48. Заметки на полях сражений 1176-1200

                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет.


1176. Известный психолог Эрик Берн вывел весьма симпатичную теорию, объясняющую
многие наши выходки. Теория основывается на предположении, что в каждом из нас
присутствует три состояния «я», уживаются три персонажа: ребёнок, взрослый и ро-
дитель. И поведение человека, его отношение к окружающим определяются именно тем,
кто из этой троицы управляет им в данный момент.

У одних большей частью верховодит взрослый. Такие люди серьёзны, рассчитывают
больше на себя, всегда готовы к борьбе, порой безжалостной.
Те, в ком ведущий – родитель, обожают поучать, относиться к окружающим снисходи-
тельно, но и опекать их.

Если же в человеке за главного ребёнок, то и он проявляет себя соответственно –
может быть по-детски приветлив и жесток, увлечённо играть в свои инфантильные
игры, но всегда нуждается во взрослом и готов к послушанию. Кто бы ни был в лич-
ности за главного, время от времени он уступает в лидерстве кому-то из оставших-
ся двоих. И тогда солидные руководящие дяди носятся по корту с теннисной ракеткой
или, придя домой, не смеют перечить жене, тогда прилежные тихони-студентки ока-
зываются хищницами-любовницами, тогда громилы-бандиты, меньше всего похожие на
детей, безропотно подчиняются щуплому пахану…

1177. Вольтер, один из величайших философов Земли, на вопрос, кем он является,
не стал перечислять ни одного своего вполне заслуженного звания или титула, а
ответил, как истинный философ, просто и мудро: «Поэт»…

1178. Когда-то Вовочке Ульянову (если верить его биографам), прочитавшему «Па-
лату № 6» Чехова, стало душно в комнате. Вышел он на свежий воздух и подумал,
что вся Россия – это палата № 6.

Эх, если бы этот Вовочка, выросший, по убийственному определению Ивана Бунина,
в «косоглазого, картавого, лысого сифилитика», пожил в России уже в наши вре-
мена, он понял бы, подлец, в какую глухую и удушливую палату № 6 превратил он
и его соратники всю великую страну!

1179. Кстати, о христианстве, церкви и её обрядах. Некто Адольф Шикльгрубер,
впоследствии прозванный в народе как Гитлер, родился 20 апреля 1889 года –
как раз на пасху…

1180. Почему никто не может дать точного определения времени? Да только пото-
му, что мы привыкли рассматривать его в двух плоскостях – прошлое и настоящее.

Выпадает из этого ряда только будущее – потому что неизвестно никому. И вместе
с этим вечным иксом утрачивается объёмность времени.

А ведь оно наверняка имеет свой объём, который можно представить как множество
точек, частиц, расположенных в пространстве, и не важно, как их назвать – частицами,
секундами, мгновениями.

Когда же появляется третья составляющая – будущее, возникает и возможность фор-
мировать это пространство, оперировать точками как угодно. А это и означает уп-
равление временем, то есть то, против чего всегда была церковь, и то, чего так
страстно хочется и верующим, и атеистам…

1181. Вам привет от Фридриха Ницше:
«Первый и последний христианин умер две тысячи лет назад…»

1182. Вы заметили – что-то не то было с любовью в классической литературе.
Вроде и чувство большое, сильное и светлое, а вот на тебе: Ромео оказался до-
вольно слабым мальчишкой, живущим под страхом мести, Гамлета, как вы помните,
травил весь высший свет – тут не до любви, так, жалкие рефлексии, Анну Карени-
ну притеснял муж, и вообще известно, чем такая любовь закончилась, Дубровского
ловили как преступника, телеграфист Желтков  вообще был крайне убогой лично-
стью, поручик Ромашов слаб и закомплексован, и даже сильный Онегин влюбился
тогда, когда ему стало окончательно тошно…

1183. Психологи всё время говорят о подсознании. Я же подозреваю, что никакого
подсознания нет, а просто есть два сознания – как бы параллельных и равноправ-
ных. Только одно нами ощущаемо, а второе – нет.

