Случился свет. Мария Маркова

Мария Маркова

 Слушая, как – невозможно заснуть –
 дождь задержался, встаю и – на кухню.
 Чёрные горы, извилистый путь.
 Свет загорится и сразу потухнет.

 Свет, говори со мной, нервно живи.
 Уличный блеск и огонь зажигалки.
 Фары мигнут, поплывут фонари –
 посеребрят потолочные балки.

 Разве не мне в этой роще ходить,
 в стеклах дрожать, отражаться ветвями,
 жадно гореть и рассеянно пить,
 улицей спать и будить соловьями?

 Разве не мне превращаться и плыть,
 комнатой быть и стоять тополями,
 нежно живущих и живших любить,
 окна открыть и заплакать над нами?

 ***

 Зелёный выводок, прозрачный молодняк –
 протянутые к небу ветки – жилки
 дрожат от ветра так,
 как будто вышли к свету по ошибке.

 Какие скорбные деревья во дворе,
 какие нежные деревья во дворе!
 Вилкообразные, колючие, пустые.
 Легки скелеты их, на пасмурном костре
 потрескивают, ветром на заре
 охвачены, а подойдёшь – остыли.

 А подойдёшь – шершавая кора,
 и на скамье – такие же соседи,
 два старика, которые вчера
 так были молоды, из мрамора и меди
 так были сделаны, так пели на ветру,
 горели, плавились, упорствовали, рдели,
 но в прах рассыпались и выцвели к утру –
 сидят, не двигаясь, совсем окостенели.


 Я время мучаю, я для него живу,
 а вы, смотрящие на тополь и рябинку,
 какую видите внезапную листву,
 какую помните – царапнуло – пластинку?
 Бежало белое и вышло молоко.
 Кого любили вы – красивая забава.
 Выходит Нюрочка в халате на балкон.
 Ах, эта Нюрочка – и золото, и слава,
 и власть – не выдержишь смотреть, кому горит.
 Седьмой десяток, тихоходы мира.
 Весь день без звука Брежнев говорит
 стихи безумные из радиоэфира.
 Столы вращаются и музыка точна.
 Случился свет, когда её прервали.
 И что душа предчувствием полна,
 не объяснить обычными словами.

  «Нервно живи» – обращается за поддержкой к свету поэтесса. Но и два эти стихотворения – нервная жизнь за других, пример блестящего сострадательного перевоплощения, метаморфоза, мучительная, на грани срыва, плача и слез.
Кружит наша пластинка памяти, царапает по живому, вырезает на сердце виниловые радиусы.
  Дождь не дает спать, «душа стесняется лирическим волненьем». Путь на кухню – пусть к свету и людям. Такой краткий, но такой «извилистый», в нагромождении «черных гор». Скорей, скорей к спасительному собеседнику, огню.
  Импрессионистические фонари Аннинского брезжатся за текучей, подвижной, плывущей картиной комнаты и того, что за окном. «Я время мучаю, я для него живу», – говорит поэтесса. Степень чувствования настоящего так велика, что без натяжки рождает цепочку перевоплощений, чтобы обратить лицо и душу наружного мира к нам, «любить» и «заплакать над нами». Хочется поэтессе, что всё внешнее, наружное было благорасположено человеку, людям, чтобы в свой час – «улице спать», «соловьям будить». Самой – мало, пусть весь мир за окном исполнится этой переполняющей ее нежностью. К ней, правда, примешиваются скорбь и слезы.
  Кольца винилового диска («пластинка»)– кольца прожитых лет. Игла неизбежно «потрескивает» к точке невозврата.
  …Мощно выраженное прорастание во дворе из «скорбных» и «нежных» деревьев  скорбных и нежных стариков. И снова мучительно дающееся желание встать по их сторону, направить иглу в ту сторону, где «случился свет». И неважно уже, из настоящего или прошлого выплывает Нюрочка, – она воплощение той поры, когда белое бежало молоко, когда сами «горели, плавились, упорствовали, рдели».
  Как стопроцентно точны здесь два слова – «мрамор» и «медь»: первое – способностью «цвести», принимать в себя все краски мира, отражать их, запечатывать в себе, второе – как определяющее цвета юности, молодости, и еще – исполненное музыки.
  Врастание в  «шершавое», «окостеневшее», «остывшее» стариков нежного и почти слезного взгляда автора смягчает и последний на них кивок: - «тихоходы мира».
  Всё последовательно выдержано в маленьком цикле, каждое слово поддерживает другое, ничто не пропадает, ничто не сказано просто так.
  И всё необыкновенно человечно. Та великая сила любви, которая рождает слезы. В том числе и у нас.


Рецензии
Как у вас всё сложно...
В каждое слово приходиться вдумываться...

Александр Лисицин   11.01.2015 11:34     Заявить о нарушении
Согласен. Просто написать о её текучей, подвижной поэзии необыкновенно сложно.
Конечно, хотелось бы найти слова, ясные всем. Объясняющие стихи Маши. Но...
Спасибо, что дошли до конца.
Мне думается, нужно сильно пережить сначала её стихи, чиать их раз за разом. Тогда общее и у нас с вами и с другими обнаружится. И текстовка покажется легче.

Учитель Николай   11.01.2015 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.