У самого яра

*
Марише Мищенко

http://stihi.ru/2011/06/22/6648

У самого яра, в тумане,
Брелок в кармане,
Скрип веток мокрых, ненастье. -
Свобода. - Хоть и не счастье.
               
                2011-08-31


Рецензии
Спасибо большое!
Свобода не всегда означает счастье, точнее, переизбыток свободы (а такое тоже возможно) порождает вседозволенность и пресыщенность...

Мари-Ша   03.09.2011 13:25     Заявить о нарушении
- Тут скорее другое. :

Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.

Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.

Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах. /И. Бродский/ -

Тоже, в общем, переизбыток свободы... -

Но и этим состоянием очень дорожишь, это что-то лирическое, даже уютное. Вроде того - наконец-то, после всех кошмарных состояний:

Конец июля прячется в дожди,
как собеседник в собственные мысли -
что, впрочем, вас не трогает в стране,
где больше позади, чем впереди.
/не помню/ Улицы раскисли.
Прохожий тонет в мутной пелене.

/И. Бродский "Гуернавака"/ -

Или тоже у Маркеса, кроме кошмариков, встречается тоже такое состояние - кажется, повесть про какого-то генерала - и на протяжении всего запутанного сюжета, там и любовная коллизия, всё идёт и идёт дождь, всё тянется и тянется такое вот, описанное мною выше, частично лирическое одиночество. -

Пожалуй, ещё позитивно здесь ощущение частичной победы, окончание во всяком случае некоего жизненного этапа. В конце концов, я об этом не помню со скольки лет мечтала: о свободе внутри себя, которая сохраняется в гораздо менее комфортных условиях, чем это возможно в среднем для человека.

Настоящий конец войны - это на тонкой спинке
венского стула - платье одной блондинки,
да крылатый полёт серебристой пули,
уносящей жизни на Юг в июле. /И. Бродский/

- Лирика:
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.

/И. Бродский/

Агата Кристи Ак   03.09.2011 18:11   Заявить о нарушении
- :

Приходит время сожалений.
При полусвете фонарей,
при полумраке озарений
не узнавать учителей.

Так что-то движется меж нами,
живет, живет, отговорив,
и, побеждая временами,
зовет любовников своих.

И вся-то жизнь -- биенье сердца,
и говор фраз, да плеск вины,
и ночь над лодочкою секса
по светлой речке тишины.
/.../

Свети на горестный посев,
фонарь сегодняшней печали,
и пожимай во тьме плечами
и сокрушайся обо всех.

И. Бродский

Агата Кристи Ак   03.09.2011 18:13   Заявить о нарушении
Свобода "внутри себя" - состояние невероятно редкое и потому ценное. Оно, это ощущение, зависит не только от человека, но и от этой самой проклятущей реальности, "клетки", в которую мы заточены. И я оч-чень редко верю тем, кто утверждает, что обладает безграничной внутренней свободой. Кто там - Лессинг, кажется - говорил, что не все те свободны, кто смеется над своими цепями.
По-моему, иногда даже внешнюю свободу проще обрести, чем освободиться от условностей, привычки зависеть от социума, нелюбви к самому себе, неприятия реалий этого мира - короче, от всего того, что мешает человеку стать (не "быть", а "стать", потому что к тому моменту, как встает вопрос об осознанном выборе, человек изнутри уже захламлён различным мусором) свободным.
К тому же, дедушка Фрейд утверждал, что большинство людей не хотят быть свободными, т.к. наличие большой свободы предполпгает наличие ответственности ( в том числе, и перед самим собой)
Вот и стОит после этого задуматься ...
Конечно, это смотря что понимать под свободой ... Если "свобода" - это гармония с миром и самим собой, то да, я согласна, ее можно обрести, просто любуясь облаками (пусть недолгую, сиюминутную, но...)
А если "планка" повыше - существует вероятность всю жизнь оставаться "несчастной жертвой", в вечном поиске, неудовлетворенности... Или еще страшнее - найти иллюзорную "свободу" и стать её рабом (по Гете)

Мари-Ша   03.09.2011 18:53   Заявить о нарушении
Оно не редкое, как, скажем, самородок в природе, оно долго- и трудно-достижимое в этом убитом окружающем пространстве...

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:00   Заявить о нарушении
Безграничной внутренней свободы наверняка быть не может, примерно так, как невозможна безграничная свобода внешняя, физического тела. Но может быть внутренняя свобода больше среднестатистической.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:02   Заявить о нарушении
Ну почему, смеяться над цепями тоже неплохо. Цепи каким образом ограничивают вашу ВНУТРЕННЮЮ свободу? Они таким образом ограничивают вашу внутреннюю свободу, что отсутствие свободы внешней вызывает Ваши негативные внутренние состояния. Смех же - состояние позитивное, а потому может считаться одной из степеней свободы.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:04   Заявить о нарушении
Вот, например, Фрейд говорил, или его последователи переврали упрощённо, что человеком управляет физиология, химия. Я с Фрейдом серьёзно столкнулась, познакомившись с его последовательницей. Она говорила вот это самое мною вышесказанное и ещё кучу свсякого бреда, а иногда она обрывала свою речь на полуслове, с ней, с психикой её, было что-то не то. Так вот, идёт она со мной и говорит, что человека, механическим воздействием на его эмоции, на его внутренний мир, можно побудить к любому действию или удержать от любого действия. Между тем, если б это было верно, она бы рядом со мной не шла, потому что по всей этой химии и механическим воздействиям на внутренний мир ей однозначно следовало безвылазно лежать в стационаре. Так что

