Великаны
Строго говоря, англичане и французы не могут претендовать на огров как на национальное достояние. Те встречались в Италии, Испании, Чехии и Польше; например, по-чешски великан — обр. Похоже, не так ли? (А может, слово «огромный» тоже как-нибудь связано с ограми?) Итальянское «орко» (с тем же значением) известно с XIII-XIV веков или даже раньше.
Наиболее старые источники рассказывают, что огры пришли в христианские земли из страны безбожных гуннов. Гуннами в этот период именовали венгров, кочевников довольно-таки буйного нрава... хотя, право же, никак не выделявшихся гигантским ростом. Некоторые даже производят это слово от «онгруа», что означает «венгр», хотя есть и немало других этимологий (например, огров, как и орков, производят от жителей Оркнейских островов, тоже не слишком высокого роста).
Существует версия, будто слово не означает вообще ничего и было придумано кем-то из поздних авторов — например, Парацельсом или даже Шарлем Перро (хотя есть доказательства, что оно возникло намного раньше).
Но у Перро они, безусловно, имеются; просто в сказках, знакомых нам с детства, огров переводили как людоедов. Именно с огром имел дело, например, Кот в сапогах, что отразилось потом и в небезызвестном «Шреке». Независимо от того, прибыли ли огры из Венгрии или с островов, нет сомнений в том, как они выглядят: ростом где-то от 2,5 до 4 метров, волосатые и бородатые, краснолицые, с большими ступнями (маленькие и не удержат такую тушу, так что все логично). Носят обычно цветастые расшитые куртки, но иногда вынуждены обходиться шкурами. Вооружение огра — дубина или камень, но встречаются топоры, а изредка и мечи. Защитное снаряжение сводится все к той же шкуре.Селятся обычно поодиночке или семьей; деревни огров тоже известны, но это редкость. Чаще всего они строят избушку где-нибудь в глухом лесу, а если преуспевают — приобретают или захватывают замок. Встречаются (как в том же «Коте в сапогах») огры-феодалы с множеством поместий; крестьяне служат им с невероятной добросовестностью, ибо только обильный оброк скотом спасает их от оброка детьми и женами.
Людей любят чрезвычайно, предпочтительно жареных, но вареные и даже сырые тоже годятся; отдельные эстеты коптят благородных рыцарей, не снимая доспехов. При этом, правда, не прочь сперва поговорить со своим обедом; и это спасло немало жизней, потому что умом большинство огров не блещет.
Судя по их интеллектуальным свершениям, удивительно уже то, что они обладают связной речью; так, например, они не раз путали свою жертву с камнем, с собственным ребенком (когда коварный человек обменялся с чадом шапками), выбрасывали в пропасть вместо человека пустую кровать, разрубали топором тыкву, сажали в печь стог сена... Правда, возможно, они плохо видят? Тому есть и дополнительное подтверждение: фантастически острый нюх, позволяющий учуять человека (особенно англичанина!) мгновенно в любых условиях. Кому-то это может показаться странным, но японские великаны вовсе не напоминают особо крупного сумотори. Более того, они даже не желтокожи; да, кстати, ;ни — это не местоимение, а название японской великанской расы.
Они выглядит как мускулистый, но довольно стройный гуманоид примерно в полтора-два человеческих роста, с голубой или темно-красной кожей (бывают и другие разновидности — фиолетовая, зеленая, оранжевая, — но реже), парой торчащих вверх рогов, как правило, пышными курчавыми черными волосами, иногда — усами или бородой. Вооружен посохом, железной палицей или чем-то вроде нагинаты.
Таким они стал, впрочем, не сразу; когда-то они предпочитали невидимость и бесплотность и в таком состоянии причиняли людям всевозможные беды и несчастья. Волшебным, а не физическим путем. Но, как это нередко случается, со временем злокозненный дух стал существом из плоти и крови, получил вполне определенный облик и стал при этом гораздо менее страшен...
Большинство классических источников описывает прежнего они — духа; ну а в более современных это просто могучее и злокозненное существо, обладающее, однако, кое-какими остатками магических сил.
Герион.
В греческих мифах еще немало исполинов, которые не относятся к какой-либо конкретной категории и в своем роде уникальны. Например, медный великан Талос — его, впрочем, правильнее относить к големам. Или Хрисаор Золотой Меч, дитя Горгоны Медузы и Посейдона, «родившееся» в момент убийства Медузы Персеем (вместе с родным братом Пегасом). Но знаменитее всех, видимо, сын Хрисаора — Герион; его «прославил» Геракл, в число подвигов которого входит похищение герионовых коров (с закономерным летальным исходом для хозяина и его двуглавого адского пса Орфа — его портрет мы по ошибке поместили в прошлом номере вместо Кербера).
Герион обычно упоминается с загадочным эпитетом «трехтелый». Что это в точности значит — просто ли трехголовый, или что-то вроде сиамских близнецов, или...? В большинстве мифологических словарей вы найдете упоминание о трех телах, трех головах и шести ногах, но мифы в этом совсем не так уж уверены. Вот в театре его действительно изображали три человека.
