человек начинается с дела

человека создает деяние
так пишет Гегель
без деяния человек ничто
и только в деянии
он становится чем-то
самопознание путем
интроспекции это
иллюзия невозможная
вещь познавать себя
можно только в деянии
а все те мысли чувства
желания которыми ты
дорожишь и считаешь
гранями своего «я»
ничего не стоят потому
что они суть ничто
и останутся ничем пока
не приведут к деянию

Андерс Брейвик был
ничем пока упражнялся
в стрельбе и сочинял
Манифест но он стал
кем-то совершив теракт
он стал человеком
личностью пусть и
преступной недаром его
адвокат рассчитывает
что Брейвика признают
невменяемым и тем
самым вернут к дочело-
веческому состоянию
из которого он с таким
трудом выбрался
в сущности большинство
из нас невменяемы
потому что не замечены
ни в каких деяниях
ни дурных ни благих
потому-то все романтиче-
ские герои предпочитали
вечное проклятие без-
деятельному существова-
нию чего мы конечно
никак не можем одобрить
и у нас найдутся десятки
сотни тысячи убедительных
аргументов чтобы
им возразить


–––––––––––––––––––––––
     1) «Истинное бытие человека, напротив, есть его действие; в последнем индивидуальность действительна... Действие есть нечто просто определенное, всеобщее, постигаемое в абстракции; действие есть убийство, кража, благодеяние, подвиг и т.д., и о нем можно сказать, чтО оно есть. Оно есть “это”, и его бытие есть не только знак, но сама суть дела. Оно есть “это”, и индивидуальный человек есть то, чтО есть оно; в простоте “этого” бытия индивидуальный человек есть сущее для других, всеобщая сущность, и перестает быть только мнимой сущностью... В качестве его подлинного бытия следует утверждать только действие...” – Г. Ф. Гегель. «Феноменология духа».
     2) «Ибо человек есть его деятельность; его нет вне и помимо его произведения». – А. Кожев. «Введение в чтение Гегеля».
     3) «"В начале было дело", – стих гласит». – Гете. «Фауст».


Рецензии