Человек думает и знает, что думает – это первое сознание. А вот если, допустим,
человек ест суп, а мысль пришла сама – это второе сознание…

1184. Если в профессиональной принадлежности человека я и могу когда-нибудь
ошибиться, то в определении дурака – никогда. Интуитивно, по нюансам, по раз-
говору, при помощи нехитрого теста и просто так – на глаз я чувствую этого не
простого экземпляра.

Дурак, как я заметил, например, не любит умных. Он не признаёт относительных
истин – для него всё абсолютно. Он не терпит парадоксов, полагая их глупостями,
он смеётся над интуицией. И главное, дурак не любит задумываться, ибо давно
всё знает…

1185. И Христос, и Магомет допустили один серьёзный просчёт: они пообещали рай-
скую жизнь после смерти. Не сегодня, не в крайнем случае завтра, а после смер-
ти. Какова перспективка?

1186. Я не злой, но злопамятный, и считаю это весьма приличным качеством для
человека – в противовес библии, заставляющей получившего пощёчину простака под-
ставить ещё и вторую щёку.

Я знаю, что зло надо помнить, как свою биографию или историю государства. Зло
надо помнить так же, как добро, его надо помнить хотя бы для того, чтобы упредить
повторение.

Забыть сотворённое зло – это предать истину. Знаете, как сказали французы о
второй мировой войне? Гениально: «Простим, но не забудем…»

1187. Демократия – это всего лишь механизм гармонизации интересов и ценностей
общества, но не сами ценности. Непонимание этого – главная ошибка современной
политики.

1188. У стариков и молодых мысли до того разные, что практически противопо-
ложные. Возьмём, к примеру, трудности. Старики уверены, что трудности надо
преодолевать. Молодые говорят: зачем? Трудности не надо преодолевать, их надо
уничтожать, чтобы и в помине не были.

Кто же прав? А никто. С одной стороны, надо, чтобы трудностей не было – жизнь
и без того тяжела, а с другой – они всегда были и будут…

1189. Мы бездумно повторяем расхожую фразу: «Бог накажет». Что мы имеем в виду?
Да время же. Только время…

1190. Говорят, что старики впадают в детство. А во что же им ещё впадать? Ведь
самое хорошее, самое интересное и самое светлое было именно в детстве, всё же
остальное не дало душе столь сильных впечатлений. Не потому ли ум всё это ос-
тавляет в небрежении и возвращается к первому, хорошему?

Говорят, что старик не следит за собой. А для чего? Женщины на него не смотрят,
мыслями его никто не интересуется, о жизни его не расспрашивают. Кто знает,
о чём старики думают, куда идут и зачем живут?

Так для чего старику следить за собой и для кого? Для себя? Это роскошь, ведь
времени остаётся всё меньше…

1191. Мода существует только для тех людей, кто ничего не имеет за душой, кто
полностью потерял индивидуальность. Не потому ли за модой гоняются в основном
женщины?

Мода заполняет пустую душу, как мутная вода – след в земле. Быть модным – зна-
чит не быть самостоятельным…

1192. Человеку всё подвластно: образование можно получить, работу выбрать, ме-
бель купить, в кино пойти, в космос полететь, наконец. Всё можно, коли очень
захотеть.

А вот времени жадным небесным дедушкой ему отпущено – отрезок от сих до сих,
как хочешь бейся, а уложись.

А что касается смысла такой жизни, то он весь в русской пословице:

Жизнь – сказка,
а смерть – развязка…

Понимай так: хороша жизнь, а умирать надо…

1193. Есть старая добрая истина: у человека существует только два способа быть
богатым и счастливым – заиметь много денег или ограничить свои желания.
Второй путь всегда легче и достойнее, но все почему-то стремятся пройти первый…

1194. Вот ещё одно воспоминание.