Есть и такая версия: Герион обладал тремя обличьями, которые мог менять по желанию (вроде дракона из пьесы Евгения Шварца). Бытует также мнение, что тело его было составлено из частей трех разных существ, наподобие иеракосфинкса или химеры.
Из греческих мифов Герион ухитрился угодить прямиком в... христианскую демонологию, где стал одним из покровителей лжи. В этом качестве он предстает перед нами, в частности, в «Божественной комедии» Данте (там, впрочем, вообще немало персонажей из греческой мифологии), где оказывается хранителем восьмого круга ада; на его спине герой и Вергилий добираются до восьмого круга.Колоссы
К появлению колоссов классические мифы о богах и героях непричастны. Колосс — это просто гигантская статуя и ничего более. Известнее всего, конечно, Колосс Родосский, под чьими ногами якобы проплывали корабли, но есть еще Колосс Мемнона в Египте и три великих статуи Фидия (статуя Зевса тоже попала в реестр чудес света).
Осознав, что колосс — нечто огромное и человекоподобное, породили неуклюжего исполина с грацией статуи, способного метнуть камень или приложить тяжелой рукой. Особыми отличиями он похвалиться не может — да и что с него взять, если еще недавно он был статуей? Двигаться научился — и на том спасибо.
Откуда они в точности взялись, неизвестно; возможно — от Имира, но так ли это? Живут они отдельно, в жарком, пылающем Муспельхейме, во главе с Суртом (Суртром) — это имя означает «черный».
До поры до времени они не так уж часто попадаются на пути асам и ванам, но в Рагнарёк должны проскакать на гигантских конях (всадники Апокалипсиса?) и уничтожить большинство людей и бога Фрейра. А пылающий меч Сурта срубит мировое древо Иггдрасиль и разрушит почти все — кроме леса Ходдмимир, где огненный клинок теряет свою силу.
В шведской литературе нередко встречается фраза «Он придет с юга», означающая неизбежность печального конца чего-либо: это цитата из пророчества мертвой колдуньи-вёльвы, и говорится в ней именно о Сурте, сжигающем мир. Само имя Сурта одно время (когда язычество в Скандинавии перевелось) тоже использовалось как синоним понятия «полный и однозначный конец всему».
Как выглядят огненные великаны, сказать трудно. Порой упоминаются рога, когти, шипы из плеч. Часто их изображают темнокожими с огненно-рыжими волосами и бородой. Они — не «повседневные» персонажи мифа, а олицетворение конца света.Ледяные и горные великаны
Ледяные — самые прямые потомки инеистых, иногда их так инеистыми и зовут, а иногда пытаются отличать от правеликанов; на языке оригинала — хримтурсы. Возглавляет их некто Хрюм; согласно Младшей Эдде, именно он приведет на Рагнарёк корабль мертвецов Нагльфар (Старшая Эдда доверяет эту миссию Локи).Выглядят они относительно прилично — просто как огромные люди с серебристой ледяной бородой и шевелюрой. Хотя в массе своей они злобны, буйны и не контролируют свою ярость, однако... есть и исключения. Немало скандинавских богов даже взяло себе в жены великанш; и хотя красоту Гуннлод, Скади или Гердр никто особо не воспевает, асы сочли их подходящими партиями. Даже Тор, вечный враг великанов, — и тот обзаведется сыновьями, которым суждено пережить Рагнарёк, от ледяной великанши Ярнсаксы. Многие из турсов могут похвастаться знанием и мудростью; спор с турсом даже Одину дается совсем нелегко.
А вот с горными великанами, они же «настоящие» ётуны, переговоры и тем паче близкие отношения невозможны. Это существа хтонические, хоть и не столь жуткие, как огненные великаны, они воплощают дикость и хаос, строят всевозможные пакости асам и мечтают их уничтожить. Хотя змееног у них не замечено, горные великаны ближе к гигантам, нежели к титанам или циклопам... Да и уродливы они сверх меры — отмечаются когти, разнообразные неэстетичные выросты на руках и физиономии, гигантские стопы (что, впрочем, имеет смысл с точки зрения физики).
Правда, разделение на ётунов и хримтурсов нечетко; некоторые авторы настаивают на том, что между ними нет ничего общего, кроме происхождения от Имира, другие полагают, что хримтурсы — это уже умершие великаны (которые, естественно, прибудут на Рагнарёк), а ётуны — еще живые, третьи — что разница примерно такая же, как между шпионом и разведчиком (с той поправкой, что хримтурса никто и никогда не сочтет однозначно положительным персонажем — в лучшем случае нейтральным, и всем известно, на чьей стороне все они в конечном счете выступят в Рагнарёке).В пользу этой версии говорит и то, что проживают как хримтурсы, так и ётуны в одном мире — Ётунхейме. Он известен также как Утгард — «окраина», — потому что лежит то ли за опоясывающим мир морем (Гренландия? Америка?), то ли на самом его краю, но с «нашей» стороны.
Ну а как же в таком случае браки с великаньими дочерьми? Да очень просто: асы и великаны — враги, а у врагов красть жен можно и нужно. И зачем их, спрашивается, красть — не есть же потом?..
Свидетельство о публикации №111090803642
Юлия Гайд 05.11.2011 20:36 Заявить о нарушении