кто из её родных служил и погиб в этой страшной войне. Но она знает точно, что каждый погибший российский солдат для неё родной и близкий. Девушка скорбит всей душой.

Смотря на свечу, она непроизвольно опускается на пол. Её голова склоняется к стене. Глаза по-прежнему смотрят с тоской и болью на пламя свечи. Незаметно для себя она засыпает спасительным сном.


Рецензии