В далёком 1968 году, когда я учился в восьмом классе, я однажды услышал от учи-
тельницы литературы и по совместительству классного руководителя Тамары Семёно-
вны следующие слова по поводу своей причёски:

- Вот ты, Вова, наверное, хочешь быть похожим на какой-нибудь «Битлз»! А знаешь
ли ты, что в нашем гороно вчера собирали учителей английского языка со всего
города, поставили им твоих битлов, и ни один учитель не понял ни слова?

1195. И вы утверждаете, что человечество умно, если маленький камешек, будь он
хотя бы и алмазом, стоит многие и многие тысячи, а буханка хлеба – копейки? А
вот жизнедающие вода и воздух вообще ничего не стоят…

Человечество – один большой дурак, и никогда не надо ориентироваться на его
так называемый опыт. Зарабатывай свой!

1196. Вот какая мысль о смерти.
 
Жил я себе, жил, и ниоткуда меня не исключали и не выгоняли. Не выгоняли ни
с каких работ, ни из квартиры, даже из гостей не выгоняли. Не исключали ни из
школы, ни из профсоюза, ни из университета.

И вдруг – исключили из жизни! Сразу, насовсем и ни за что!
Хотя, впрочем, есть за что – за старость…

1197.  «Библия – жестокая книга. Может быть, самая жестокая, которая когда-либо
была написана». Чтобы сказать это, надо быть не тёмной старушкой в платочке,
выбивающей последние мозги о каменный пол церкви, а великим и умным французом
Жоржем Сименоном…

1198. Осознаёшь и тут же теряешь это осознание. И хорошо, что теряешь. Что было
бы с человеком, если бы он трепетал от каждого запаха, музыкального звука или
фразы? Если бы депрессия и восторг бесконечно раскачивали его, как килевая качка
в шторм? Ведь он не смог бы тогда логически мыслить, не смог бы заниматься своим
делом, воспитывать детей, гладить брюки, получать зарплату, наконец!

1199. Восстаёт лишь тот, кто не в состоянии приспособиться, приноровиться, гнуть
шею, пресмыкаться, лизать, юродствовать, лицемерить, лгать. Слава не умеющим
приспособиться! Они и есть культура…

1200. Человек – штука  сложная. И потому я давно вывел для себя простую формулу,
с  помощью которой делю людей на друзей и врагов. Судить о человеке нужно исклю-
чительно по поступкам, не обращая внимания на такие мелочи, как внешность, манеры
и, в особенности, на слова, которые этот человек произносит…


Рецензии
К Бернсу, насчёт ребёнка: ребёнок так непосредственно, эмоционально, глубоко реагирует на окружающий мир, что на этого "ребёнка" в разы меньше действует зомбирование. Потому что зомбирование - это трансляция в твою систему чувств чужой информации, у ребёнка же эта система чувств вся занята в каждый момент его жизни.

*
1178 Почитаешь Вересаева - усомнишься в том, что наличествовала великая страна. Единственно что, именно во время революции, был в образованной части общества лирически-мистический всплеск, даже переход человека, человечества на новый уровень развития, и вот это-то революция и задавила...

Трудно, трудно, брат, трёхмерной тенью
В тесноте влачить свою судьбу.
На Канатчиковой - переуплотненье,
И на кладбище уж не в гробу,
Не в просторных погребах-хоромах -
В жестяной кастрюльке прах хоронят.

Мир совсем не так уже обширен:
Поубавился и вширь, и ввысь... /С.Я.Парнок/

*
Ночь на дворе. Барская лжа!
После меня - хоть потоп.
Что же потом? Крик горожан
И толкотня в гардероб.

Бал-маскарад. Век-волкодав.
Так затверди назубок:
Шапку в рукав - с шапкой в руках -
И да хранит тебя бог! /О.Мандельштам/

*
Мне чудится в Рождественское утро
мой лёгкий, мой воздушный Петербург...
Я странствую по набережной... Солнце
взошло туманной розой. Пухлым слоем
снег тянется по выпуклым перилам.
И рысаки под сетками цветными
проносятся, как сказочные птицы;
а вдалеке, под ширью снежной, тают
в лазури сизой розовые струи
над кровлями; как призрак золотистый,
мерцает крепость (в полдень бухнет пушка:
сперва дымок, потом раскат звенящий);
и на снегу зелёной бирюзою
горят квадраты вырезанных льдин.

