Расписная прялка и черный квадрат

После прочтения:
http://www.stihi.ru/2011/02/25/2352

верю:  в черном квадрате
смыслов упрятаны рати,
сколько не дергай нервы,
не ляпай синих иль белых,
черный - все-таки первый,
в нем и прорыв, и смелость

Недавно поняла в чем сходство старинного народного искусства (прялок расписных, вышивок, глиняных игрушек)  и, как ни кажется это нелепым на первый взгляд, сюрреалистов,  абстракционистов и просто фантастов (неважно, в каком жанре).
Кажется, ничего общего нет, а все-таки есть: народные мастера не пытались состязаться с природой,  воспроизвести ее образчики «как око видит», может быть, интуитивно сознавая ее непревзойденность, а  придумывали что-то несуществующее: орнаменты, дивноптиц, чудо-львов с хвостами-цветками.  Многие современные художники поступают также, хотя диапазон шире, от «Черного квадрата» до Дали. А между ними - века попыток воссоздать природу, запечатлеть "мгновение, продлись, постой".

     И вот она, тайна «Черного квадрата» на мой неискушенный взгляд: Малевич был не очень умелым живописцем, но смелым человеком. Сколько теперь ни рисуй квадратов, треугольников или овалов каких угодно цветов, это уже годится только для дизайна. А «Черный квадрат»  - первый. В нем тайна черных дыр Вселенной, куда все уходит и ничего не возвращается, в нем чернота зеркала, занавешенного тканью в доме покойника,  провал в иные измерения, куда искусство только еще пытается заглядывать,  жесткая противоестественность, искусственность, почти компьютерная графика в самом резком и первоначальном выражении – один пиксель, увеличенный до размеров окна в незнаемое.
 И поэтому вопрос: а что там, в черной комнате, будет интересовать еще многих и многих. До тех пор, пока не появится столь же многозначный символ, пригодный для дискуссий о целях творчества. Можно просто хихикнуть и отмахнуться, дескать, любой может нарисовать такое. Любой может - потому что знает. А Малевич придумал "Черный квадрат" первым. Именно черный, не красный, не синий, и даже не белый. Ибо в белом - пустота, а в черном наполненность. И квадрат его единственный в своем роде.

         А березовую рощу можно нарисовать тысячами тысяч разных способов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.