Учитесь

Учитесь у друзей прощать...
Учитесь у врагов прозренью.
На каждом - "самости" печать,
И в каждом есть глупец и гений.

Не слушайтесь своих обид,
Не поддавайтесь зову мести:
Жизнь к каждому "благоволит",
Но только в испытаньях крестит.

Не стройте для гордыни храм,
Не нагружайте спину страхом,
Не побирайтесь по пирам
И не робейте перед крахом.

Случится всё, что быть должно.
Но выходить из катаклизмов
Самим придётся всё равно.
И это называют жизнью.

Удачу пестуя, мечта
Вас не поддержит чувством меры...
Любая значимость пуста
Без собственных трудов... и веры.

                27.08.2011

Анализ стихотворения
Общая характеристика
Жанр произведения — философская лирика с элементами назидательности. Стихотворение относится к глубокомысленной поэзии, направленной на осмысление важных жизненных вопросов.

Тема и идея
Центральная тема — философские размышления о смысле жизни, нравственных ценностях и духовном росте. Основная идея заключается в призыве к самосовершенствованию через преодоление негативных качеств личности и правильное восприятие жизненных испытаний.

Композиционные особенности
Структура произведения включает 6 строф (24 строки). Композиция выстроена последовательно: от начальных размышлений о прощении и мудрости через преодоление гордыни к финальному осмыслению жизненного пути.

Художественные особенности
Изобразительные средства представлены:

Метафорами («самости печать», «строят храм гордыни»)
Эпитетами («собственные труды»)
Олицетворениями («жизнь благоволит»)
Антитезами («друзья — враги», «мечта — вера»)
Стихотворная организация
Ритмическая организация: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (АБАБ). Размеренный ритм соответствует философскому характеру произведения и создаёт атмосферу спокойного размышления.

Основная мысль
Ключевой посыл стихотворения заключается в том, что истинный рост личности происходит через работу над собой, преодоление недостатков и правильное отношение к жизненным трудностям. Автор подчёркивает, что ценность человека определяется его собственными усилиями и верой.


Рецензии