В. Набоков

Агата Кристи Ак   11.09.2011 03:22     Заявить о нарушении
Замечаю, чо сам уже стал
уставать от этой темы.

Философский Саксаул   11.09.2011 04:06   Заявить о нарушении
От какой темы? В теме зомбирования однозначно ничё хорошего. В теме Серебряного века... Мне помогает образность Серебряного века. Примерно

Здесь, среди зыбей и песчаных скал
Я тебе скажу, мой неверный брат,
О земле другой, Терра Провансаль.

Там среди лесов утопает даль,
А в тени соборов нетленный свет,
Там ковалась вера моя как сталь,
Ей служить до гроба я дал обет.

Затканный гербами струится шёлк -
Золочёный крест и червлёный лев,
Там вернее клятвы закона долг /c/

Агата Кристи Ак   11.09.2011 15:52   Заявить о нарушении
К заметке о Гитлере: никогда не чувствовала значимости церковных дат.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 16:05   Заявить о нарушении
Насчёт времени: у меня было какое-то сложное видЕние... Ощущение... Озарение... Которого не могу сформулировать. Вроде, когда некая сила /"Бог", но дело не в том что "Бог", а в том, что внешняя сила/ - когда некая сила из Вечности /то есть из пространства, где нет Времени, а оно по-другому как-то структурировано/ - когда некая сила смотрит на нас из Вечности, она видит нас так, как мы видим двухмерную картинку, мозаику. Именно поэтому сила может вмешаться и изменить то, что связанные друг с другом части "пазла" изменить не могут, а эта внешняя сила просто протягивает руку и переставляет пазл как ей хочется. -

И, вроде, частично ещё при жизни можно иметь возможность менять "угол зрения" так, чтобы оказаться внешней этой силой по отношению к окружающей реальности.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 16:11   Заявить о нарушении
Моя, тоже, заметка:

Вчера думала о Гитлере, и не знаю с чем таким сконтачилась, но почувствовала какую-то слабую, зависимую личность. Не дай бог это не только одна из сторон личности Гитлера, но он с этим, к тому же, ничего не делает. Только этого не хватало после всех его действий по достижению власти и силы духа.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 16:13   Заявить о нарушении
Насчёт времени: вчера показывали передачу об индуизме, сказали, что именно из индуизма пришло к нам такое понятие, как число "ноль". Меня дико порадовала эта передача, а также я испытала зависть, что я не в теме и взяться сию минуту читать ин7дуистские книги не могу.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 16:14   Заявить о нарушении
- Ага, а когда человек в результате духовного развития перестаёт быть "двухмерной картинкой", а... наполняется, что ли, разлитой в пространстве силой, то ли праной, то ли Святым Духом, на такого человека больше нельзя влиять, переставляя пазл извне. М.б. можно влиять на него, но какими-то более сложными техниками, об этих техниках мне ощущений не было.

И есть мнение, не помню, моё или нет, что этот самый первородный грех - это когда человек в следствие каких-то неграмотных мистических действий потерял это лишнее изменение, "наполненность Святым духом", и стал "двухмерен". Между прочим, в результате этой "двухмерности" он потерял иммунитет. Прости, тоже не смогла сформулировать, а образно мне упорно шло такое сравнение: или перед тобой стоит живой человек, либо картинка: человек, изображённый на бумаге. А болезнь мне представлялась как ножницы. Ножницы режут бумагу с любым на ней изображением, но живого человека, с нормальной циркуляцией вокруг этого человека энергетики - разрезать не могут.

Далее мне представлялось, поэтап7но:

1.Человек теряет или во всю жизнь не находит этого нормального "трёхмерного" состояния - это предрасположенность к болезни, но не самая болезнь - впрочем в том случае, если человек трёх=мерность ТЕРЯЕТ, а не не может найтьи, он впадает в такую депрессию, что легко может заболеть чем-то ужасным или просто закончить дни в психушке.