Но ведь я не агитатор,
Я - потомственный кузнец.
Я к полякам в Улан-Бактор
Не поеду, наконец! /В. Высоцкий/

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:09   Заявить о нарушении
Насчёт проклятущей реальности и прочая полумер никогда нигде не бывает. Это какое-то полу-христианство полу-сатанизм полу, в общем, компиляция из различных верований и практик так занялось внутренней свободой, что все остальные занятия побросало. Это можно понять, насмотревшись Фрейда и наслушавшись, что завтра мной начнёт управлять химия. И вот, в христианстве этом говорят, что этого не победить во всю жизнь, а потому всю жизнь и нужно положить на эти занятия. ;

А Фрейд, в смысле позитива в его учении, говорил, что не нужно... - сдаваться, обстоятельствам и состояниям, а можно химией и психологическими практиками то и другое исправить... -

А полумер нельзя, или вчера было нельзя придерживаться, или завтра станет можно придерживаться полумер. А нельзя полумер придерживаться потому, что, только ты пройдёшь сколько-то заметный отрезок пути в сторону одной из философий, одной из "зон доступа", как тут же на тебя попрётся войной "зона доступа" противоположная, и уже тебе придётся придерживаться крайнего варианта мистических практик, принятых в твоей философии, исключительно для того, чтобы себя защитить.

А придуркам, предлагающим среди всего этого радоваться жизни не в свободное время, а вообще вместо войны и мистики, по-моему, жить вредно, потому, что чем дольше они живут, тем больше они себя ослабляют, и будет ими в итоге химия управлять абсолютно, с чем их и поздравляю. Кто не верит в опасность, тем просто не повезло, кто не хочет об этом думать а то неприятно, те идиоты, кого эта опасность не устрашает, те практически враги. Скажем, потому, что, когда явится очередная какая-нибудь химия и химически погонит подчиняющихся химии абсолютно против частично ещё свободных людей, к которым я надеюсь оказаться принадлежащей, то химия эта погонит - против меня - именно этих персонажей.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:32   Заявить о нарушении
Кто есть Лессинг?

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:35   Заявить о нарушении
Внешнюю свободу теперь обрести невозможно. Потому, что, как только становишься сколько-то внешне ли, внутренне ли свободным, попадаешь в сферу интересов Мирового Заговора. Но пока ещё не полный Конец Света, и потому в деле обретения внутренней свободы всё же можно рассчитывать на больший успех, чем в деле обретения внешней свободы.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:37   Заявить о нарушении
Так что чрезмерная - правда "меры" этой пока не нашёл - концентрация на обретении внешней свободы - это тоже в каком-то смысле "Хай живе вильна Украина вид Киева до Берлина". - Хай живе, но нет сил удерживать под контролем столь обширную территорию. А так, конечно, супер,

Вырос стройный и высокий,
Песни пел, мадеру пил,
К Анатолии далёкой
Миноносец свой водил /Анна Ахматова/ -

Кто бы был против?

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:40   Заявить о нарушении
Предполагает, наличие ответственности, перед самим собой, ответственности за возможность или не-возможность удержать военным образом собственную свободу, прав был дедушка Фрейд.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:41   Заявить о нарушении
Дедушка Фрейд дорылся до какой-то Вселенской Астральной Помиойки, в которую выход из глубин человеческого подсознания, и пихает теперь в ту помойку своих наиболее верных последователей, тоже конечно молодец.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:43   Заявить о нарушении
Состояние "несчастной жертвы" вообще не похоже на пребывание во внутренней гармонии.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:44   Заявить о нарушении
Просто есть шкала ценностей, предлагающая в неоднозначной ситуации жертвовать - плотью:

Пусть конь - огонь, да и верный друг,
И как ни жаль его - гой еси! -
Когда шеломы трещат вокруг,
Подставь коня, а себя спаси. /С. Боханцев/ -

Другое дело, что христианство сдалось не оправдано и жертвует плотью, то есть частью себя, не имея на это причин; поступая таким образом адепты, натурально, служат ихнему врагу, врагу свободы каждого из адептов, лично.

У Боханцева эта хорошая песня:

Не смей живот сажать на рожон,
Прилюдной славы себе ища,
Не раз-добыл меча из ножон -
Подставь щита да ударь еща.

А ль за спиною твоей не рать?
Аль на груди не кольцо-броня?
А чтоб коню рожна не принять,
Подставь щита да укрой коня.

Пусть конь - огонь, да и верный друг,
И как ни жаль его - гой еси! -
Когда шеломы трещат вокруг,
Подставь коня, а себя спаси.

Но коль товарищу смерть сулят
Побоища да пожарища...
-Простит тебе мать сыра-земля... -
Подставь себя за товарища. /С. Боханцев/

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:50   Заявить о нарушении
Или еще страшнее - найти иллюзорную "свободу" и стать её рабом (по Гете)

Во, точно. Не знаю, как там по Гёте, но сказано замечательно.

Агата Кристи Ак   04.09.2011 00:51   Заявить о нарушении
Так, девочки...- в свободе главное то, что ОНА - не ОТ-, а ДЛЯ-...-для реализации сущностных сил и векторов Личности...

А уж каждый индивидуум по-своему ориентирует для себя рамки запретов-разрешений общества... Тут, естественно, главное - не навредить ближнему, окружающим...

Глоток Эмпатии   05.09.2011 12:05   Заявить о нарушении