2. Некие "Ножницы" режут двухмерное изображение человека. То есть если представить личность человека как изложенную сверху вниз информацию в свитке, то этот свиток бывает либо разрезан через неодинаковые промежутки, либо, что хуже, куски этой информации бывают уничтожены и вместо них остаются дыры.

3.Эти дыры бывают потом заполнены каким-то вселенским мусором почему-то вроде полиэтилена.

Соответственно

1.Пытаются изничтожить этот полиэтилен и получить хоть изрезанный, но чистый текст.

2.Наглеют и сами, руководствуясь логикой сохранившегося текста, дописывают пропавшие части текста. Получается общий, не разрезанный текст, который сам внутри себя устраняет противоречия, безусловно допущенные тем, кто дописывал пропавшие куски.

3.Реанимируют нормальную наполненность человека энергетиками и циркуляцией этих энергетик.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 16:35   Заявить о нарушении
Причём различают два случая:

1.Если повреждения "текста" сравнительно невелики, сразу пускают эту энергетику, и энергетика, стремясь циркулировать нормальным для себя образом, сама восстанавливает рисунок личности, чтобы ей значит можно стало циркулировать беспрерывно.

2. Если повреждения текста велики, реанимация циркуляции энергетики может убить человека.

Между первым и вторым случаем нет чёткой границы.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 16:37   Заявить о нарушении
Перенеси всё, что ты только что
набредила, и разбей на главки -
получится эссе.

Философский Саксаул   11.09.2011 17:51   Заявить о нарушении
Хорошо, сделаю сегодня-завтра.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 19:50   Заявить о нарушении
Насчёт первого и последнего христианина - это про Маяковского говорили, что он был больше социалист /или большевик, не помню/, чем социалисты.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 19:52   Заявить о нарушении
Классическая литература и любовь - была Цветаева - любовь как нарушение всех существующих норм и законов.

А то ещё где-то рядом с христианством говорят, что настоящая любовь - это особый интерес к внутреннему, духовному миру друг друга. И ещё говорят, что между мужчиной и женщиной, страстно друг друга любящими, такое случается редко, а даже когда случается, то всё равно слишком быстро заканчивается. Вот в притче одной было, героиня, выходя из ада, поднималась поэтапно во всё более высокие, т.е. близкие к поверхности, черте разделения между адом и раем, круги. Поднималась и попала в очередной круг: никаких бытовых проблем, светское общество, но нет ощущения самой жизни как таковой, а есть ощущение сна, нестрашного, неинтересного, беспрерывного. И светская жизнь, в частности, заключается в том, что с непонятной целью перемещаются в помещениях фигуры, периодически вступая в диалог. О чём был диалог, закончив этот диалог, вспомнить не могут, не помнят имён собеседников, не помнят собственного имени. И героиня оттуда, из этого очередного круга ада, тоже ушла.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 19:59   Заявить о нарушении
А я думаю, м.б. подсознание - это затёртые новыми слоями предыдущие варианты нашей личности...

Ну да, потом, просто работа сознания, которая синхронно с собственной работой сознанием не фиксируется.

Потом, не оформившиеся, ассоциативные мысли. человек ест суп, и какие-то черты окр. реальности вдруг сложным образом напоминают ему то и это, и приводят наконец к определённой мысли, как она родилась, человек проследить не может.

Потом, вроде, сквозь человеческое сознание ли, подсознание есть выходы в разнообразные пространства коллективных сознаний, типа как в чаты.

Агата Кристи Ак   11.09.2011 20:03   Заявить о нарушении
К твоей реплике о Маяковском.
Ницше: "Первый и последний хрис-
тианин умер 2000 лет назад..."

Философский Саксаул   12.09.2011 01:46   Заявить о нарушении
Ницше крут. Я, правда, только "Заратустру" осилила, вернее прочла взахлёб.

Агата Кристи Ак   13.09.2011 01:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.